• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический совет «Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности как одно из направлений социализации учащихся»

Педагогический совет «Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности как одно из направлений социализации учащихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет


«Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности как одно из направлений

социализации учащихся»

  • Уразакова Гульнар Галихановна, заместитель директора школы по УВР, учитель русского языка и литературы

Функции педсовета: информационные, коллективно - образующие, мотивационно - целевые.

Цели педсовета:

  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов, обучение практическим основам применения педагогики сотрудничества

  • Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.

  • Создание школьного "Банка ситуаций успеха"

Идея педсовета:

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается. Учитель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха.

Алгоритм работы могут определить 3 простых вопроса:

  • ЧТО?

  • КАК?

  • С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Предварительная подготовка к педсовету.



  1. Организационный этап: обсуждение на заседании методического совета школы формы проведения педсовета, целей, назначение ответственных лиц.

II. Подготовительный этап:

  • Посещение и анализ уроков учителей с позиции личностно - ориентированного подхода к обучению (взаимопосещение);

  • Обсуждение темы на заседаниях методических объединений учителей.

ХОД ПЕДСОВЕТА.

  1. Организационный момент. Разминка "Имя - качество".

Модератор: «Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумать качество (например, Катя - красивая)»

Каждый участник педсовета представляется согласно предложенному условию.


  1. Игра «Ситуация успеха».

Модератор: «Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как учитель, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова»


  1. Теоретический блок.

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я - Концепцию». Для этого необходимо:

- видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

-понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству

- помогать детям реализовать себя в деятельности .

«Главные задачи современной школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы привить выпускнику потребность к постоянному самообразованию.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью.


  1. Написать эссе на одну из предложенных тем.

Требования к эссе:

  • Объем эссе - 10 предложений.

  • Каждый зачитывает только одно предложение - самое, на его взгляд, содержательное и важное в его эссе.

Темы:

  • «Все дети талантливы»

  • «Ребенок хорош, плох его поступок»

  • «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек»

  • « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха»

(коллектив разбивается на группы по временам года, т.е. по дням рождения)

Участник одной группы зачитывает свое предложение, остальные коллеги продолжают текст своим предложением (принцип «чтение по цепочке»).


  1. Работа в группах.

Задание - озаглавить притчу одним словом, характеризующим педагогическую технологию

Модератор читает притчу.

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

(ОТВЕТ - СОТРУДНИЧЕСТВО).

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.

«Памятка»

Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.

Откровенность и доброжелательность в общении.

« Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.

Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.

Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа - за каждого.

Модератор: Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Задание для каждой группы.

В них описаны основные типы и приемы создания ситуаций успеха у школьников.

Задача:

привести примеры создания ситуаций успеха с помощью предложенных приемов из вашей педагогической практики, т.е. создать банк педагогических идей. Выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты вашей коллективной работы.

Время на выполнение работы- 10 - 15минут.

Раздается теоретический материал по теме для коллективной работы.

1группа: Неожиданная радость.

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Рассмотрим некоторые приемы "неожиданной" радости:

  • прием "Лестница"

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

  • прием « Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

  • прием "Исповедь" или "Когда учитель плачет".

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять - дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

2 группа: Общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

  • прием "Следуй за нами".

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

  • прием "Эмоциональный всплеск" или "Ты так высоко взлетел".

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

  • прием "Обмен ролями" или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты "обмена ролями", превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: "Чем ярче личность, тем ярче коллектив"

3 группа: Радость познания.

Нужно вспомнить о мотивах - внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения.

Непосредственно побуждающие - наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).

Перспективно побуждающие - более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование)

Моральные мотивы - социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

Мотивы общения - социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.

Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

  • прием "Эврика".

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

  • прием « Линия горизонта»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного "озарения", значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

Выступления спикеров каждой группы. Отчет групп о проделанной работе - создание банка данных.


  1. Объяснить принцип, суть методики (педагогического приёма).

Модератор раздаёт участникам педсовета карточки с названием приёма, после обсуждения спикер группы даёт ответ. После ответа спикера модератор зачитывает для сравнения правильный ответ.


  • «Цветные карточки».

В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

  • Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат


  • Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.


  • Создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

  • Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

  • Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

  • Прием авансирования.

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах

  • "Холодный душ".

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.

Основной вывод по проблеме.

"Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке"; "Счастливого человека может воспитать только счастливый" - эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысль, можно сказать так: "Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога, а в дальнейшем для тех людей, которые его окружают: родных, друзей, однокурсников, коллег, соседей.

  1. Свободный диалог "Последствия успеха".

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не утратится ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение. "Знание-сила!". Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Над этим стоит подумать. Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех- неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху - это способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию - способ преодоления незнания. Неуспех (собственный) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен и даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

В отношении успеха стоит задуматься о следующем. Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? В этом педагогу важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. Прежде всего, потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: Во имя чего? Какими средствами?

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

Благодарю всех за активное участие!

© 2010-2022