Программа по работе с семьей

В каждой школе должна быть программа по работе с семьей, сейчас это просто необходимо. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо составить такую программу. В нашей школе она уже работает третий год, поэтому я предлагаю вашему вниманию эту программу. Возможно, что она не совсем совершенна. В программе есть актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей, цель и задачи программы, основные направления организации работы школы с семьей, спланирована работ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Краснинская средняя общеобразовательная школа



"Утверждаю"

Директор школы: В.Н.Нестеров














Программа

по работе с семьей






















Актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно - воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Практическая работа школы с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- психолого - педагогическое просвещение;

- родительско - педагогический анализ;

- родительское осмысление воспитания детей;

- родительское соучастие в работе педагога;

- родительское сотворчество;

- родительское научение, тренинг.

Однако, существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во - первых , весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

Во - вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания - в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.

В - третьих, в обществе происходит обострение не только социально - экономических, экологических, демографических, но и социально - психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

Совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого - педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями - совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

Данная программа предполагает изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями,

учителями и учениками, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах личностного развития детей.

Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых подросток становится способным:

  • осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

  • уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

  • стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Принятие и реализация Программы будет способствовать развитию взаимоотношений школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.



Цель и задачи программы

Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего

развития и воспитания здоровой личности.

Задачи:

  • формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления;

  • содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;

  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;

  • содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;

  • определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

  • выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

  2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.

  3. Повышение педагогической культуры родителей.

  4. Профилактика негативного семейного воспитания.

  5. Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.


Участники программы:

  • члены педагогического коллектива;

  • педагог-психолог;

  • социальный педагог;

  • медицинские работники;

  • родители.

Сроки реализации программы:

2010-2015 уч.г.

Основные направления организации работы школы с семьей:

  1. Составление характеристик семей обучающихся.

  2. Организация диагностической работы по изучению семей.

  3. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной, групповой и индивидуальной работе с семьей.

  4. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  5. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

  6. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.

  7. Использование различных форм сотрудничества с родителями - отцами.

  8. Активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социального педагога, педагогов ДО, библиотекаря, воспитателей ГПД.

9. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта.

коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к

семейной жизни.

10. Разработка тематического оформления по работе с семьей.

11. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • родительское собрание;

  • родительский лекторий;

  • тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

  • дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • вечера вопросов и ответов;

  • диспут, дискуссия;

  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

  • совместные праздники, подготовка концертов;

  • семейные праздники и фестивали;

  • помощь в укреплении материально-технической базы школы;

  • участие родителей в работе совета школы и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности:

  • общественные форумы знаний,

  • творческие отчеты по предметам,

  • дни открытых уроков,

  • праздники знаний и творчества,

  • турниры знатоков,

  • совместные олимпиады,

  • выпуск предметных газет,

  • заседания, отчеты научных обществ учащихся.

Формы трудовой деятельности:

  • оформление кабинетов,

  • благоустройство и озеленение школьного двора,

  • посадка аллей,

  • создание классной библиотеки,

  • выставки «Мир наших увлечений»

Формы досуга:

  • совместные праздники,

  • подготовка концертов, спектаклей,

  • просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

  • соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты,

  • экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями).

  • Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.

Р

Организаторская деятельность

Повышение мастерства воспитателяОДИТЕЛИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ

Программа по работе с семьей

Круглый стол, диспут, ринги

Программа по работе с семьей

Родители руководители кружков

Экскурсии, походы, музеи

Совет школы

Родительский комитет

Родительские конференцииПрограмма по работе с семьейПрограмма по работе с семьей

Праздники, концерты, КВН

Родительский всеобуч

Выполнение вместе с детьми творческих порученийПрограмма по работе с семьей

Родительские собрания

Час вопросов и ответов на актуальную тему

Лекции, практикумыПрограмма по работе с семьейПрограмма по работе с семьейПрограмма по работе с семьейПрограмма по работе с семьей

План реализации программы на 2010 - 2015 учебные годы

Направления в работе

Содержание

Срок

Ответственные

1. Привлечение родителей, семей к делам и проблемам ОУ

1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Молодежь против наркотиков;

- Мир семьи;

- Итоги года;

- Всероссийский день матери;

- Международный день семьи.

2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.

3. Привлечение к ремонту школы.

4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий.

5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.

По плану

Ноябрь

Январь

Май

28 ноября

15 мая

В течение года по необходимости

Май - август

В течение года

Май

Администрация, классные руководители


Администрация, классные руководители, родительский комитет


Администрация

2. Оказание различной помощи семье

1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.

2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

3.Устройство детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр.

4.Организация психологической помощи.

5.Оказание помощи опекаемым учащимся в предоставлении путевок в оздоровительные лагеря на летний период

Еженедельно

По возможности

В течение года

По необходимости

Май

Кл. руководители, учителя - предметники, администрация

Соц. педагог

Администрация, психологическая служба

Зам. директора по ВР

3. Повышение педагогической культуры родителей

1.Классные тематические родительские собрания.

2. Всеобуч родителей (общешкольн. родит. собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов.

