Формирование функциональной грамотности студентов в процессе обучения специальным дисциплинам

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование функциональной грамотности студентов в процессе обучения специальным дисциплинам.Формирование функциональной грамотности студентов в процессе обучения специальным дисциплинам.Тема: Формирование функциональной грамотности студентов

в процессе обучения специальным дисциплинам.

Волошко

Валентина Ивановна - заведующая кафедрой педагогики Костанайского педагогического колледжа

Нуганова

Гульжанар Асхатовна -

преподаватель кафедры педагогики

Костанайского педагогического колледжа

Резюме к статье

Бүл мақала, бүгінгі күннің өзекті міселесі 12 жылдык білім беруге көшу мақсатында студенттерді функционалдық сауалыққа қалыптастыру жөнінде қарастылған.

Негізгі көңіл аударылған мәселелер функционалдық сауаттылық туралы нақты білімдерін жеімдеру және іс тәжірибеде, жеке тұлғаны қалыптастыруда қолдана баяндалған.

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, путям формирования функциональной грамотности студентов в процессе обучения специальным дисциплинам в педагогическом учебном заведении в условиях перехода на 12-летнее образование.

Основное внимание в работе авторы акцентируют на структурных компонентах функциональной грамотности, таких как когнитивный, деятельностный, личностный и мотивационный, каждый из которых раскрывает его применение на практике.

The present article is devoted to the urgent problem, the ways of forming of students' functional literacy in the process of teaching special disciplines in the pedagogical establishment in the conditions of transforning to twelve- year education.

The author of the article pays the main attention to the structural components of functional literacy such as cognitive, activitive, personal and motivative and each of them discloses its usage in practice.

Основные понятия: функциональная грамотность, прикладные знания, личностный компонент, деятельностный компонент, мотивационный компонент, компетентность




























Тема: Формирование функциональной грамотности студентов

в процессе обучения специальным дисциплинам.


«Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров…Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» - говорил Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана в своем Послании от 14 декабря 2012 года //Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства //.

При подготовке будущего педагога 12 - летней школы необходимо сформировать знания и профессиональные навыки, которые будут основой для формирования конкурентоспособной личности.

Преобразования, характеризующие этап развития современного Казахстана, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и принципах и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность. Личность, умеющая быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения специалистов в педагогическом учебном заведении ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности. Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом.

Ядром учебного процесса обучения специальным дисциплинам выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний»

Структура функциональной грамотности студентов педагогического учебного заведения в процессе обучения специальным дисциплинам представляет собой четыре основных компонента: когнитивный (прикладные знания), деятельностный (предметные репродуктивные и продуктивно-творческие умения и навыки), личностный (личностные качества) и мотивационный.

Понимание функциональной грамотности применительно к техническому профессиональному образованию базируется на том, что основу функциональной грамотности составляет познавательная среда решения проблем, формируемая в процессе обучения специальных дисциплин путем решения студентами типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом на основе преимущественно практикоориентированных знаний. Например, определение триединой цели урока, основных понятий, внедрение в урок казахстанского и регионального компонента, использования полиязычия, межпредметных связей, разработка дифференцированных заданий, создание презентаций, видеороликов, работа в интернете. Подбор игр, творческих заданий, способствующие развитию сотруднических отношений между педагогами, родителями и учащимися. Написание эссе по определенной теме используя термины из краткого словаря современной педагогики (когнитивный компонент).

Взаимоотношения между преподавателем и студентом, их обучение в диалоге, организация, планирование, контроль, как во время учебного процесса, так и во время учебно-практической деятельности. Основными критериями успешности обучения на таких дисциплинах как педагогика и методика воспитательной работы становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Учебные проекты дают возможность связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях методы педагогических исследований, с реальной жизнью. Разрабатывая проект, студенты проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества личности, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем ему необходимо работать (деятельностный компонент).

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание - понимание - применение - систематизация и обобщение», поэтому во - первых, для начала нужно учить студентов самооценки.

Во - вторых умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

В третьих способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию потребности в творческой деятельности.

В четвертых развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых можно выделить:

  • психологическая установка на работу с учениками, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

  • креативность мышления;

  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью (личностный компонент.

Для будущего педагога важнейшим должно стать осознание необходимости решения учебно-профессиональной проблемы, как проблемы личностно - значимой. Понимание взаимосвязи функциональной грамотности и учебно-познавательной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагога позволяет найти путь развития интереса к профессии у студентов и поддержать стремление к знаниям в ходе всего периода обучения.

Литература.

  1. Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

  2. В. П. Зинченко / Психологический словарь 2-е изд. / Москва, 1997 г.

  3. Русинова Л. П. / Учебное пособие // Педагогический словарь по темам // Сарапул, 2010 г.

  4. zhuldyz.kz/


© 2010-2022