Критичность мысли – основа публичного выступления (коучинг в рамках районного семинара «Дебаты формата АПФ»)

ЦЕЛЬ:  обосновать необходимость и актуальность использования дебатной технологии в современной школе; показать, что   фундаментом  и основой  дебатов  является  умение критически мыслить;  научить приемам критического мышления, которые способствуют развитию ораторского мастерства;  убедить в том,  что развивать у школьников критическое мышление может только критически мыслящий учитель. ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, экран, электронная презентация, карточки с заданиями, ватман, маркеры. Участники:  учи...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа №4 им. М. Маметовой

отдела образования акимата Федоровского района»








РАЗРАБОТКА КОУЧИНГА


ТЕМА: Критичность мысли -

основа публичного выступления


Подготовила: Колычева Татьяна Алексеевна,

учитель высшей категории,

второго (основного) уровня

Критичность мысли – основа публичного выступления (коучинг в рамках районного семинара «Дебаты формата АПФ»)




с. Федоровка, октябрь 2014 года


Критичность мысли - основа публичного выступления


(коучинг в рамках районного семинара «Дебаты формата АПФ»)


Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога,

размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

Г.Э. Лессинг

ЦЕЛЬ: обосновать необходимость и актуальность использования дебатной технологии в современной школе; показать, что фундаментом и основой дебатов является умение критически мыслить; научить приемам критического мышления, которые способствуют развитию ораторского мастерства; убедить в том, что развивать у школьников критическое мышление может только критически мыслящий учитель.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, электронная презентация, карточки с заданиями, ватман, маркеры.

Участники: учителя района (20 человек)

Место проведения: актовый зал СШ №4 им. М. Маметовой

Дата проведения: 29 октября 2014 года

1. Вступительное слово ведущего об актуальности использования дебатной технологии в современной школе. Целью работы школы является формирование конкурентоспособной, творческой социально- адаптированной личности. Выпускник современной школы должен обладать информационной компетентностью, т. е. уметь работать с информацией, понимать ее, интерпретировать, преобразовывать, структурировать. Необходимо научить ученика самостоятельно находить источники информации, работать с ними и использовать полученную информацию для формирования собственного знания и понимания. Кроме того, у выпускника должна быть сформирована коммуникативная компетентность, которая может сформироваться только тогда, когда в школе создаются условия для общения и различных способов взаимодействия.

Критичность мышления и навыки работы с информацией необходимы современному человеку для того, чтобы успешно адаптироваться в динамично меняющемся мире. Обучать критическому мышлению необходимо не только учеников, но и учителей, так как этот вид мышления позволяет человеку здраво судить о своих поступках и действиях других людей, объективно рассуждать, логично и последовательно поступать, принимать точку зрения других людей, признавать свои ошибки.

Вопрос к участникам: в чем актуальность темы сегодняшнего семинара? (высказывания участников).

2. Участники семинара разбиваются на группы:

Все становятся в круг, каждый получает карточку, где написано одно из качеств личности: умный, справедливый, доверчивый, креативный. Образовалось 4 группы.

3. Группы получают задание: используя прием критического мышления «мозговой штурм», ответить на вопросы (3 минуты)

- Каковы признаки критического мышления? (делают записи на половине листа ватмана)

Выбираются по одному человеку от группы для формулирования общего ответа (экспертная группа, которая слушает всех выступающих и обобщает).

По методу «логическая цепочка» устанавливаются характерные признаки критического мышления (выступают спикеры от каждой группы).

4. Подведение итогов работы. Формулирование признаков критического мышления.

Таким образом, критическое мышление - это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это поиск здравого смысла: как поступить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и мнения других людей, умение отказаться от собственных предубеждений.

Искусство думать о том, как вы думаете, когда думаете о том, чтобы думать ясно, точно, четко, осмысленно, последовательно; искусство конструктивного скептицизма; искусство обнаружения и преодоления предубеждений и одномерности мышления; искусство целенаправленного и глубокого размышления. (Paul, 1990).

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов:

Во-первых - это мышление самостоятельное

Во-вторых - это мышление обобщенное

В-третьих - это мышление проблемное и оценочное

В четвертых - это мышление аргументированное

В пятых - критическое мышление есть мышление социальное

5. Задание группам:

- Что такое дебаты? Назовите основные характеристики. (на второй половине ватмана) (3 минуты)

Выступления спикеров.

6. Ведущий. Используя стратегии критического мышления, определите, как связаны понятия «критическое мышление» и «дебаты»?

7. Умение критически мыслить - это фундаментальная основа дебатного турнира. Слово "дебаты" к нам пришло из Франции, и оно означало "спор по двум

противоположным точкам зрения".

Главные качества дебатера:

Ø уметь разбираться в актуальных проблемах современности

Ø уметь критически мыслить

Ø смотреть на вещи с разных точек зрения

Ø логически выстраивать свои мысли

Ø задавать острые вопросы

Ø убеждать других

Ø общаться со сверстниками

8 Задания группам: Выберите из перечисленного виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению.

Выбрать из перечня: запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.

Напишите на стикерах выбранные виды деятельности и прикрепите к вашим ватманам. На плакатах получилось показать связь критического мышления и дебатной технологии, а также качества, которыми должен обладать дебатер.

9. Ведущий: Критическое мышление надо рассматривать в рамках иерархической модели навыков мышления (Таксономия Блума), которая предполагает шесть этапов продвижения от низких процессов мышления к высоким: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценивание. Для формирования критического мышления необходимы все уровни мыслительных процессов. Надо стремиться формировать у учеников мышление высокого порядка.

Критичность мысли – основа публичного выступления (коучинг в рамках районного семинара «Дебаты формата АПФ»)

7. Ведущий: А сейчас каждый попробует себя в качестве дебатера. Судейство будет осуществлять ______.

Задания группам: Вам дается утверждение «Карлсон - лучший мужчина в мире».

1 группа: Выдвинуть утверждения в защиту этого утверждения. Привести аргументы «за»

2 группа: Выдвинуть опровержения этому утверждению. Привести аргументы «против»

3 группа: Назовите качества, которые характеризуют Карлсона как лучшего мужчину в мире.

4 группа: Назовите качества, которые мешают Карлсону стать лучшим в мире мужчиной.

8. Подведение итогов выступлений. Выступление судьи.

9. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу моего выступления. Поразмышляйте о своей деятельности на семинаре в контексте эпиграфа.

Обмен мнениями о проведенной работе по методу «свободный микрофон».









ПРИЛОЖЕНИЯ

умный

справедливый

доверчивый

креативный

умный

справедливый

доверчивый

креативный

умный

справедливый

доверчивый

креативный

умный

справедливый

доверчивый

креативный

умный

справедливый

доверчивый

креативный

умный

справедливый

доверчивый

креативный





Выберите виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению:

запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.

Выберите виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению:

запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.


Выберите виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению:

запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.

Выберите виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению:

запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.




Утверждение «Карлсон - лучший мужчина в мире».

1 группа: Выдвинуть утверждения в защиту этого утверждения. Привести аргументы «за»

Утверждение «Карлсон - лучший мужчина в мире».

2 группа: Выдвинуть опровержения этому утверждению. Привести аргументы «против»

Утверждение «Карлсон - лучший мужчина в мире».

3 группа: Назовите качества, которые характеризуют Карлсона как лучшего мужчину в мире.

Утверждение «Карлсон - лучший мужчина в мире».

4 группа: Назовите качества, которые мешают Карлсону стать лучшим в мире мужчиной.



© 2010-2022