3. Информационно-иллюстрированные стенды.

4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.

5. Использование видеоматериалов в пед.просвещении родителей.

Не реже 1 раза в четверть.

1 раз в полугод


1 раз в четв.

По мере возможности.

По возможности

Кл. руководители

Администрация


Зам. директора по ВР

Администрация

4. Профилактика негативного семейного воспитания

1. Индивидуальные встречи, беседы.


  1. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.

  2. Консультационные дни специалистов.

  3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в соц. приюты.

  4. Вызов на Совет по профилактике, КДН.

  5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.

  6. Собеседование по организации летнего отдыха

В течение года по необходимости

В течение года

Ежегодно

По необходимости

По необходимости

По необходимости

Май

Администрация, кл.руководители

Администрация, кл.рук., инспектор ПДН

Администрация, ПДН, психолог

Администрация, работники приюта

Администрация

Администрация, кл.руководители






1. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Повышение педагогической культуры родителей (индивидуальные беседы классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директора по УВР и ВР, директора, психолога, социального педагога).

  1. Организация дней открытых дверей для родителей.

  2. Вовлечение родителей в работу с детьми во внеурочное время.

  3. Изучение опыта семейного воспитания.

  4. Работа по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений.

  5. Беседы с родителями по вопросам комплектования 1-х классов (январь-июнь).

  6. Анализ успеваемости и посещаемости учащихся (в конце каждой четверти).

2. ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Заседание 1

1. Ознакомление членов комитета с Типовым
положением о родительском комитете
общеобразовательной школы.

2. Распределение обязанностей между членами
родительского комитета.

3. Утверждение плана работы на год.

октябрь

Нестеров В.Н.

Новикова Е.В.

Заседание 2

1. Обеспечение оптимальных условий для организации
образовательного процесса (оказание помощи в части
приобретения учебников, подготовки наглядных
методических пособий).

2. Организация качества питания обучающихся,
медицинского обслуживания.

3. Обсуждение локальных актов общеобразовательного
учреждения.

ноябрь

Нестеров В.Н.

Новикова Е.В.

Заседание 3

1. Об участие в организации безопасных условий
осуществления образовательного процесса,
выполнения санитарно-гигиенических правил и норм.

2. Итоги проверки состояния режима питания учащихся
школы (результаты проверки работы школы).

3. Ответственность родителей за воспитание детей
( вызываются родители учащихся с низкой
успеваемостью и плохо посещающих школу)

декабрь

Нестеров В.Н.

Новикова Е.В.

Цыганова Т.П.

Заседание 4

1. Организация и проведение общешкольных
мероприятий в период зимних каникул.

2. Итоги проверки соблюдения учащимися 1-11 классов
правил поведения в школе.

январь

Новикова Е.В.

Цыганова Т.П.

3. Отчет родительских комитетов 1-11 классов о проделанной работе.


Кл. руководит. 1-11 кл.

Заседание 5

1. Профилактика правонарушений, безнадзорности и
беспризорности среди несовершеннолетних
обучающихся.

2. Итоги рейда членов родительского комитета по
проверке соблюдения режима дня учащихся из
трудных семей.

февраль

Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.

Заседание 6

1. Об итогах деятельности классных родительских
комитетов.

2. Обсуждение итогов рейда членов родительского
комитета по проверке условий воспитания и быта
учащихся в трудных семьях ( с приглашением на
заседание родителей).


март

Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.

Заседание 7

1. Участие членов родительского комитета в подготовке
школы к новому учебному году.

2. Консультативная работа среди родителей (законных
представителей) обучающихся об их правах и
обязанностях.

3. Обсуждение итогов проверки посещаемости и
успеваемости учащихся 9-11 классов

( с приглашением родителей и учащихся).

апрель

Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.

Серова Н.Н.

Заседание 8

1. Участие в разработке мероприятий по созданию
условий для сохранности здоровья и жизни детей в
весеннее - летний период.

2. Обсуждение плана проведения экскурсий и походов
учащихся в весеннее - летний период.

3. Оказание помощи в организации и проведении
ремонта школы на новый учебный год.

май

Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.

Нестеров В.Н.

Другие мероприятия.

1. Оформить правовой утолок для родителей.

2. Принять участие в организации и проведении
общешкольных собраний.

3. Провести родительскую конференцию по обмену

декабрь

январь

февраль

. Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.

опытом семейного воспитания.

4. Организовать для учащихся встречу с ветеранами
войны и труда п.Красный

5. Принять участие в разработке мероприятий операции
«Подросток» ( на период летних каникул).

апрель май


3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (УНИВЕРСИТЕТ).

Класс

Содержание

Сроки

1 класс

1. Физическое и психическое развитие ребенка 7-9 лет. Режим для первоклассника.

Сентябрь

2. Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка.

Ноябрь

3. Поведение ребенка 7-9 лет и воспитание. Хочу, можно, нельзя, надо.

Февраль

1-8 кл.

4. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, пожарная безопасность, наркологическая безопасность), консультации юриста.

Сентябрь Апрель

2 класс

1. Психическое и физическое развитие ребенка.

Сентябрь

2. Духовная жизнь семьи и развитие ребенка в этом возрасте.

