Использование педагогических технологий в образовательном учреждении

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выпускная квалификационная работа

по специальности

«Менеджмент в образовании»

на тему «Анализ использования современных образовательных технологий в

образовательном учреждении»





Выполнила: Федотова Елена Николаевна









2015 г








Содержание







Введение

Актуальность

В рамках концепции модернизации российского образования современные технологии, применяемые в учебном процессе, занимают ведущее место. Теоретическое осмысление новой концепции образования ведет к осознанию необходимости разработки новых, инновационных моделей образования.

Сферой применения современных технологий в учебном процессе, безусловно, является сам процесс обучения, в котором задействованы все его субъекты - учителя, ученики и родители (если речь идет о дошкольном и школьном образовании). Использование компьютерных технологий в учебном процессе стала объектом всестороннего исследования специалистов сравнительно недавно, однако сегодня она особенно актуальна, поскольку разнообразные Интернет ресурсы, большое количество учебных материалов на CD-дисках, ставят задачу проведения комплексных исследований возможностей и особенностей их применения в учебном процессе. Проектный метод обучения становится сегодня одним из самых востребованных приемов, применяемых в учебном процессе. Применение компьютерных технологий помогает в создании совместных творческих проектов, поэтому два вида технологий, используемых в современном процессе обучения не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Более того, именно применение компьютерных технологий зачастую лежит в основе здоровьесберегающей технологии, помогающей не только в процессе овладения знаниями и умениями по определенным предметам (дисциплинам), но способствующей созданию необходимых условий для нормального протекания учебного процесса и сохранения здоровья учащихся в процессе учебной деятельности.

Не секрет, что сегодня, наряду с реализацией познавательной, воспитательной и развивающей задач актуален здоровьесберегающий педагогический подход в процессе обучения, который завоевывает большую популярность на разных этапах образовательного процесса.

Так, например, исследователи определили школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся. Первое место занимает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, что влечет за собой стрессовую педагогическую нагрузку. Именно несовершенство учебно-методического комплекса провоцирует такой важный фактор риска, как несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. Со стороны администрации школ не соблюдается системный график работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни[23,38].

В результате существующая система школьного образования носит скорее здоровьезатратный характер, нежели здоровьесберегающий. Возникает противоречие между необходимостью сохранять и укреплять здоровье школьников во время учебного процесса и реальным процессом обучения.

Таким образом, три вида образовательных технологий: применение ИКТ, проектный метод обучения, а также здоровьесберегающие технологии (игры, физкультминутки) нашли отражение в данном исследовании, являются актуальными и требующими изучения.

В связи с актуальностью решения поставленных проблем, объектом данного исследования является, во-первых, компьютерные технологии в образовательном процессе как современный метод обучения, во-вторых, здоровьесберегающий подход к учебно-образовательному процессу и набирающий темп проектный метод обучения во всем своем многообразии.

Предмет исследования - компьютерные и здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент современного обучения в образовательных учреждениях.

Целью исследования является обосновать необходимость комплексного подхода к процессу обучения, в котором применение компьютерных технологий должно сопровождаться эффективным использованием здоровьесберегающих методик.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. Определить критерии оценки эффективности здоровьесберегающего подхода к урокам в процессе обучения.

  2. Подчеркнуть роль компьютерных технологий в современной коммуникативной технологии преподавания предметов в средней школе.

  3. Раскрыть многообразие форм применения компьютера, и в частности Интернет-ресурсов на занятиях в процессе обучения.

  4. Выделить наиболее эффективные формы информационных компьютерных технологий для использования на уроках.

  5. Обосновать необходимость практического применения компьютерных технологий как эффективного компонента в повышении качества обучения в образовательном учреждении.

  6. Выявить влияние информационных компьютерных технологий на мотивацию обучения в образовательном учреждении [14,209].

  7. Выявить эффективность применения проектного метода обучения вовсем его многообразии.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если мы внедрим здоровьесберегающий подход в обучение на уроках в средней школе, то поможем учащимся освоить необходимый объем знаний, умений и навыков с помощью компьютерных технологий и метода проектов, максимально сохранив при этом физическое и психическое здоровье школьников и повысив познавательный результат учащихся.

Теоретико-методологическая основа данной работы заключается в обосновании возможности повышения познавательной активности школьников на уроках с использованием компьютерных технологий, проектной работы наряду с эффективным применением здоровьесберегающих методик.

В.В.Серикова, В.Д.Сонькина, О.В.Петров развивают понятие здоровья, здоровьесберегающего подхода. Э.Н.Вайнер говорит о формировании здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Н.К.Смирнов и др. рассматривают в целом здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Здоровьесберегающие технологии по И.В.Абрамовой и Златогорской Р.Л. в основе своей предполагают такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых. Усманова С. Х. и Шумунова Л. А. говорят об интегрированном, системном подходе к физкультминуткам.




Глава 1. Современные технологии обучения в условиях среднего и высшего образования

1.1. Информатизация и компьютеризация образовательного процесса

Используя компьютерные технологии, педагог будет учитывать индивидуальные особенности учащихся, и предоставлять информацию в том виде, в котором она будет лучше ими усваиваться.

Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется так: «Образование - это часть культуры». Образование является важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее сохранность, трансляцию и потенциальное развитие.

Формирование гармонически развитой личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, в задачу которого входит разработка и применение интересных примеров нестандартных форм обучения, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Применение новых информационных технологий, современных технических средства, новых методов и форм преподавания и нового подхода к процессу обучения обусловлено процессом глобализации, которая способствует не только стандартизации, унификации общественно-экономической жизни всех стран, но и вызывает необходимость (как следствие этого процесса) жить и учиться в условиях поликультурного общества. Новые требования современности накладывают определенные обязательства, прежде всего, на субъектов образовательного процесса, преподавателей, учащихся и их родителей как представителей социума.

Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Сегодня происходит массовая информатизация и компьютеризация общества. Этот процесс охватывает все сферы человеческой деятельности, образование, в частности. Процесс компьютеризации основан на сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации с помощью информационных компьютерных технологий. Новые технологии помогают совершенствовать методологию образовательного процесса, отбор и подачу содержания обучения, варьировать методы обучения, делать уроки интересными, познавательными.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

- Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

- Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ - компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операционный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

1.2. Современные технические средств для переключения внимания и повышения мотивации учащихся

Одним из условий повышения мотивации учащихся на уроках английского языка является смена видов речевой деятельности с привлечением технических средств, коими может являться просмотр видеосюжета с последующим лингвистическим анализом просмотренного. Компьютерные технологии позволяют использовать разнообразные приемы обучения языку, основанные на использовании фильма.

Следует отметить целесообразность разработки специальной модели организации работы школьников над языковым материалом художественного фильма. Во-первых, происходит формирование умений во всех видах речевой деятельности. Во-вторых, особая организация учебной деятельности: создание комфортных условий обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, вовлеченность в процесс познания [20,47].

Согласно общедидактическим целям обучения, задания для школьников в процессе работы с фильмом можно сгруппировать в три блока. Первый блок включает репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения, целью которых является формирование и совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Вторая группа заданий направлена на расширение кругозора детей, их информированности в темах, предлагаемых для просмотра. К третьему блоку относятся задания, связанные с развитием творческих способностей школьников в учебной деятельности. На данном этапе работы с языковым материалом фильма преподаватель ставит задачи повышения коммуникативной направленности учебного процесса, разрабатывает и проводит ролевые игры, тематически связанные с изучаемым текстом фильма, готовит учащихся к выполнению творческих работ. Преподаватель определяет проблемные вопросы в рамках сюжета фильма, на основе которых можно подготовить ролевые игры. Чтобы ребята хорошо понимали, что от них требуется, при формулировании проблемных вопросов можно взять спорные утверждения из фильма или фрагменты, которые легко видоизменить. Ролевые игры на занятиях не только вносят разнообразие в учебный процесс, делают его ярче и интереснее, но и являются формой контроля речевых навыков и умений школьников.

Использование интерактивной доски

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом. Однако возможности использования интерактивной доски намного богаче, нежели просто сенсорный экран для демонстрации презентаций и всевозможных выступлений ораторов. Помимо этого существуют различные функции, с помощью которых можно эффективно работать с любыми объектами на доске: группировать, перемещать, группировать, производить видеозапись урока или его фрагментов, скрывать за шторкой.

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: интерактивные доски с фронтальной и обратной проекцией.

Наиболее популярны интерактивные доски с фронтальной проекцией, однако они обладают некоторыми недостатками, например, докладчик может загораживать собой часть изображения. Во избежание этого существует практика подвешивать проектор под потолком как можно ближе к доске, при этом наклоняя объектив вниз [20,46].

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Здесь тоже есть свои недостатки, поскольку экран находится позади проектора, он работает на просвет. Могут возникнуть проблемы с видимостью изображения.

Очень важно положение пишущего инструмента на доске. Используются разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске. Существует четыре типа пишущих инструментов для интерактивных досок. Инфракрасная и ультразвуковая технологии применяются для работы с досками Hitachi и Panasonic. Они основаны на применении датчиков, которые фиксируют положение электронного маркера. Также возможно применение оптической технологии, позволяющей располагать два инфракрасных датчика вверху, которые и отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет.

Электромагнитная технология базируется на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым является специальный электронный карандаш или маркер, вложенный в электронный держатель (Sahara, InterWrite).

Следует заметить, что компьютер и проектор для работы с интерактивной доской могут быть любыми, поскольку не существует каких-либо специальных требований к этим устройствам.

Преимущества и недостатки интерактивных досок

Преимущества для педагогов иностранного языка, использующих интерактивные доски на занятиях по своему предмету следующие:

  • Интерактивная доска позволяет реализовать принцип наглядности, необходимый при изучении любого предмета и особенно, для изучения иностранного языка

  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия

  • Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.

  • Для учителя иностранного языка применение интерактивной доски особенно актуально, поскольку предмет «иностранный язык» охватывает многие области знания, такие как страноведение, литературу, экономику, историю, географию. Именно интерактивная доска позволяет в полном объеме использовать программное обеспечение по указанным объектам. Учащиеся также получают ряд преимуществ при работе с интерактивной доской:

  • Занятия становятся интересными и мотивируют изучение предмета

  • Облегчается понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;

  • Формируются и развиваются навыки креативного мышления

  • Появляется возможность что-либо исправить и поменять на экране, самостоятельно копировать и вырезать объекты с экрана, отменять и возвращать действия.

Однако у интерактивной доски есть и свои недостатки. К ним относятся:

  • Интерактивные доски намного дороже обычных досок или проектора с экраном.

  • Отсутствие программного обеспечения для интерактивных досок

  • Проблемы с выходом в Интернет

  • Технические проблемы: при скачках напряжения не все учителя могут сориентироваться и найти верное решение проблемы;

  • Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга

  • Возможность передачи на экран нежелательного сообщения или рисунка.

  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

1.3. Использование компьютерных технологий для развития критического мышления учащихся

Персональный компьютер может применяться учителем для решения дидактических задач в течение урока и на любых этапах обучения.

