Эксперимент «Применение технологии refunction - важный инструмент здоровьеформирующего образования»

Новизна: создание модели реализации здоровье формирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде: 1. Использование биометрического программно–аппаратного комплекса FlexiScan, разработанного ООО «Биометрикс». 2. Применение индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы. 3. Использование ученического стула с применением технологии refunction (re – вновь, восстановление, function – функция), динамичная конструкция ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юрическая основная общеобразовательная школа»

ИНН 5937001348 КПП 593301001 ОГРН 1025902154002

617 232 Россия, Пермский край, Карагайский район, с. Юрич, ул. Центральная, д. 6.

УФ и НП Карагайского муниципального района

БИК 045773001 ГКРЦ ГУ БАНК РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, Г.ПЕРМЬ

_________________________________________________________________











Проект


ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«Применение технологии refunction - важный инструмент здоровьеформирующего образования»

Руководитель эксперимента: Уфимцева Людмила Юрьевна, директор МБОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа»

Консультант эксперимента: Матвеев Кирилл Владимирович, директор ООО «Биометрикс», врач, специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине.


2012 г.

Программа эксперимента


Мудрость взрослых дает защиту детям,

именно окружающие детей взрослые

способны создать оптимальные условия для их полноценного развития.

Пункт программы


Содержание


1.

Тема эксперимента

Применение технологии refunction - важный инструмент здоровьеформирующего образования.

2.

Руководитель эксперимента

Директор МБОУ «ЮООШ» Уфимцева Людмила Юрьевна

3.

Консультанты

Матвеев Кирилл Владимирович, директор ООО «Биометрикс», врач, специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

Майорова Ирина Анатольевна, директор ООО «РОССИН» Договор с ООО «РОССИНН» № К 2\11-12 от 7 ноября 2012 г.

4.

Обоснование и актуальность эксперимента

Укрепление здоровья школьников - одно из направлений современной реформы образования. А одна из наиболее распространенных «школьных» патологий - нарушение осанки, приводящей к серьезным заболеваниям позвоночника, внутренних органов, центральной нервной системы. В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.

Актуальность. За последние годы отмечается значительный рост патологии позвоночника. По данным различных источников, нарушение функций позвоночника наблюдается у 60 - 95% школьников. При этом необходимо учитывать, что нарушение функций позвоночника оказывает негативное влияние на развитие всех органов и систем растущего организма. Основным негативным фактором, нарушающим гармоничное развитие опорно- двигательного аппарата у детей и подростков, являются длительные статические нагрузки. За 11 лет обучения школьники сидят за партами порядка 9 000 часов, и все это время их организм недополучает естественных физических нагрузок, необходимых для гармоничного физического развития.

Гиподинамия резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Формирование нарушений осанки напрямую зависит от неправильно подобранной мебели и, следовательно, нерациональной рабочей позы.

Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма, основным пропорциям тела. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног.

Новизна: создание модели реализации здоровьеформирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде:

  1. Использование биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan, разработанного ООО «Биометрикс».

  2. Применение индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

  3. Использование ученического стула с применением технологии refunction (re - вновь, восстановление, function - функция), динамичная конструкция которого обеспечивает потребность в движении, тренирует и восстанавливает мышцы, отвечающие за здоровье позвоночника и формирование хорошей осанки. Производитель ООО «РОССИНН». Исследования показали, что у учеников, сидящих на стульях refunction: к концу дня утомляемость меньше на 17%; к концу недели утомляемость меньше на 25%; рабочая поза лучше в 4,7 раза; увеличивается количество микродвижений в 2,7 раза.

5

Нормативно - правовая база

Эксперимент разработан на основе:

нормативно - правовых документов федерального уровня:

  • Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 13.02.2009) «Об образовании»;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

нормативных документов Министерства образования и науки РФ:

  • Письмо Министерства образования РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 года «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

  • Письмо Министерства образования РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 года «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

  • Письмо Министерства образования РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 года «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

  • Письмо Министерства образования РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 года;

6.

Объект эксперимента

Организационно-педагогические и технические условия использования технологии refunction в образовательной среде начальной школы и детского сада.

7.

Предмет эксперимента

Здоровьеформирующее образование

8.

Цель эксперимента

Экспериментальная апробация модели реализации здоровьеформирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде.

8.

Задачи

  1. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу ОУ, разработка новых локальных актов.

