• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов





Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка

в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения


С 2014 года МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе. Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.

Обновляя организацию учебного процесса на своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:

  • Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)

  • Ориентация на достижение качественно новых результатов образования

  • Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов

Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно-диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:

  • технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования

  • технологию поиска решения проблемы, которая позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.

Применение данных технологических приемов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.

В своей педагогической практике использую следующие приемы постановки проблемы:

  • с помощью диалога побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему

  • создаю условия для самостоятельного осознания проблемы и ее формулировки

Когда проблема сформулирована, включаю учащихся в активный поиск решения проблемы. Это происходит через выдвижение гипотез и их проверку.

Использую следующие приемы выдвижения и проверки гипотез:

  • с помощью диалога побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы

  • создаю условия для самостоятельного выдвижения и проверки гипотез учащимися

Как показывает практика, данные проблемные методы гораздо эффективнее, чем традиционные. Они обеспечивают познавательную мотивацию учеников, осознанное понимание материала большинством учащимися.

Например, при изучении темы «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова» учащимся было предложено учебное задание: вставить пропущенные буквы в словах.

  • Б__чка, м___д, л___дка, т___плый, л___гкий

  • Ж___лтый, ш___пот, ч___рный, ш___рох, крыж___вник

Для выявления противоречия и постановки проблемы поставлен ряд вопросов:

  • Где находится орфограмма? Что общего в словах первой и второй строк? В чем разница?

  • В каком случае возникла проблема выборы буквы? Почему не смогли выполнить задание? В чем трудность? (побуждение к осознанию противоречия)

  • Назовите опознавательный признак орфограммы.

  • Сформулируйте тему и проблемную задачу урока (побуждение к формулированию проблемы)

  • Есть ли в классе гипотезы, каковы условия выбора орфограммы? (побуждение к выдвижению гипотез)

После этого учащиеся включаются в активный поиск решения проблемы. Им предложено учебное задание:

Жёлтый-шёпот-чёрный-шорох-крыжовник

  • Подберите к каждому слову 1-2 однокоренных. Выделите корень. Какую особенность заметили? Сформулируйте самостоятельно правило, назовите условие выбора орфограммы.

В основе данной проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Учащиеся самостоятельно при помощи побуждающих вопросов определяли тему, формулировали проблему и находили ее решение.

При изучении темы «Роль местоимений в предложении» использовала следующие приемы остановки и поиска решения проблемы.

В процессе разгадывания кроссворда по ключевым словам (местоимение, предложение, роль) определили тему урока.

Использовались следующие приемы выдвижения проблемы и поиска е решения:

  • О каких местоимениях будем говорить? (связь с предыдущими темами: речь идет о местоимениях-существительных)

  • О какой роли идет речь? (уточнение, конкретизация, понимание темы)

  • Как вы думаете, какую роль может играть местоимение в предложении? (учащиеся выдвигают гипотезы) Сколько в классе мнений? Почему? (побуждение к осознанию противоречия)

  • Какой вопрос возникает? (формулировка проблемы)

  • Что необходимо сделать, чтобы решить проблему? (побуждение к составлению алгоритма проверки гипотез)

Совместно составляется алгоритм, после чего учащиеся включаются в самостоятельный поиск решения проблемы на основе выполнения практического учебного задания (анализ синтаксической роли местоимений в предложениях). В процессе его выполнения идет проверка гипотез, после чего формулируются выводы.

При изучении темы «Буквы А-О в корнях РАСТ, РАЩ, РОС» создается проблемная ситуация, которая вызывает у учащихся реакцию «затруднения», «удивления».

Учебное задание.

Растение, заросли, выращенный, расти, растянуть, росла.

  • Найдите лишнее слово в ряду и определите, почему оно лишнее.

  • Как называются такие корни? Какие корни встретились?

  • Проанализируй правописание оставшихся слов. Где находится орфограмма? Удивило ли вас что-то в этих словах? Что интересного заметили? (предъявление противоречивых фактов)

  • Какую учебную задачу нам предстоит решить?

После формулировки проблемы организуется работа по выдвижению гипотез и их проверке, в данном случае последовательный вариант: учащиеся выдвигают гипотезу (чаще всего ошибочная гипотеза -проверка ударением; она проверяется, потом другая гипотеза - и так до появления решающей. В результате учащиеся находят закономерности в написании А-О в корнях, формулируют выводы.

Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановки цели и учебно-познавательная мотивация. Использую следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

  • Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться? Что мы должны сделать?

  • Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?

В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели, использую следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:

  • Какую цель ставили? Какой результат планировали?

  • Насколько мы его достигли? Чему научились?

  • С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

Такая организация учебного процесса позволяет мне формировать у учащихся основные УУД:

Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее

Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в самовыражении и самореализации; умение строить сотрудничество на основе равноправных отношений;

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их, классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Таким образом, применение проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка позволяет мне не только обеспечивать более высокое качество усвоение знаний учащимися, но и способствует овладению ими системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.

Сисевич Лариса Анатольевна,

учитель русского языка и литературы


© 2010-2022