Организация методической работы по ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация методической работы в школе в условиях введения ФГОС ООО

Колмыкова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №1 г. Бердска Новосибирской области

Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Т.к. главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена именно учителю. Поэтому современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая служба.

Так что же понимается под методической работой и какова ее основная цель?

Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно- воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья обучающихся.

Основной целью методической работы МБОУ СОШ №1 является:

  • развитие профессиональной компетентности педагогических работников.

С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Остановимся подробнее на организации работы школьной методической службы в условиях подготовки к введению ФГОС.

В сентябре 2011 года был составлен и утвержден директором школы план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО, создана рабочая группа, приняты различные нормативно-правовые документы, внесены изменения в должностные инструкции учителя.

Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Поэтому в школе была проведена диагностика учителей с точки зрения их профессиональных компетентностей. (Использовали методику экспертной оценки и самооценки профессиональной деятельности учителя, применяемой при аттестации педагогов).

Анализ результатов диагностики позволил условно выделить профессиональные компетентности педагогических работников. Уровень профессиональной компетентности педагогических кадров можно определить как высокий. Об этом говорят и результаты профессиональной аттестации педагогов:

из 53 учителей

- учителей с высшей категорией - 29 (55%)

- первой категории - 14 (26%)

- соответствие занимаемой должности - 10 (19%)

100% педагогов владеют ИКТ и применяют на уроках, 50% из них владеют на достаточно высоком уровне. Повышение ИКТ - компетентности преподавателя осуществляется систематически, согласно принятому проекту, графику, включает систему как краткосрочных, так и долгосрочных курсов.

90% педагогов применяют на практике те или иные современные педагогические технологии:

60% - владеют проектной деятельностью,

30% - технологией проблемного обучения.

Диагностика педагогов способствовала определению мотивационных условий для внедрения новых стандартов. Определение мотивационных условий нужно начинать с выявления и оценки мотивации людей, их психологической готовности к реализации программы.

На основе данных самоанализа были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

Опытными учителями проведены мастер-классы с показом учебных ситуаций, продемонстрировавшие деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД.

б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя - взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.

Старт проекту введения ФГОС дал педсовет «Концепция образовательных стандартов второго поколения», на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над единичными проектами. Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, проблемные). На заседаниях групп определены изменения и дополнения в образовательной системе школы: изменения в учебных программах, новых программах по предметам; изменения в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменения для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения. Разработана и утверждена Основная образовательная программа основного общего образования, которая рассматривалась на заседании Методического совета, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Школой разработан и утвержден план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ№1.

В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы, исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.

Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:

  • тематические методические и педагогические советы;

  • тематические заседания ШМС, ШМО, проблемных групп;

  • диагностика, педагогический мониторинг;

  • индивидуальная работа;

  • аттестация;

  • самообразование педагогов;

  • семинары - практикумы;

  • открытые уроки;

  • взаимопосещение уроков;

  • круглые столы;

  • предметные недели;

  • творческие отчеты;

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • практикумы по конструированию уроков;

  • информирование и обсуждение методических новинок;

  • презентация методических наработок.

Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в течение 2011-2012 учебного года в нашей школе осуществлялось по следующим направлениям:

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,

- создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,

- кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,

- материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО,

- создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО,

- работа с родителями, общественностью,

- организация оптимальной модели внеурочной деятельности.

Методическим советом школы были подготовлены обучающие семинары:

«Обеспечение кадровыми, информационными, материально-техническими ресурсами по введению ФГОС второго поколения» (проанализированы были условия, выработан план действий по подготовке учителя, учебного кабинета и документации по введению ФГОС), «Реализация ФГОС: современные подходы к организации внеурочной деятельности и содержанию воспитательной работы», «Анализ УМК по реализации ФГОС», «Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса»,

«Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов» (членами рабочей группы, руководителями ШМО определены содержание диагностических работ личностных, предметных, метапредметных результатов).

Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: для повышения эффективности методической работы педагоги постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, семинары, самообразование, им предоставляется возможность каждому выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что многие учителя прошли модульные дистанционные курсы повышения квалификации «Навыки профессиональной и личной эффективности» в рамках проекта «Школа цифрового века», постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Вентана - Граф», публикуют свои работы в различных изданиях и на педагогических интернет-сайтах.

На каникулах организовывается методический день для учителей, в рамках которого планируются семинар-практикум, мастер-классы или фрагменты уроков с показом учебных ситуаций, демонстрацией деятельностного подхода в обучении.

В течение учебного года педагогами комплектуется портфель достижений учителя. Разделы портфеля достижений могут быть у каждого свои, главное, чтобы в нем была новая должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, концепция духовно-нравственного воспитания, программы ООП, разработанные творческими группами, личные достижения педагогов. Все это позволяет получить объективную информацию о динамике личностно-профессионального становления педагога и его прогнозирования. В мае планируется методический фестиваль «Школа - это только начало, творчество жизни - вот цель» - это открытые уроки и мастер-классы, конкурс ученических и учительских проектов, портфелей достижений.

По мере реализации нового стандарта в школе проводится мониторинг и оценивание результатов. Для этого предусмотрена целая система оценки, которая предполагает как внешнюю оценку со стороны государства через проведение аккредитации учебных заведений, аттестации педагогических кадров, итоговой аттестации учащихся; так и внутреннюю, которую проводят ученики, родители и образовательное учреждение.

Оценить работу методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.

Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:

  • субъективная оценка педагогами методической работы в школе,

  • качество обеспечения оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования,

  • качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,

  • качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,

  • повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,

  • степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.


Методы оценки качества методической работы:

  • неформальные интервью,

  • дискуссии,

  • психологические тесты,

  • опросы (анкетирование, тестирование),

  • аттестация,

  • представление передового педагогического опыта.

Мы считаем, что это всего лишь система стимулирования педагогов и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирование, тестирование, собеседование и городские мероприятия по обмену опытом, конкурсы и презентации собственных достижений. Творческий отчёт по результатам проектной деятельности всех творческих групп представляется на августовском педсовете.

При введении ФГОС ООО нами организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и для страны в целом.

На сайте школы есть раздел ФГОС ООО, где размещены все локальные акты, информация для родителей, расписание занятий внеурочной деятельности, выступления педагогов.

Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Родители могут предъявить школе претензии в случае невыполнения положений программы. Родителям также был представлен портрет выпускника, который должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения.

Таким образом целенаправленная система методической работы на этапе подготовки к введению ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.

Включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.

Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей нашей школы:

  • заметно растет положительная мотивация;

  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;

  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии;

  • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

Однако имеются определенные риски реализации ФГОС ООО. К ним можно отнести возможное негативное отношение некоторых педагогов к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.

Минимизация рисков всегда возможна при определенных условиях:

- выделение на каждом этапе оптимальных методов деятельности;

- определение четкой последовательности внедрения инновационных моделей образовательного процесса и необходимых технологических процедур;

- стимулирование участия педагогов в инновационной деятельности;

- проведение широкого информирования среди родителей и общественности.





Список использованной литературы

  1. Ильина А.В. Кадровое и методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - №1(6), с. 120-124.

  2. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. Приложение к журналу «Директор школы»,- М.: сентябрь, 1999.





© 2010-2022