  2. Разработка механизма реализации технологии refunction в образовательном процессе.

  3. Проведение мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно- двигательного аппарата, выявление биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan.

  4. Составление и применение индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

  5. Использование ученического стула с применением технологии refunction.

  6. Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров ОУ по вопросам использования технологии refunction.

  7. Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

9.

Гипотеза

При успешной реализации эксперимента будет разработан механизм реализации технологии refunction в образовательном процессе.

10.

Диагностический инструментарий

Мониторинг физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно- двигательного аппарата, выявления биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan (ООО «РОССИНН», ООО «Биометрикс») два раза в год.

Предназначен для составления индивидуальных корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

Биометрический программно-аппаратный комплекс FlexiScan позволяет на современном техническом уровне:

  • выявлять биомеханические ошибки, ведущие к нарушению осанки и создающие условия для развития патологии позвоночника и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

  • формировать индивидуальную тренировочную программу (комплекс физических упражнений) для коррекции выявленных биомеханических ошибок.

Выполнение корригирующих спортивных нагрузок восстанавливает механизм оптимального распределения нагрузок на элементы опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, биометрический программно-аппаратный комплекс FlexiScan может составлять групповые тренировки с учетом индивидуальных особенностей, что с успехом может применяться на уроках физкультуры в школе.

По всем основным выявленным биомеханическим ошибкам формируются рекомендации по корригирующим нагрузкам по заложенным в программной части комплекса алгоритмам.

12.

Ожидаемые результаты и критерии оценки ожидаемых результатов

  1. Полнота нормативно-правовой базы ОУ, локальных актов.

Показатель: создание банка данных нормативно- правовых материалов и методических материалов.

  1. Разработка механизма реализации технологии refunction в образовательном процессе.

Показатели: самоаудит с анализом результативности экспериментальной деятельности (не реже 1 раза в полугодие), результаты участия с обобщением опыта работы в мероприятиях разного уровня, публикации в научных, методических сборниках и изданиях, взаимодействие со школами района, выпуск сборника «Модель реализации здоровьеформирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде».

  1. Эффективность мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно-двигательного аппарата, выявление биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan.

Показатели: накопление и использование экспериментальных диагностических материалов.

  1. Уровень выполнения рекомендаций индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

Показатели: проведение практических занятий с детьми и родителями, систематическое выполнение группового комплекса корригирующей гимнастики на уроках физической культуры, сохранение физиологических механизмов работы позвоночника и снижения негативного влияния сидячего образа жизни учащихся.

  1. Использование ученического стула с применением технологии refunction.

Показатели: приобретение динамических стульев администрацией школы для учащихся и воспитанников, а также родителями для дома.

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по вопросам использования технологии refunction.

Показатели: проведение обучающих семинаров, практикумов с педагогами и родителями.

  1. Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

Показатели: совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения: создание условий для эффективной работы проблемной группы, стимулирование экспериментальной деятельности педагогов; обобщение инновационного педагогического опыта работы.

13.

Сроки эксперимента

Начало эксперимента - сентябрь 2012 г.

Завершение эксперимента - июль 2015 г.

14.

Этапы эксперимента

2012 - 2013 учебный год

1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного эксперимента

2.Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений.

3. Создание проблемной группы для разработки эксперимента.

4. Разработка механизма реализации технологии refunction в образовательном процессе и плана мероприятий по реализации эксперимента.

5. Создание научно-методического и нормативно - правового обеспечения успешной реализации эксперимента.

6. Проведение мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно- двигательного аппарата, выявление биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan.

7. Консультация и выполнение индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

8. Приобретение ученического стула refunction - 11 шт.

9. Защита эксперимента и получение статуса МЭПП.

10. Составление рекомендаций и организация учебных занятий с педагогами, родителями и школьниками.

11. Анализ реализации первого этапа эксперимента и промежуточная экспертиза

2013 - 2014 учебный год

1. Введение в эксперимент воспитанников детского сада.

2. Проведение мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно- двигательного аппарата, выявление биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan.

3. Консультация, корректировка индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

4. Приобретение ученического стула refunction для воспитанников детского сада - 13 шт.

5. Разработка методических материалов, описывающих механизм реализации технологии refunction в образовательном процессе.

6. Анализ реализации второго этапа эксперимента и промежуточная экспертиза.

2014- 2015 учебный год

1. Проведение мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценка гармоничности развития опорно- двигательного аппарата, выявление биохимических ошибок с помощью биометрического программно-аппаратного комплекса FlexiScan.