Уместное применение компьютера на уроке представляется целесообразным, поскольку позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера, а также выполнять упражнения, смотреть и анализировать видеофильмы и видеосюжеты. Более того, именно с помощью компьютера легче организовать самостоятельную работу студентов, как на уроке, так и внеклассную [20,47].
В процессе обучения используются следующие информационно-компьютерные технологии:

- презентации в Power Point

- электронные учебники, пособия, энциклопедии и справочники

- видео и аудиотехника

- программы тестирования,

- Интернет ресурсы

· интерактивные доски

Обучение с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, Рассмотрим наиболее часто используемые информационно-компьютерные технологии в процессе обучения.

Электронные учебники, демонстрируемые с помощью компьютера и

мультимедийного проектора.

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их доступность в связи с появлением интернета, во-вторых, мобильность, удобство в использовании, в-третьих, необходимость в получении адекватной информации в связи с требованиями программы, соответствующей современным стандартам. Более того, создание электронных учебников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Тестирование в компьютерном режиме

В современной школе тестирование школьников проводится регулярно. Сегодня компьютерное тестирование становится обязательным средством контроля знаний в школах, колледжах и вузах.

Для проведения промежуточного и итогового тестирования в настоящее время в школах апробируются несколько вариантов тестов, отличающихся по количеству заданий. Несмотря на разработку ряда формальных теорий тестирования и множества разновидностей тестовых заданий, ряд преподавателей обоснованно критикуют практикующиеся подходы к проведению тестирования в школе, особенно централизованное тестирование, и отмечают важную роль тестирования как средства обучения.

Целью повседневной работы преподавателя является не контроль (измерение в терминологии тестологов), а обучение. С этой точки зрения государственные тесты исключительно негибки, так как изготовляются централизованно. А тесты, ориентированные на конкретные модули, учитывающие индивидуальные особенности группы.

Для проведения тестового контроля в школах, оснащенных компьютерным оборудованием, используется система тестирования АСТ-тест. Она накладывает определенные ограничения на составителя тестовых заданий, с другой стороны, позволяет более четко формулировать их и сопоставлять тестовые модули по их взаимозаменяемости и параллельности. Мы имеем возможность использовать полиморфные тесты с четырьмя типами тестовых заданий: открытыми, закрытыми, на соответствие (перекрестный выбор) и на установление последовательности. Кроме того, действуют ограничения на количество заданий каждого типа и их уровень сложности.

Одним из плюсов данной системы тестирования (АСТ-тест) является то, что в задания можно включать рисунки и схемы. Однако отсутствие в настоящее время возможности включать в тест задания на аудирование не позволяет сочетать проверку всех аспектов в одном компьютерном тесте. Еще следует отметить, что данный тест не является адаптивным или последовательным, так как задания появляются на экране в случайном порядке, что не дает возможности производить оценку тестируемого после каждого ответа и подбирать ему следующее задание в зависимости от результатов. Но при этом случайный порядок представления заданий создает впечатление более индивидуализированных заданий, что, несомненно, способствует более объективной оценке знаний учащихся.































Выводы по главе 1

Уместное применение компьютера на занятиях в школе или в вузе представляется целесообразным, поскольку это позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера, выполнять грамматические упражнения, смотреть и анализировать видеофильмы и видеосюжеты. Более того, именно с помощью компьютера легче организовать самостоятельную работу школьников и студентов, как на уроке, так и внеклассную. Применение информационных компьютерных технологий в аспекте работы над аудированием и чтением - рецептивными видами речевой деятельности - на базе техники критического мышления вносит существенный вклад в формирование гармонически развитой личности. Об этом пишет Е. А. Маслык в своей «Настольной книге преподавателя иностранного языка». В книге предлагается развитие у учащихся творческой деятельности, самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобразующего характера, их активности, умение трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности. Задачам воспитания и развития школьников подчинены все компоненты или составляющие учебника, что отражает сущность обучения в современной школе.
















Глава 2. Метод проектов и Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования

2.1. Метод проектов

Еще одним методом обучения в организации учебной деятельности выступает проектный метод обучения, при этом многие школьники создают совместные творческие проекты. При выполнении такого творческого проекта возникают предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения. На всех этапах проектирования требуется индивидуальная заинтересованность обучающихся, интеллектуальная подготовка, поиск материалов, инструментов, технологического выполнение.

Таким образом, у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, которые необходимы для выполнения проекта. использование проектных, исследовательских и других развивающих технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Раскрывая особенности своей деятельности в этом направлении, учителю целесообразно продемонстрировать понимание того, что проекты и исследования, осуществляемые школьниками, имеют существенные отличия, проявляющиеся в целях, в организации работы и в представлении полученных результатов. Для начальной школы эти виды деятельности пока не стали массовыми. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ученика. Поэтому имеет смысл кратко раскрыть содержание наиболее значимых, на взгляд учителя, проектов или исследований, указать их практическую значимость, акцентировать внимание на участии родителей в организации этой работы, которая в начальной школе, как правило, проводится во внеурочное время.

Для учителей, работающих с подростками и старшими школьниками, имеет смысл раскрыть особенности использования современных образовательных технологий в организации кружковой и факультативной работы обучающихся, обозначить в справке и поместить в приложение авторскую программу спецкурса, факультатива или элективного курса, преподавание которого предполагает активное использование современных технологий, в том числе и информационных. Оптимальным вариантом может быть краткое описание и обоснование выбора используемых учителем образовательных технологий, их взаимосвязи и влияния на достижение целей обучения и воспитания. Особенно ценно, если учитель покажет, как применение им различных образовательных технологий обогащает традиционные методы и приемы.

