- Преподавателю
- Директору, завучу
- Деловая игра для педагогов Основные положения ФГОС
Деловая игра для педагогов Основные положения ФГОС
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самсонова Т.Д. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект деловой игры для педагогов
«Основные положения ФГОС»
Подготовила:
Самсонова Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе УВК Новоазовская ОШ І-ІІ ст.№1-лицей «Успех» Новоазовского района
Цель:
-
повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по освоению основных положений, понятий и принципов ФГОС ООО;
-
повышение уровня управленческой компетентности руководящих кадров общеобразовательных учебных заведений;
-
популяризация передового управленческого опыта по модернизации управления системой образования;
-
внедрение педагогических инноваций, повышение методологической культуры руководящих кадров.
Задачи:
-
Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;
-
Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
-
Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
-
Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
-
Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов.
Длительность игры: 1 час
Контингент участников: участники деловой игры - все педагоги УВК
Атрибуты: карточки с целевыми ориентирами, фишки в количестве 72 шт., бланки с кроссвордами: паутинка, филворды, электронный ребус «Авторы ФГОС».
Правила игры:
Ведущий объясняет правила игры. Все участники делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов устанавливается жеребьевкой). За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.
Все игроки по окончании основной части игры получают призы - буклеты «Основные положения ФГОС». Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».
Порядок взаимодействия участников игры определяется сценарием и установленными правилами:
" Умей слушать и слышать!",
"Уважай мнение других!",
"Критикуя, предлагай!",
"Обсуждаются только идеи и никогда люди."
План организации игры и ее проведения делится на 4 основных этапа:
1. Вводная теоретическая часть в форме лекции по теме.
2. Моделирование игры:
- определить тему и содержание
- сформулировать цели и задачи
- разработка общих правил игры, подробных инструкций для игроков и руководителя игры
- описание организации занятия, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.
3. Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.
4. Подведение итогов игры. Анализ.
Ход деловой игры:
1. Синоним слова «Стандарт»
Обеим командам дается время 5минут для составления синонимов к слову «Стандарт», затем методом пинг-понга синонимы озвучиваются (если данное слово есть во второй команде, то эта команда его не произносит)
Оценивание: За каждое слово по одному баллу,
максимальная сумма баллов 20.
2. Задачи, определенные стандартом
Каждая команда получает карточки с определением одной из задач стандарта. Командам предлагается составить её.
Оценивание: Очко получает команда, первая составившая фразу
3. Вертолина цифр
Каждая команда получает карточки с тремя колонками, первая колонка содержит названия нормативных документов, регулирующих введение ФГОС, вторая дату приема этого документа, третья номер документа, надо соединить все позиции линиями
Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
17 декабря 2010
N 1897
Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
17 октября 2013 г.
№1014
Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
30 августа 2013 г.
№1897
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
17 мая 2012г.
№ 373
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО)
22 сентября 2011 г.
№413
Приказ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
6 октября 2009 г.
№ 2357
Оценивание: каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество-
6 баллов
4. Паутинка ФГОС
Каждой команде дается по 4 карточки, в которых закодированы основные понятия стандарта
1.обогащение детского развития.
2.понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
3.Объединение в единое целое отдельных частей
4.замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.
Оценивание: каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество-
4 балла
5. Филворд «Принцип образования»
В таблице закодированы принципы образования, необходимо их найти и зачеркнуть.
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться
Д
А
Г
Е
Ж
Н
Ю
С
Т
Ь
Е
Ь
У
М
Ф
Е
Я
О
Н
С
М
О
Э
З
Л
П
О
Р
В
Ы
Ж
К
Ю
И
М
Р
Е
Р
Ы
В
Ф
Р
А
Т
Ь
Т
С
О
Н
Н
Я
И
О
Ы
Ц
Н
Ч
З
Щ
Е
Д
О
С
Т
У
П
Н
О
Х
В
Ш
У
Ю
Н
Е
В
Т
С
И
Т
Ц
Б
И
Ы
П
М
Ь
Ч
Л
С
У
Д
Л
Н
И
З
К
Е
Ч
М
Г
У
М
А
Д
Ж
П
Р
Е
Е
Оценивание: за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильный ответ, максимальная сумма баллов- 6 баллов
6. Найдите правильный ответ
Ведущий читает вопрос и три варианта ответа, только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает, этот вопрос адресуется другой команде.
