- Преподавателю
- Директору, завучу
- Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога
Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оздоева О.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога
Оздоева Оксана Владимировна
заместитель директора по учебной работе,
учитель истории, обществознания и права
Подгорненской СШ,
Жаксынского района,
Акмолинской области
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Чтобы учить других - учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
1. осуществляется добровольно;
2. управляется самим человеком;
3. планируется, управляется и контролируется самим человеком
4. Необходим для совершенствования каких- либо качеств и навыков
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
* "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
* "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
* "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т. п.
Формы организации самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения - в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
* система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
* нехватка у педагогов свободного времени;
* дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
* Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной основе;
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
ПРИМЕР
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
* Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
* Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
* Открытый класс (openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
Диагностика
и планирование процесса самообразования
Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).
2й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Известна истина, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
• повышение качества преподавания предмета;
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических (в т. ч. наглядных) материалов, тестов;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
• повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Приложение 1
Оценка уровня готовности педагога к развитию
(методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)
Анкета № 1
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе.
Приложение 2
Оценка уровня готовности педагога к развитию
Анкета № 2
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 - да (препятствуют или стимулируют);
4 - скорее да, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет;
1 - нет.
Препятствующие факторы:
Собственная инерция.
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
Методическая работа.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в школе.
Внимание к этой проблеме руководителей.
Доверие.
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
Занятия самообразованием.
Интерес к работе.
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) - суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
№ п/п
Способность педагогов к самообразованию
Ф.И.О.
педагога
Стимулирующие
факторы
Препятствующие факторы
Система
мер
1
Активное развитие
2
Не сложившееся развитие
3
Остановившееся развитие
Приложение 3
Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов
Препятствующие факторы
Сумма баллов (максимально 65)
%
Собственная инерция
Разочарование из-за прежних неудач
Отсутствие поддержки и помощи руководителей
Недоброжелательность окружающих
Состояние здоровья
Нехватка времени
Ограниченные ресурсы
Приложение 4
Факторы, стимулирующие самообразование учителя
Стимулирующие факторы
Сумма баллов (максимально 65)
%
Методическая работа в УО
Обучение на курсах
Пример и влияние коллег
Пример и влияние руководителей
Организация труда в УО
Внимание к проблеме руководителей
Доверие
Новизна деятельности
Самообразование
Интерес к работе
Самообразование
Интерес к работе
Возрастающая ответственность
Признание в коллективе
Оценка уровня готовности педагога к развитию (методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)
55 и более баллов - педагог активно реализует свои потребности в саморазвитии.
75%
от 36 до 54 баллов - у педагога отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
25%
от 15 до 35 баллов - педагог находится в стадии остановившегося развития.
0%
Завершить свое выступление хочется словами К.И. Чуковского:
«…Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно стать открытием, которое вы сделали сами».
Приложение 5
Памятка к исследовательской работе педагога
I. Как правильно сформулировать тему:
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс
Предмет исследования
Условия
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние и т.п.
Познавательные способности
Познавательная активность
Умения что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность и т.п.
На уроках
На семинарах
На заседаниях МО
На курсах
На интернет- сайтах
Знакомство с чем- либо новым
Участие в проектах и т.п.
2. Формулировка темы по схемам:
ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО
ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО
Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
Например:
«Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у учащихся среднего школьного возраста»
«Использование ролевых игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего школьного возраста»
II. Определение актуальности и новизны исследования
III. Формулирование цели исследования
Приложение 6
Памятка для осуществления самоанализа
1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки каждой темы.
4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Приложение 7
Памятка по самообразованию
Возможная проблема
Пути решения
Не могу определиться с темой самообразования
Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы ту,
которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно - правовые документы: законы, письма Министерства Образования и Науки Республики Казахстан, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы: Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других ОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
Список использованной литературы
1. Электронный педагогический словарь, dictionary.fio.ru/
2. Николенко Л.В. "Самообразование учителя" edunet.uz/