Учебное сотрудничество

Вариантов учебного сотрудничества множество. Один из них носит название «Разновозрастное учебное сотрудничество».

Умение сотрудничать с учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, - вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть достигнут младшими подростками. О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия с взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество. Учебное обращение к взрослому означает следующее: ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания:

- воспитывающие критичность мышления;

-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;

- формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

К первой группе заданий относятся:

а) Задания - "ловушки", различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться, не подумав:

- В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Волк - волчица, петух - курица, ворон - ворона, жеребец - кобыла, кот - кошка.

б) Креативные задачи:

- Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами "и мы…" (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение является логичным). "Я люблю ходить в гости к друзьям… Вчера моя подруга отмечала свой день рождения… Она позвала меня и еще много друзей… Я принесла ей подарок… Это был большой плюшевый медведь… На шее у него был большой красный бант… Подруга очень обрадовалась моему подарку… "Спасибо, - сказала она… - Я очень люблю большие мягкие игрушки…Они всегда такие забавные…" А потом все сидели за праздничным столом… На нем стоял большой торт… А скоро и я буду справлять свой день рождения… Интересно, что подарят мне мои друзья?.."

Вторая группа заданий включает:

а) Простейшие упражнения, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад.

- Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трех поросят, что это за часть речи.

Ниф - Ниф сказал: "Это существительное женского рода".

Нуф - Нуф сказал: "Это существительное мужского рода".

Наф -Наф сказал: "Это глагол".

Кто из поросят точно не прав?

б) Задания имитирующие позицию учителя.

Разновозрастное учебное сотрудничество, представляет сегодня огромный интерес в контексте развития процесса самоорганизации, когда младшим подросткам (четвероклассникам-пятиклассникам) предоставляется новое место учителя по отношению к учащимся 1-3 классов, может стать одним из существенных элементов школьного уклада, отвечающим возрастным особенностям детей.

Место «младшего учителя» - посредника между подростком и младшим школьником - соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Таким образом, в современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач[3,76].

Во-первых, отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные, серьезные отношения с миром взрослых, работа в позиции учителя может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных).

Во-вторых, работа в позиции учителя продолжает формирование учебной самостоятельности подростка, основанной на способности удерживать точку зрения другого человека (младшего, незнающего, неумелого).

Младшему нужно не просто подсказать, сделать вместо него, предложить ему готовый результат, навязать свою точку зрения. Ему следует помочь самостоятельно прийти к результату. Четвероклассник может и должен не какое-то время стать учителем маленьких, для того чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося.

Примером разновозрастного учебного сотрудничества может служить проектная разновозрастная Игра «Кто обитает на необитаемом острове» [5,5].

Комментарий к игре: Данная задача предназначена для учащихся 2-5 классов и проводится в середине учебного года. В обращении к учащимся говорится : …разработка таких серьезных проектов, как создание уникальной коллекции природных объектов, требует совместных усилий специалистов разных областей знаний: картографов, экологов, экономистов, специалистов по рекламе и дизайну. Возможно, эти профессии заинтересовали вас и через несколько лет вы и сами станете настоящими специалистами в этих областях.

Третья группа заданий включает в себя:

а) Задания с недостающими данными.

- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?

-К какой части речи относится слово "больной"?

б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

- Я загадала одно слово. Задайте любые пять уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении.

в) ситуации скрытого незнания, т.е. ситуации, в которых дети точно знают, что они этого не знают. Подобные вопросы и задания могут даваться задолго до изучения темы или в начале ее изучения.

-А как нам записать слово "руч.нки"?

- чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али Бабу?

Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Сотрудничество детей друг с другом

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа детей. В непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить взрослые приемы, необходимые для того чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, т.е. с детьми.

Начинать организацию такого сотрудничества можно, и даже необходимо, с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2-4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи.

Для организации совместной работы детей на уроке необходимо учителю учитывать определенные правила:

Цели организации совместной работы детей на уроке

  1. Каждому ребенку дать эмоциональную и содержательную поддержку. Это необходимо для того, чтобы у робких и слабо подготовленных детей не развилась школьная тревожность, а у лидеров не проявились неприятные черты характера.

  2. Каждому ребенку дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

  3. Каждому ребенку дать опыт выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это могут быть функции контроля и оценки, постановки задач и планирование деятельности.

  4. Групповая работа на уроке дает учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание - строить человеческие и деловые отношения детей.

Общие правила организации групповой работы

1. При построении учебного сотрудничества необходимо прорабатывать "ритуалы" взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить о помощи.

2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец, т. е. с одним из учеников показать у доски весь ход работы. Важно дать детям речевые примеры обращения друг к другу: "Ты согласен?", "А как ты думаешь?", "Почему ты так думаешь?"

3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке.

4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать и то, что самому слабому нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке это может быть полезно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым, им нужны равные по силам. И не стоит соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с разным темпом работы.

5. Для того, чтобы группа сработалась необходимо 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять один и тот же состав на долгое время так же не рекомендуется. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.

6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость…

7. Работа парами не требует специальной расстановки парт. А вот для группы из 3-4 человек парты нужно расставить таким образом, чтобы детям было удобно смотреть друг на друга:

Лучше так или так но не так

При организации сотрудничества существуют определенные противопоказания, которые следует учитывать.

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом.