1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):
«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) … образовательного пространства Российской Федерации»;
б) ... основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.
2. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?
а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность;
3. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?
а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.
4. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,....
а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.
5. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:
а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.
6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:
а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.
7. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:
а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.
8. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?
а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.
9. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):
Нормативно-правовой
Целевой
Содержательный
Организационный
10. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%;
г) 70% и 30%.
Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма баллов 10 баллов
7. Ребусы «Авторы ФГОС»
1 Вариант : Каждой команде раздаются по 10 карточек, на которых закодированы фамилии членов рабочей группы по разработке ФГОС.
2 Вариант : Предлагается на слайдах ребусы, команды отгадывают методом пинг-понга. Если команда не справляется вопрос адресуется соперникам
Перед упражнением необходимо напомнить правила разгадывания ребуса:
-
Если рядом с рисунком ни справа, ни слева - нет запятых, то нужно читать слово целиком.
-
Если слева от рисунка одна запятая, надо отбросить первую букву, если две - две буквы и так далее. Если запятые стоят справа, отбрасываются последние буквы.
-
Если два предмета или буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы "в".
-
Если между буквами стоит знак «=», то нужно в слове заменить одну букву на другую.
-
Цифры, стоящие рядом с рисунком, указывают порядок букв в слове
Если рядом с рисунком находится зачёркнутая буква, её надо выбросить из слова. А если рядом с зачёркнутой стоит другая буква, надо в слове заменить одну букву на другую.
Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма-10 баллов
В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек
Рефлексия «Синквейн».
На маленьком листочке бумаги участникам предлагается заполнить 5 строчек:
1-я строка - одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем);
2-я строка - два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным);
3-я строка - три глагола;
4-я строка - предложение;
5-я строка - заключительное слово или фраза.
Содержание 2-5 строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:
1. День.
2. Плодотворный, насыщенный.
3. Увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься.
4. За этот день я узнала много нового.
5. Спасибо всем (хорошо, что все дни такие разные).
Правильные Ответы:
1. Синоним слова «Стандарт»
-
эталон
-
гост
-
типаж
-
евростандарт
-
образец
-
образчик
-
шаблон
-
штамп
-
трафарет
-
стереотип
-
ост
-
модель
-
казенщина
-
рутина
-
клише
-
общее место
-
прописная истина
-
избитое выражение
-
ходячая монета
-
трюизм
2. Задачи, определенные стандартом
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
3. Вертолина цифр
Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
6 октября 2009 г. № 373
Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
17 декабря 2010 г. N 1897
Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
от 17 мая 2012г. N413
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
22 сентября 2011 г. № 2357
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО)
17 декабря 2010 №1897
Приказ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
от 30 августа 2013 г. N 1014
4. Паутинка ФГОС
-
Амплификация
-
Самоценность
-
Интеграция
-
Концепция
5. Филворд «Принцип школьного образования»
Д
А
Г
Е
Ж
Н
Ю
С
Т
Ь
Е
Ь
У
М
Ф
Е
Я
О
Н
С
М
О
Э
З
Л
П
О
Р
В
Ы
Ж
К
Ю
И
М
Р
Е
Р
Ы
В
Ф
Р
А
Т
Ь
Т
С
О
Н
Н
Я
И
О
Ы
Ц
Н
Ч
З
Щ
Е
Д
О
С
Т
У
П
Н
О
Х
В
Ш
У
Ю
Н
Е
В
Т
С
И
Т
Ц
Б
И
Ы
П
М
Ь
Ч
Л
С
У
Д
Л
Н
И
З
К
Е
Ч
М
Г
У
М
А
Д
Ж
П
Р
Е
Е
Демократизм, гуманизм, непрерывность, преемственность, доступность
6. Найдите правильный ответ
1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):
«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) единство образовательного пространства Российской Федерации»;
б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.
2. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?
а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность
3. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?
а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.
5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,....
а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.
6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:
а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.
7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:
а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.
8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:
а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.
9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?
а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.
10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):
Нормативно-правовой
Целевой
Содержательный
Организационный
8. Ребусы «Авторы ФГОС»
-
Асмолов
-
Волосовец
-
Скоролупова
-
Пустыльник
-
Алиева
-
Кучма
-
Кондаков
-
Рубцов
-
Бурлакова
-
Загвоздкин