3. Консультация, корректировка индивидуальных и групповых корригирующих упражнений после анализа функциональной пробы.

4.Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение обобщения опыта педагогических работников.

5. Доработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта.

6. Выпуск сборника «Модель реализации здоровьеформирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде»

11.Заключительная экспертиза эксперимента

12. Презентация опыта по использованию технологии refunction в образовательной среде.

15.

Состав участников эксперимента

1. Уфимцева Л.Ю., директор МБОУ «ЮООШ»

2. Уфимцев Ю.П., учитель физической культуры

3. Безукладникова Л.П., медицинская сестра

4. Власова С.В., учитель 1 класса

5. Шилоносова Г. А., воспитатель, заместитель директора по УВР

Учащиеся 1 класса и воспитанники детского сада.

16.

База эксперимента

МБОУ « Юрическая основная общеобразовательная школа»

17.

Тип эксперимента

По педагогической цели - формирующий

По месту проведения - лабораторный

18.

Статус эксперимента

Муниципальная экспериментальная педагогическая площадка

19.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

  • сайт МБОУ «ЮООШ» 59428s012.edusite.ru;

  • публикации в научно-педагогической печати;

  • выступления на конференциях, семинарах.

  • выпуск сборника Модель реализации здоровьеформирующего подхода на основе использования технологии refunction в образовательной среде»

20.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента

1. Пособие для врачей «Применение динамического стула-тренажера для формирования правильной осанки у детей». М.: ФГУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Росздрава», 2007;

2. Сайт ООО «РОССИНН» rossinn.ru/

3. Сайт «Все для здоровья позвоночника.» pozvonok.ru/info/page_2330_152.html

21

Прогноз

Эксперимент мы оценили по следующим критериям (М.М. Поташник «Управление школой: теоретические основы и методы» М.;ЦсиЭИ;1997):

  1. Актуальность (соответствие будущим образовательным потребностям) оценивается по 11 балльной шкале (0 - малоактуальна…10 - наиболее актуальна) - 11 баллов

  2. Полезность определили по формуле ПП = ИП × Н × П : 1000, где

ПП - оценка потенциальной полезности новшества;

ИП - оценка инновационного потенциала

Н - оценка надежности

П - оценка перспективности.

Максимальная оценка потенциальной полезности - 1 балл.

Оценив по одиннадцатибалльной шкале каждый показатель, мы определили общую оценку (10× 8×10:1000 = 0,8) 0,8 балла

  1. Реализуемость оценили с помощью таблицы:

Показатели

Оценки по шкале

1. Временные возможности

0……………………..10

10

2. Кадровые возможности

10

3. Материально-технические возможности

7

4. Программно-методические возможности

7

5. Финансовые возможности

6

6. Нормативно-правовые возможности

10

7. Психологическая возможность

10

8. Организационная возможность

10

Максимальное значение реализуемости = 1 б. Общая оценка определяется путем суммирования оценок по всем восьми показателям и деления этой суммы на 80. в результате у нас получилось 0,88 б. (70 : 80 = 0,88)

Общая оценка привлекательности получается путем перемножения всех оценок. При этом максимальное значение привлекательности будет равно 10 б. Интегральная оценка нашего новшества - 7,04 б.

Вывод:

Данный эксперимент может быть освоен.









Приложения



Технология refunction

Refunction (re - вновь, восстановление function - функция) Refunction - принцип организации среды обитания человека, создающей условия для восстановления физиологических механизмов работы организма человека в сочетании со знаниями анатомии, физиологии и эргономики Цель технологии refunction - гармонизация работы органов и систем организма человека. Эргономика, наука о правильной организации человеческой деятельности, направлена на обеспечение условий наиболее эффективной работы, выполняемой человеком с минимальными энергозатратами. Минимальные энергозатраты не всегда хороши, современный человек страдает от гиподинамии, что ведет к нарушению обмена веществ, болезням сердца, сосудов, позвоночника и пр.

Технология refunction создает условия для эффективной работы человека с сохранением физиологических энергозатрат, необходимых для поддержания здоровья. Инновация, не имеющая аналогов в мире! Применение технологии refunction в стульях и креслах позволило восстановить работу мышц, отвечающих за здоровье позвоночника человека. Быстрей всех удобство стульев refunction ощущают дошкольники и люди с проблемами позвоночника. Отличием стула с технологией refunction от обычного стандартного стула, который всем нам знаком, является:

  • укороченная спинка;

  • угол наклона спинки относительно сиденья менее 90 градусов;

  • динамическое сиденье.