  2. Нельзя принуждать к групповой работе детей, которые по каким - то причинам отказываются работать в группе с кем - либо из детей. Но в следующий раз все же предложить им работать вместе. Устраивать разборки на уроке причин отказа ни в коем случае не нужно. Можно разрешить ребенку работать одному, но свое неудовольствие не показывать.

  3. Чтобы избежать повышения утомляемости на уроке нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе, и более половины урока во 2 классе.

  4. Абсолютной тишины во время совместной работы не может быть, так как дети обмениваются мнениями, высказывают свое отношение к работе других детей, поэтому относиться к этому нужно спокойно. Бороться надо лишь со слишком возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Хорошо, если будет особый звуковой сигнал, говорящий о повышении уровня шума.

  5. Ни в коем случае нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Интерактивные игры

Особое значение в формировании навыков сотрудничества имеют интерактивные игры. Предлагая детям такие игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После окончания игр дети анализируют и обсуждают полученный опыт.

Игра "Мостик дружбы"- дети образовывают пары, придумывают какой - нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Потом можно построить мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор пока будут находиться желающие. Заканчивается тем, что все дети становятся в круг и поднимают руки вверх, изображая большой мост дружбы.

"Волшебная палочка" -можно регулярно начинать неделю, так как каждому ребенку дает возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели. Развивает навыки общения, групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. "Волшебная палочка" используется для регулирования детских монологов. Рассказчик сам решает, кому передать палочку дальше.

"Любимые вещи"- дети обсуждают со своими одноклассниками вещи, которые обладают для них особой ценностью, тем самым получают возможность развивать свои коммуникативные способности. В то же время игра способствует укреплению единства группы. Игра проводится в тройках. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую любит один из членов его тройки.

"Письмо"- письма помогают детям развивать способность и умение общаться. Появляется возможность правильно и точно сформулировать свое послание. В этой игре лучше писать письма не человеку, а предмету, по отношению к которому ребенок испытывает сильные эмоции. В заключение игры дети по желанию зачитывают письма.

"Равновесие"- диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общение. Выполняется в паре, используйте возможность выполнить это задание с разными партнерами. Используются три позиции: сидя напротив друг друга, взяться за руки и отклониться назад, при этом удерживать равновесие; стоя на коленях; стоя, поставив ступни ног вплотную друг к другу и отклонившись.

"Браво" - эта игра способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. Спросите детей, кто из них хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.

"Биография друга" - эта игра побуждает задумываться о жизни своих друзей.. По жребию каждый ребенок выбирает себе заранее заготовленные карточки с именами детей класса Нужно обязательно проверить, не досталось ли свое собственное имя ребенку, в таком случае нужно будет поменяться с кем - то. Дети должны составить биографию того человека, чье имя записано на карточке. В помощь детям предлагается анкета: " напиши историю жизни (биографию) того человека, который тебе достался по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее: имя и фамилию этого ребенка; возраст; день рождения; адрес; описание внешности; имена членов семьи; что любит делать; что тебе в нем нравится; переезжал ли когда - нибудь этот человек на другое место; кем работаю родители; что украшает его жизнь; твой собственноручный портрет этого человека. 10 минут дается на то, чтобы поговорить с тем ребенком, про которого нужно написать, и еще 10 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут. После чего дается 30-40 (может и меньше, в зависимости от уровня класса) минут для записи истории жизни своего одноклассника. После этого несколько детей зачитывают написанные биографии, по желанию могут подарить их своим партнерам.

Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться только при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на универсальность, все прежние формы сотрудничества ребенка со взрослым, которыми он владел до школы остаются. Исполнительское сотрудничество, игровое имеют свое место на уроке, совсем не заменимо непосредственное, эмоциональное общение детей с учителем[16,4].

Учебное сотрудничество должно занять свое место в ряду других форм сотрудничества для того, чтобы ученики смогли вступать с учителями в полноценные учебные отношения, выросли критичными, самостоятельными [26,54].

Творческие игры

В действительности возможность создавать что-то новое и необычное, закладывается в детстве, и это происходит через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. В наше время много говорится о креативности мышления, т.е. можно утверждать, что развитие креативности школьников становится одной из актуальных проблем современного образования. По определению Л.Н.Куликовой: « Креативность - личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям».

Исследования среди младших подростков показывают, что дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому для развития их творческих способностей необходимо ставить следующие цели и задачи:

  • развивать детскую фантазию, творческое воображение, причинно - следственное мышление, языковое чутье;

  • развивать умение сочинять рассказы и сказки;

  • решать сложные проблемные задания;

  • формировать любознательность;

  • развивать стремление к познанию нового, неизведанного;

  • формировать умение мыслить логически, нестандартно;

  • развивать речь, логику мышление;

  • повышать мотивацию к самосовершенствованию.

А также использовать основные принципы творческого воспитания:

  • осуществление индивидуального подхода;

  • использование личного примера: «Делай, как я!»;

  • формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);

  • не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения творческой деятельности для младших подростков:

    • Активные. К ним относятся:

  • Игры: поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности.

  • Самостоятельная деятельность под руководством взрослого;

    • Пассивные: беседы, возможно с упоминанием собственных примеров.

Необходимо учитывать важность создания условий для успешного развития творческих способностей детей. К ним можно отнести:

  • раннее начало занятий;

  • создание обстановки, которая будет опережать развитие детей;

  • предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании необходимых дел и в выборе способов работы;

  • обеспечить помощь со стороны взрослых, т.к. предоставленная ребенку свобода предполагает, а не исключает, ненавязчивую, умную и доброжелательную помощь взрослых.

Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превратить свободу в безнаказанность, а помощь взрослых - в подсказку.

Уровень развития творческих способностей школьников зависит от содержания, а также методов обучения в школе. Необходимо использовать разные методы обучения, в том числе и игровые, и целенаправленно, систематически развивать у детей гибкость и подвижность мышления, учить их рассуждать и мыслить, а не зубрить, в том числе самим делать выводы и находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Развитие творческих способностей школьников младших классов должно осуществляться на всех уроках и внеклассных мероприятиях[19,65].

Урок по-прежнему остается основной формой обучения и воспитания учащихся данного возраста. Поэтому в рамках учебной деятельности младшего подростка в первую очередь должны решаться задачи развития его воображения и мышления, фантазии и способности к анализу и синтезу. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся можно предложить такие задания, как:

  • классифицировать объекты, ситуации и явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

  • рассматривать систему в развитии;

  • делать предположения прогнозного характера;

  • выделять противоположные признаки объекта;

  • выявлять и формировать противоречия;

  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • представлять пространственные объекты.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младших подростков может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

  • дидактические и сюжетно - ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие мастерские.

Художественная деятельность

Искусство и художественная деятельность является самой эффективной сферой развития творческих способностей детей. И этому, безусловно, способствуют уроки литературного творчества и русского языка, а также музыки, изобразительного искусства и технологии. Но даже такой предмет, как математика, а сюда можно включить и информатику, тоже имеет немало возможностей в развитии творческого потенциала учащихся. Большинство ведь считают математику «сухой» наукой, поэтому создается впечатление, что математика и творчество - это две несовместимые вещи. Но в геометрическом материале находится очень много общего с художественным восприятием мира, т.к., к примеру, в геометрии образное мышление крайне важно. Это как раз и можно использовать, т.к. мышление младших подростков наглядно-образное и наглядно-действенное[12,43].

2.2. Критерии и принципы здоровьесбережения

Л.В. Костенко пишет, что по данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, а именно, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Под здоровьесберегающей образовательной технологией, по мнению О. В. Петрова, следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Эта система включает, прежде всего, учет возрастных особенностей учащихся, разработка стратегии обучения, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной категории. Немаловажным условием функционирования системы здоровьесберегающей деятельности является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии[29,13].

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. В контексте вышесказанного урок следует делить на три этапа:

1-й этап. Врабатывание (5 мин.) - повторение (репродуктивная деятельность)

2-й этап.

Максимальная работоспособность (20-25 мин.) - новый материал (продуктивная деятельность)

3-й этап. Конечный порыв (10-15 мин.) - закрепление пройденного (репродуктивная деятельность)

Среди здоровьесберегающих технологий можно выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. К таким технологиям относятся: дифференцированное обучение и игровые технологии. В основе своей они нацелены на достижение положительного результата в процессе обучения, создание положительного эмоционального настроя, а также на участие всех учеников в процессе обучения и использование проблемных творческих заданий [17,4];

Этому способствует использование разнообразных индивидуальных заданий, интерактивные игры, работа в блочно-модульном режиме.

И главное, что хотелось бы отметить в аспекте применения здоровьесберегающих технологий - все они строятся на идеях Л. С. Выготского о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

При использовании технологии Базарного снижаются показатели заболеваемости детей, улучшается психологический климат в коллективах, все большее распространение получают формы внедрения родителей в образовательное пространство.

2.3. Эффективность образовательного процесса при использовании здоровьесберегающих технологий на уроках. Физкультминутки, игры

К современным технологиям, применяющимся в учебном процессе, безусловно, следует отнести здоровьесберегаюшие технологии. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья. В этот период организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. В связи с важной проблемой, касающейся здоровья нации, многие ученые и исследователи - врачи, психологи, педагоги - анализируют, прогнозируют и рекомендуют, что и как необходимо делать для того, чтобы обеспечить высокую эффективность образовательного процесса наряду с заботой о здоровье учеников.

В данной главе предпринята попытка провести исследование трудов известных ученых, заинтересовавшихся проблемой здоровьесберегающих технологий и способами их реализации в учебном процессе.

Для организации эффективного процесса обучения в школе, что, безусловно, подразумевает использование здоровьесберегающих технологий, необходимо принимать во внимание возрастные особенности учащихся при отборе материала и методик, способствующих его продуктивному усвоению. Следует отметить, что наиболее перспективными считаются технологии, соответствующие определенному возрасту учащегося [17,4].

Жан Пиаже выделил следующие этапы развития ребенка в соответствии с его умственным развитием:

Сенсомоторный этап развития (0-2 лет)

    • важность постоянства окружающих предметов

    • важность повтора действий

    • важность имитировать действия

  • Предоперационный этап (2-7 лет)

    • эгоцентризм

    • концентрация на одном предмете

    • не понимает, что одно состояние может переходить в другое

    • наделяет предметы свойствами живых существ

    • игра, параллельная жизни, жизнь - игра

  • Период выполнения конкретных операций (7-11 лет)

    • очень четко придерживаются первоначально полученных представлений, знаний

    • способность производить обратные действия

    • желание распределить информацию по группам

    • желание классифицировать

  • Формально-операционный период(11-15 лет)

    • абстрактное мышление

    • логическое рассуждение

    • экспериментирование, с использованием научных знаний

    • комбинаторное мышление

    • идеализм

Ученые, исследователи, занимающиеся изучением вопросами раннего развития детей (Н.Н. Ачкасова, О.А. Осиянова, Н.А. Малкина, С.А. Натальина, О.А. Денисенко и другие) полагают, что начинать развивать ребенка следует как можно раньше, поскольку только до девяти лет длится сензетивный период, когда ребенок впитывает знания как губка. Особенно это касается такого предмета, как иностранный язык. Поэтому очень важно знать и учитывать особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет [31,102].

Агафонова Ю.Н. (МОУ «СОШ им. М. М. Рудченко с. Перелюб») обобщила опыт работы в младших классах в аспекте здоровьесберегающих технологий. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно на начальном этапе обучения неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Учащиеся начальных классов отмечается быстрой утомляемостью в результате неусидчивости, чрезвычайной подвижности и рассеянности внимания. Вследствие чрезмерного умственного напряжения происходит быстрая утомляемость, потеря большого количества энергии. Таким образом, обучение иностранному языку необходимо проводить при поддержке здоровьесберегающих технологий. Эта проблема приобретает актуальность, потому что, по данным статистики, современные образовательные технологии требует «здоровьесохраняющего сопровождения». Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе способствуют различные приемы. К ним относятся игры, разрядки, физкультминутки.

Здоровьесберегающие технологии по И.В.Абрамовой и Златогорской Р.Л. в основе своей предполагают такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых. Большое внимание отводится играм (И.В.Абрамова) и коротким разрядкам (Р.Л. Златогорская) - песням, рифмовкам, загадкам, инсценировкам, физкультминуткам - для снятия напряжения во время урока иностранного языка.

1. Физкультминутки - простые физические упражнения, способствующие уменьшению нагрузки на организм, благотворно влияющие на мозг и снимающие утомление. Физкультминутками могут быть простые движения, такие как: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.

Основные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на 8 - 15 ой минутах урока в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- упражнения должны быть простые и занимательные;

Физкультминутки проводятся в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения (3 - 4, не больше) напоминают утреннюю гимнастику: прыжки, бег на месте или ходьба. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия.

Электронные физкультминутки

Усманова С. Х. и Шумунова Л. А. говорят об интегрированном, системном подходе к физкультминуткам. По их мнению, здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». То есть это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи) [31,87].

Главная цель физкультминуток - на занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, размяться.

2. Песни - способ, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, способствующий выходу энергии, скопившейся в результате выполнения утомительных умственных упражнений и, наконец, - реализация творческих способностей. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

3. Игра - всегда воспроизведение условной ситуации, моделирование реальной ситуации, основанной на использовании общественного опыта. Именно игра помогает воссоздать нормы жизни человека. Более того, в игре раскрываются всевозможные таланты, стороны личности ребенка: интеллект, эмоции, нравственность. Ценность игры - в осуществлении познавательной деятельности школьника. Игра на уроках иностранного языка способствует развитию памяти, внимания, умений и навыков, а также именно игра поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как вносит радость в процесс обучения.

Смысл любой игры, использованной в учебном процессе, особенно в процессе обучения иностранному языку, заключается, прежде всего, в том, что игра нацелена на стимуляцию занятия иностранным языком (или любым другим предметом). Игра способствует желанию учиться, получать знания, получать удовлетворение от учебы. Непременное требование к учебным играм - они должны быть приняты всеми учащимися класса, группы. Второе главное условие успешности игры на уроке - манера, стиль ее проведения: она должна вызывать только положительные эмоции и проводиться в дружелюбной атмосфере [24,32].

Третье условие - игра всегда должна носить творческий характер. И вызвать радость, чувство свободы. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Только при этих условиях у школьников смогут развиться чувство уверенности в себе, в свою значимость и возможность сделать что-то полезное, интересное для общества (класса, группы, товарищей). Немаловажным требованием к учебным играм считается соответствие содержания языкового материала условиям и правилам игры. Только это может привести к хорошим результатам, поскольку диссонанс в тематике игры и предмета, несоответствие основ изучаемого (языкового) материала игровым приемам не приведет к желаемому результату, а внесет неразбериху и сумятицу в ряды учащихся.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры,

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентации, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические - обучающие, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности

Большинство современных зарубежных авторов, таких, как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер, Стивен П. Кращен, К. Ливингстоун выделяют следующие свойства дидактических игр: исход непредсказуем, возможны в любое время повторяемость, играют по правилам, приносят радость.

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

2. Воспитывающие - формирующие определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

3. Развивающие - мотивирующие учебную деятельность, развивающие внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.

4. Загадка - это краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях действительности, описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений. Загадки на уроках иностранного языка вводят детей в мир чужой культуры. Отгадывание загадок похоже на игру, тем самым внося радость в процесс обучения и, следовательно, снимая напряжение и усталость от большого количества заданий, неизбежно сопутствующих урокам иностранного языка на любом этапе обучения.
Итак, для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Этому способствуют, так называемые, здоровьесберегающие технологии - технологии, позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.









Выводы по главе 2

Еще одним методом обучения в организации учебной деятельности выступает проектный метод обучения, при этом многие школьники создают совместные творческие проекты. При выполнении такого творческого проекта возникают предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения. На всех этапах проектирования требуется индивидуальная заинтересованность обучающихся, интеллектуальная подготовка, поиск материалов, инструментов, технологического выполнение.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка также является необходимым условием, поскольку, во-первых, стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет им лучше концентрироваться на задачах урока, и, главное, в плане познавательной активности - способствуют эффективной реализации самой главной цели обучения иностранному языку - коммуникативной цели. Во-вторых, в аспекте сохранения и поддержания здоровья учащихся в процессе обучения, именно применение физкультминуток обеспечивает такую сохранность. Более того, умелое чередование учебной деятельности и физкультминуток - залог успеха в процессе обучения не только иностранному языку, но и любому предмету в школе.

