- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад на педагогический совет на тему Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
Доклад на педагогический совет на тему Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Риковская Н.А. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад.
Тема. Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
в МБОУ СОШ №3
Воспитание патриотизма
начинается с воспитания любви
к своей Малой Родине
1.Актуальность гражданско - патриотического воспитания в современной России.
Условия, в которых сегодня находится российское общество, неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско - патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект. Выделю, на мой взгляд, основные:
- духовный кризис;
- упадок общественной морали,
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, не принесли желаемых результатов.
Отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско - патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально - психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско - патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
2.Содержание, цели и задачи гражданско - патриотического образования и воспитания школьников.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
Перед вами основные принципы, задачи, методы, формы Патриотического воспитания.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, умение применять свои знания на практике.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
3.Структура нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания школьников.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка.
Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
4.Организация работы по данному направлениюв МБОУ СОШ №3
Таблица №1
Виды деятельности
Направления
Задачи
Формы работы
Учебная
деятельность
Изучение истории, культуры Отечества, формирование у учащихся чувства патриотизма
-
Учебные предметы
-
( история, ОБЖ, ИЗО, обществознание, литература, музыка)
-
Кружки :
1.Вокально-хоровой «Росинки»,
2. Экология «Заповедники»;
-
Факультатив
« Основы Доноведения»
Предметные недели
Разнообразными формами и методами приобщать школьников к патриотическому наследию России
- Неделя истории и правовых знаний
- Неделя ЗОЖ
- Неделя русского языка и литературы.
Воспитательные мероприятия
Проектная деятельность ко Дню Победы
-Месячник оборонно-массовой работы ко Дню освобождения города и Дню защитника Отечества
- Шефская работа над ветеранами ВОВ
- Военно-спортивные эстафеты «Зарница»
-Муниципальный конкурс допризывной молодежи
Работа ученического самоуправления
Формировать сознание активного гражданина
- Работа школьного парламента
-Муниципальный конкурс
« Лучший ученик »
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Организация этой работы представлена на следующем слайде.
Организация взаимодействия школы и ДДТ (1-4 классы) Таблица №2
Направление
Формы организации внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное направление
Ритмика, хореография, подвижные игры
Общекультурное направление
Хоровое пение и вокал,
Кружок изо «Волшебный карандаш»
Театр
Общеинтеллектуальное направление
« Музейная педагогика»
Нравственное направление
«Доноведение»
Мой край
Я-Патриот
Организация взаимодействия школы и социальной среды :
ДК им. Чкалова, ДЮСШОР №25, школа Искусств, Шахматный клуб.
Хочется отметить 100% занятость начальной школы в дополнительном образовании.
В старшем и среднем звене учащиеся взаимодействуют с социальной средой следующим образом:
Организация взаимодействия школы с социальной средой
(5-11классы)
-
Комитет по делам молодежи
-
Краеведческий музей
-
ДОСААФ
-
Военный комиссариат
-
ДЮСШОР №25
-
Городской совет ветеранов
-
ДК им. Чкалова
-
Школа Искусств
-
Правоохранительные органы
-
ДДТ
-
Шахматный клуб
Учащиеся школы имеют такие результаты:
I. В городских военно-патриотических мероприятиях.
1.Игра «Орлёнок»: команда 11 класса
-игры в общекомандном зачёте -4 место
-эстафета «Полоса препятствий» - 2 место
2. Соревнования по « Лазер-таг» (8-Б) -5 место
3.Эстафета « Боевое развёртывание»(10 класс)-4 место
4.ДОСААФ «Соревнования по стрельбе» (сборная команда 6-А,11 классов)-1 место (декабрь)
5. ДОСААФ «Соревнования по стрельбе» (сборная школы)-2 место (январь),
Личное первенство-Усанин Олег (6А)-3 место.
II.В спортивных соревнованиях.
-
Футбол (сборная школы)-2 место в подгруппе.
-
Четырехборье( сборная школы 5-8 классы)-6 место.
-
Футбол (сборная школы)-4 место.
-
Кросс(сборная школы)-5 место.
-
Волейбол (юноши) кубок Отдела образования - участие.
-
Русские шашки (сборная школы)-1 место.
-
Шахматы (сборная школы)-2 место.
-
Настольный теннис (сборная школы)-5 место.
-
Плавание (командный зачет)-3 место.
10.Баскетбол (сборная школы)-5 место
III. В муниципальных мероприятиях
Конкур "Танцуем все"- Гран-при
В декабре 2014 г. Проходили школьные соревнования посвященные неделе ЗОЖ. Хочется отметить победителей : 1в,2а,3б,4в,5б
Хочется отметить наставников наших спортсменов - учителей физкультуры Минееву Е.А, Гаркуша Г.В. и Митько В.А.
И классные руководители с 1-11 классы. Благодаря их слаженной работе, обучающиеся улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом.
5. Заключение.
И в заключении хочется сказать, что в российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Гражданское, патриотическое, нравственное воспитание-одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Проект решения педсовета:
1.Продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
2.Классным руководителям сдать методическую разработку классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию.