Выступление на педагогическом совете Опыт успешного освоения ФГОС НОО: проблемы, решения, результаты

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете Опыт успешного освоения ФГОС НОО: проблемы, решения, результатыМуниципальное Казенное общеобразовательное учреждение «Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Выступление на педагогическом совете:

Подготовила:

заместитель директора по УВР,

учитель искусства

Вишневской СОШ

Бабичева Наталья Ивановна

Вишнево - 2015



Опыт успешного освоения ФГОС:

проблемы, решения, результаты

Цель:

- определение положительного опыта и актуальных проблем реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении;

- создание условия для становления готовности педагогов к реализации деятельностного подхода в обучении детей;

- определение перспектив на следующий год


«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»

Александр Кондаков

С введением новых ФГОС сохранилась преемственность между стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

Мы понимаем, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, гражданская и культурная жизнь подрастающего поколения.

С 1 сентября 2011 года наша школа, как в принципе, и все другие школы России, перешла на образовательные стандарты нового поколения, и основные перемены коснулись в первую очередь начальное звено. Этому переходу предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана нормативно-правовая база, разработаны приказы, локальные акты, должностные обязанности работников, основная образовательная программа начального общего образования, проведена курсовая подготовка педагогического коллектива, немного улучшены материально-технические условия.

Результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях образовательных учреждений. Отмечается ряд положительных тенденций: использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий: здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии; информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие, демонстрационные; использование интерактивной доски; компьютерные презентации; технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения; технология деятельностного метода - построение процесса обучения на основе учебных ситуаций; технология уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей; положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно - измерительный инструментарий); осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения; возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит в классе, или в период проведения предметной недели начальных классов.

Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности.

Одной из проблем я вижу недостаточное обеспечение классных кабинетов средствами ИКТ. Наша школа небольшая, сельская, оформлено два кабинета начальных классов за период работы по новым стандартам. В 2015-2016 учебном году планируется оформление кабинета старших классов, в связи с тем, что основная школа переходит на ФГОС. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Дети сейчас более информированы. Наблюдается расширение кругозора, рост эрудиции. У них появились новые возможности - информационный потенциал. Новые стандарты ориентированы на таких учеников. Но появились и проблемы: ухудшается зрение наших детей в связи с частой работой на компьютерах (проекты, дополнительный материал к урокам и т.д.).

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Отличительной чертой стандартов является внеурочная деятельность, на которую отведено 10 часов. Содержание внеурочной деятельности определялось на основе беседы с родителей и с учетом имеющихся ресурсов учителя и школы.

Учителя работают по шести направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, гражданско - патриотическое. Наибольшей популярностью у наших учеников пользуются следующие курсы: «В гостях у сказки», «Этикет и культура общения», «Очумелые ручки», «Истоки», «ЗОЖ и культура здорового питания», «Английский с удовольствием», «Занимательный немецкий».

Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования необходимо решить следующие проблемы, которые возникали в ходе начала работы по новым ФГОС:

- обеспечить каждого учителя современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением по содержательной части новых стандартов;

- обеспечить учителя диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения;

- формировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов;

- разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания;

- ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка.

Своевременно предусмотрено:

- обеспечение комплектом учебников всех учащихся;

- условия для повышения квалификации всех педагогов по вопросам реализации ФГОС;

- ряд условий для проведения внеурочной деятельности (в школе закуплен спортинвентарь, имеется тренажерный зал).

ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть до конца нам, кому предстоит работать по новым ФГОС, помогут семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег. С появлением первого опыта проясняется логика идеи стандартов, и работа по ним становится захватывающей и результативной. Анализируя факторы успешного применения стандартов нового поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники образовательного процесса - администрация, педагоги, родительская общественность - осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых результатов образования.

Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Здесь было бы уместным напомнить о процентном усвоении информации:
лекция - не более 20-30%
самостоятельная работа с литературой - до 50%
проговаривание - до 70%
личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) - до 90%
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе. Это - когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда - мои «пусть пожелания»:

  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

  • Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.

  • Пусть ваш класс будет парником - парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет - замечательный парниковый эффект.

  • Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель - магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

  • Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя.


Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Адольф Дистервег

Задачи педколлектива на новый учебный год:

1. Изучить базовые технологии и внедрить в образовательную практику на всех ступенях обучения.

  1. Составить программу внеурочной деятельности на новый учебный год, согласно запросам родителей не только для учащихся 1 ступени, но и для пятиклассников.

  2. Продолжить профессиональную подготовку и самоподготовку учителей по реализации ФГОС.

  3. Создать творческие группы по разработке программы 2 ступени (5 класс), привлекая учителей начальных классов;

  4. Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;

  5. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  6. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику работы учителей новых стандартов (ФГОС);

  7. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность;

  8. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.



Литература:


  1. Электронный журнал «Экстернат. РФ», социальная сеть для учителей.

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, festival.1september.ru.

  3. Нормативно - правовые документы школы: локальные акты, программа начального общего образования.

  4. ФГОС НОО и ООО.

  5. Кен Робинсон «О смене парадигмы образования».










© 2010-2022