Таким образом, наряду с реализацией познавательной, воспитательной и развивающей задач сегодня актуален здоровьесберегающий педагогический подход в процессе обучения, который способствует созданию необходимых условий для нормального протекания учебного процесса и сохранения здоровья учащихся в процессе учебной деятельности.





Заключение

Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике, задаваясь вопросом зачем это нужно, ведь имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит. Возможно, они правы. Но никто и не говорит, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форм на дискете или через Интернет.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых, как на уроке, так и во внеурочное время.
Использование компьютерных технологий предоставляют возможность освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой, как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтального опроса, предъявления большого объема языкового материала и других рутинных действий. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят

Однако компьютер не может и не должен заменить преподавателя, он лишь сопутствует успешному обучению, помогает совершенствовать образовательный процесс, поскольку высвобождает время для творческой деятельности, взваливая «на свои плечи» всю рутинную работу: программирование, распечатку, обработку данных тестирования, демонстрацию слайдов, картинок и т.д. Еще одним методом обучения в организации учебной деятельности выступает проектный метод обучения, при этом многие школьники создают совместные творческие проекты. При выполнении такого творческого проекта возникают предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения. На всех этапах проектирования требуется индивидуальная заинтересованность обучающихся, интеллектуальная подготовка, поиск материалов, инструментов, технологического выполнение.

Более того, наряду с использованием ИКТ и применением метода проектов необходимо не забывать об эффективности использования здоровьесберегающих технологий для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Этому способствуют, так называемые, здоровьесберегающие технологии - технологии, позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.

В результате проделанной работы достигнута главная цель исследования - обоснована необходимость комплексного подхода к процессу обучения, в котором применение компьютерных технологий и внедрение метода проектов должно сопровождаться эффективным использованием здоровьесберегающих методик.

Решены следующие задачи:

Определены критерии оценки эффективности здоровьесберегающего подхода к урокам в процессе обучения.

  • Подчеркнута роль компьютерных технологий в современной коммуникативной технологии преподавания предметов в средней школе.

  • Раскрыто многообразие форм применения компьютера, и в частности Интернет-ресурсов на занятиях в процессе обучения.

  • Выделены наиболее эффективные формы информационных компьютерных технологий для использования на уроках.

  • Обоснована необходимость практического применения компьютерных технологий как эффективного компонента в повышении качества обучения в образовательном учреждении.

  • Выявлено влияние информационных компьютерных технологий на мотивацию обучения в образовательном учреждении.

  • Выявлена эффективность применения проектного метода обучения вовсем его многообразии.






Список литературы

  1. Абрамов Э.Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2007. - 53 с.

  2. Абрамов Э.Н., Гимнастика для глаз в практике работы учителя: Методические рекомендации. /Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2003. - 41 с.

  3. Абрамова И.А. «Игры на уроках иностранного языка» // Иностранные языки в школе. 2004. №1.

  4. Варламова С.И. «Здоровье наших учеников»// Начальная школа. 2003. №2

  5. Воронцова А.Б. Игра разработана на основе проектной задачи, опубликованной в книге под редакцией А.Б.Воронцова «Сборник проектных задач. Начальная школа» изд. «Просвещение», Москва 2012

  6. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 400

  7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам». 2-е изд. М.: Академия, 2005.

  8. Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе. 2000. №5

  9. Драговская Светлана Тимофеевна. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка festival.1september.ru/ Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) // Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т, Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. - 168 с

  10. Златогорская Р.Л. «Формы разрядки на уроках иностранного языка»// Иностранные языки в школе. 1974. №6

  11. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с

  12. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - N2. - С. 41

  13. Карпова А.К., Рощина Г.А. «Физкультминутки для начальной школы». Ярославль. 2006.

  14. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  15. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.

  16. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.

  17. Костромина Н.И. «Как избежать школьных перегрузок» // Начальная школа. 2004. №8.

  18. Костромина Н.И. «Как избежать школьных перегрузок» // Начальная школа. 2004. №8.

  19. Леонов В.И. Power Point 2010 с нуля. - М.: Эксмо, 2010, 320 с.

  20. Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации - школе: Пособие для учителя /Под ред. Е. С. Полат. - М.: ИСО РАО, 1995. - 220 Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46

  21. Попова А. И. «Здоровьесохраняющая среда в школе»// Начальная школа. 2004. №4.

  22. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века - М., 2000. - 356 с

  23. Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в V- VII классах // Иностранные языки в школе. - 1998. № 2. - С.37-40

  24. Разумихина Г. П. Методика организации современного урока французского языка. Учение с интересом. - М., Педагогический университет. «Первое сентября», 2009.

  25. С. А. Авилова, Т. В. Калинина Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры- подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями - Волгоград: Учитель, 2008. - 111

  26. Сидоренко О.Ф. Сотрудничество. - 2013

  27. Тарасова Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке - плюс или минус?» г. Барнаул festival.1september.ru/

  28. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. - 1998. - N4. - С. 65

  29. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Исправленное и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004

  30. Фомин Н.А. «Влияние дозированных физических упражнений на умственную работоспоспособность и некоторые вегетативные функции детей школьного возраста»: автореф. дис. … канд. биол. наук. - л., 1964

  31. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду.Киев:Рад. шк., 1984.-144

  32. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - Донецк: Сталкер, 1998.

  33. Электронные образовательные издания: Учебно-методическое пособие. / М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 89 с.

  34. smartboard.ru/

  35. smarttech.com/

  36. pedsovet.su/

1


© 2010-2022