Современные подходы к организации ВШК

   Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Её актуальность определяется избранным в РФ подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия реше...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные подходы к организации ВШКСовременные подходы к организации внутришкольного контроля

Некипелова Лариса Иннокентьевна, заместитель директора по УВР

МОУ Мало-Куналейская СОШ Бичурского района


Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Её актуальность определяется избранным в РФ подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия решений. В одобренных правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ отмечается, что необходимо «… сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

Когда мы говорим про общероссийскую систему оценки качества образования, мы должны различать фактически три уровня оценки. Первый - это независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся, выпускников образовательных учреждений. Второй - это оценка образовательного учреждения, включающая, в первую очередь, оценку качества образования учащихся, которое оно обеспечивает. Третий - это оценка качества образования, которое обеспечивает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В этой связи особую значимость на современном этапе приобретает внутришкольный контроль.

Внутришкольный контроль - это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы, это систематическая проверка состояния учебно-воспитательной работы педагогов. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Контроль деятельности образовательного учреждения основывается на Законе РФ «Об образовании», Типовом положении об ОУ, постановлениях и распоряжениях правительства РФ в области образования, нормативных правовых актах МО РФ, субъектов РФ в области образования, органов местного самоуправления в области образования, учредительных и локальных документах ОУ.

  1. Письмо МО РФ от 07.02.2001г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Ответственность ОУ, установленная Законом РФ «Об образовании», определяет необходимость осуществления внутреннего контроля за деятельностью ОУ со стороны его руководителя.

При осуществлении должностного контроля руководитель ОУ может воспользоваться следующими документами, изданными Минобразованием России:

  • Рекомендации об инспектировании в системе образования РФ (приложение к инструктивному письму от 11.06.98 №33);

  • Указание от 13.07.98 №577 -30 «О введении в действие инструкции о порядке инспектирования»;

  • Письмо от 10.08.99 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»;

  • Приказ от 05.10.99 №475 «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования»;

  • Письмо от 25.01.2000 №22-06-982 «Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам ОУ, предусмотренным законодательством РФ»;

  • Письмо от 14.05.2001 №22-06-648 «Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании РФ в ОУ»;

  • Письмо Минобразования от 27.01.1997 № 30-05-26 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся»;

  • Приказ от 29.10.1997 № 2177 «О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся»;

  • Письмо от 20.04.2000 № 22-06-477 «О предупреждении (недопущении) чрезвычайных происшествий среди обучающихся»;

  • Письмо от 16.12.1998 № 01-50-205 ин 32-03 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ»;

  • Приказ от 29.12.1997 № 2682 «О нарушениях при подготовке, проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений ».

Смысл контроля определяется условиями соответствия требованиям качества образования и постоянным, непрекращающимся поиском качественных признаков соответствия действительности и результативности образовательного процесса и условий его обеспечения требованиям государственных стандартов образования

Т.к. современная общеобразовательная школа - это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленным на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.


ВШК организуется в целях:

  • координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;

  • предупреждения возможных ошибок;

  • оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов:

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

  • что будет объектом диагностики и контроля

  • кого мы будем диагностировать и контролировать

  • какими формами и методами

  • как оформим итоги контроля

  • какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

  • При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.

  • Наличие сформированных знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.

  • Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.

  • При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

  • В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.

  • Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.

  • Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.

  • Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

  • содержание и объём контроля;

  • методы, формы организации ВШК;

  • распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;

  • установление сроков контроля и др.;

  • как будут оформлены результаты контроля;

  • где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

- соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
- определяем уровень знаний, компетенций;
- продуктивность работы учителей;
- качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

- уровень воспитанности;
- качество работы классного руководителя;
- здоровье и физическую подготовку учащихся;
- качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК - по объёму и охвату может быть:

  1. фронтальный,

  2. комплексный,

  3. тематический.

При организации фронтального контроля

При организации комплексного контроля

осуществляя тематический контроль

мы проверяем состояние всех объектов контроля.

проверяем состояние одного или нескольких объектов.

проверяем состояние одного из элементов объекта.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

Входной организуется

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

Целевой

по проверке отдельных направлений.

Итоговый

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

Отсроченный

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК - по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Предупредительный

Диагностический

Повторный

организуя его, мы выявляем состояния для предотвращения нарушения.

способствует изучению и установлению
отклонений в организации деятельности.

проводится для оценки состояния после коррекции объекта

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Внешняя экспертиза -
проверка осуществляется приглашёнными экспертами.

Административный контроль - осуществляют представители администрации

Общественно-профессиональный
контроль - проводят комиссии, представленные работниками школы и общественными организациями

Самоконтроль - это право учителя работать на доверии. В школе такому учителю выдаём «Сертификат доверия».

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

В приложении к письму Минобразования России от 11.06.98 г. № 33 п.13 сказано: «Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

- высокая компетентность;
- достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
- хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
- способности объективно оценивать результаты;
- умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: руководителей методического объединения, кафедр, учителей-предметников, профсоюзного комитета и членов Управляющего совета.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

  • Положение о внутришкольном контроле.

  • Положение о внутришкольном мониторинге.

  • Положение о стимулировании.

  • Модель качества образования.

  • План внутришкольного контроля.

  • Циклограммы контроля.

  • Графики ВШК.

  • Памятки.

  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

- мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
- противопожарные мероприятия;
- мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
- мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
- организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Моральное стимулирование осуществляется по итогам внутришкольных конкурсов.
В связи с переходом на НСОТ появилась возможность материального стимулирования, что способствовало активизации желания учителей принимать участие в профессиональной внеурочной деятельности, т.е. повысить качество работы.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

  • Обоснование проверки.

  • Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).

  • Организация сбора информации о состоянии объекта.

  • Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

  • Определение рекомендаций.

  • Принятие управленческих решений.

  • Определение сроков последующего контроля.

  • Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

  • аналитическая справка;

  • приказ;

  • методические рекомендации;

  • индивидуальные рекомендации.

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

  • педсовете;

  • совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;

  • заседаниях МО, кафедр.

  • Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

  • Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.

  • Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.

  • Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.

  • Нацеленность контроля на качественный результат.

  • Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.

  • Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.



© 2010-2022