Октябрь

3. Алкоголизм и дети.

Декабрь

4. Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека.

март

3, 4 класс

1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня.

Сентябрь

2. Алкоголизм, брак, дети, семья.

Декабрь

3. Компьютер, телевизор и воспитание ребенка.

Февраль

4. Воспитание гражданина.

Май

5 класс

1. Анатомо-физическое и психическое развитие младших подростков.

Сентябрь

2. Половое воспитание. Единство полового и нравственного воспитания.

Ноябрь

3. Добро, ласка, поощрение, требовательность, твердость, ограничение желаний в воспитании детей.

Январь

4. Дети и ПАВ (психоактивные вещества)

Март

6 класс

1. Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью.

Октябрь

2. Умственное воспитание подростков и задачи семьи.

Декабрь

3. Самовоспитание подростков.

Март

4. Эстетическое воспитание подростков.

Май

7 класс

1. Анатомо-физическое и психическое развитие подростков.

Сентябрь

2. Потребности и желания подростков. Ограничение и дисциплина желаний - важное условие правильного воспитания. Воспитание умения управлять желаниями.

Ноябрь

3. Развитие индивидуальных наклонностей и способностей |


детей.


4. Патриотическое воспитание подростков.

Март

8 класс

1. Половое созревание.

Ноябрь

2. Воспитание человечности у подростков.

Январь

3. Семья как коллектив.

Март

4. Предупреждение нервных заболеваний в годы отрочества.

Апрель

9 класс

1. Анатомо-физическое и психологическое развитие старших подростков.

Сентябрь

2. Единство физической, нравственной и половой зрелости.

Октябрь

3. Духовные потребности юношества и их развитие.

Декабрь

4. Правовое сознание юношества ( с приглашением специалиста).

Февраль

5. Профессиональная ориентация и выбор специальности.

Апрель

10 класс

1. Педагогический такт в воспитании юношества.

ноябрь

2. Как говорить с юношами и девушками о любви, семье и браке.

Декабрь

3. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.

Февраль

4. Самовоспитание в годы ранней юности.

Март

9-10 кл.

5. Основы безопасности жизнедеятельности ( с приглашением нарколога, юриста).

Апрель

11 класс

1. Смысложизненный поиск юношества.

Октябрь

2. Интимно-личностное самоопределение юношества.

Ноябрь

3. Мировоззренческое самоопределение юношей и девушек.

Декабрь

4. Профессиональное самоопределение юношей и девушек.

Январь

5. Поддержка профессионального юношества: объединение усилий семьи и школы.

Март

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

№ п/п

Проводимое мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Аналитико-диагностическая деятельность по изучению отношений «школа-семья»

в течение года

Новикова Е.В.

2.

Продолжение работы по реализации программы «Семья»

в течение года

Новикова Е.В.

3.

Оформление уголка для родителей

ежемесячно

Цыганова Т.П.

4.

Проведение общешкольных родительских собраний:

Наркотики и статистика

I четверть

Цыганова Т.П.

Новикова Е.В.


1. Статистические данные о проблеме




наркомании. Симптомы и опасности




болезни. Пути решения проблемы.




2. Режим дня школьника его роль




(рекомендации врача специалиста)




3. Обеспечение безопасности учащихся




школы.




4. Анализ успеваемости и посещаемости




учащихся.



Трудовое воспитание и профессиональная




ориентация старшеклассников




1. Информация об учебных заведениях, в




которых может поступить учащийся




после 9 и 11 классов




2. Анализ профессиональных интересов



девятиклассников и


Новикова Е.В.



одиннадцатиклассников и отношение к




ним родителей. Рекомендации психолога




по профориентации.

III четверть



3. Влияние культурных ценностей на




познавательное развитие учащихся.



4. Анализ успеваемости и посещаемости




учащихся.




Анализ подготовки учащихся к экзаменам




1. Значение семьи в ответственные




моменты жизни.




2. Готовность учащихся выпускных


Серова Н.Н.


классов к сдаче экзаменов.

3. Анализ успеваемости и посещаемости

IV четверть



учащихся.




4. Итоги прошедшего учебного года.






5.

Организация работы родительского комитета.

в течение года

Новикова Е.В.

6

Индивидуальные консультации:

> особенности здоровья ребенка;

> его увлечения, интересы;

> поведенческие реакции;

> особенности характера;

> мотивация учения;

> моральные ценности семьи.

в течение года

Новикова Е.В.

Цыганова Т.П.

Кириленко Г.И.

7

Посещение на дому.

в течение года

классные

руководители,

Цыганова Т.П.

8

Тематические консультации

1. Ребенок - не хочет учиться. Как ему
помочь?

2. Талантливый ребенок в семье.

3. Три поколения под одной крышей.
Проблемы общения.

4. Единственный ребенок в семье. Пути
преодоления трудностей в воспитании.

в течение года

Новикова Е.В.

Цыганова Т.П.

Кириленко Г.И.

9.

Контроль за поведением классных родительских собраний.

в течение года

Новикова Е.В.

10

День семьи.

март

Новикова Е.В.

© 2010-2022