Укороченная спинка - зачем она, когда на стульях с высокой спинкой сидеть легко и комфортно? При опоре на высокую спинку, мышцы, удерживающие позвоночник, не напрягаются, и, как нам кажется, мы отдыхаем. Но известно, если мышца длительное время не работает, она слабнет и атрофируется. Из анатомии: в формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Одни мышцы короткие, они крепятся между двумя соседними позвонками, и их функция - держать соседние позвонки ровно, без перекосов. Эти мышцы еще называют - мышцы безопасности. Другие мышцы - длинные, они крепятся через 4 позвонка и более, они обеспечивают подвижность. Совместная работа этих групп мышц обеспечивает позвоночнику человека и безопасность, и подвижность. Исследователями было отмечено, что функция коротких мышц нарушается, когда ребенок длительное время сидит с опорой на высокую спинку стула или кресла. Длинные мышцы сохраняют свою работоспособность, но, оставшись в одиночестве, держать позвонки ровно, без перекосов, они не могут. Именно поэтому у абсолютного большинства современных старшеклассников выявляют нарушение осанки и сколиозы. Эти же небольшие патологические перекосы, часто невидимые глазом, приводят к перегрузке мышц, нарушению кровотока, деформации диска и прочим массовым проблемам с позвоночником во взрослом возрасте. Если вам приходится много сидеть, чтобы не нарушать работоспособность мышц безопасности позвоночника или восстановить их функцию, нужно сидеть на стульях с укороченной спинкой, которая фиксирует только крестец, не блокируя работу вышерасположенных суставов, связок и мышц позвоночника.

Угол наклона спинки относительно сиденья менее 90 градусов, такая конструкция позволяет фиксировать крестец в правильном положении, за счет чего сохраняются физиологические изгибы во всех отделах позвоночника.

Динамическое сиденье или, другими словами, качающееся. За счет данной конструктивной особенности стула достигается следующие цели. Динамическое крепление сиденья обеспечивает разнообразную нагрузку на околопозвоночные мышцы и мышцы бедер, что уменьшает гиподинамию и активизирует кровоток. Заданная амплитуда движения сиденья обеспечивает человеку возможность совершать небольшие наклоны вперед, в результате удобней работать за письменным столом, лучше осанка и меньше усталость к концу рабочего дня. Педиатры давно заметили: когда ребенок делает уроки, наклонив стул вперед, спина у него остается прямой, а это значит, что у него вырабатывается хорошая ровная осанка, которая сохранится на всю жизнь и не только украсит его, но и поможет избежать серьезных проблем с позвоночником. У сиденья имеется два неподвижных положения. Данная конструктивная особенность позволяет использовать стул ежедневно полный рабочий день и не испытывать дискомфорта. Как бы человек ни сел на стул с технологией refunction, на край или с опорой на спинку, с наклоном вперед или ровно, стул обеспечивает правильную осанку. Динамическое сиденье обеспечивает разнообразную нагрузку на околопозвоночные мышцы и мышцы бедер, что уменьшает гиподинамию и активизирует кровоток, а укороченная спинка восстанавливает и сохраняет работоспособность функциональных элементов позвоночника. 1

Ученический стул refunction предлагается использовать как элемент модернизации и инновационного развития общеобразовательного учреждения, что позволит создать в школе здоровьесберегающую среду и повысит эффективность образовательного процесса.

«Широкое применение в учебных заведениях стульев с технологией refunction может быть важным инструментом профилактики заболеваний позвоночника» (Главный педиатр г. Москва, доктор медицинских наук, член-корр. РАМН, профессор РУМЯНЦЕВ А.Г.)2


Преимущества стульев refunction

Обучает сидеть правильно.

Уникальное свойство новой конструкции в том, что если человек садится неправильно - ему неудобно, пытаясь найти удобное положение, он непроизвольно принимает правильную позу, то есть нагрузка на элементы позвоночника распределяется гармонично, без риска для здоровья.

Активизирует кровоток и снижает статическое напряжение.

В норме наше тело всегда совершает микродвижения, за счет чего происходит чередование активности - одни мышцы работают, другие отдыхают, и наоборот. Такое попеременное мышечное напряжение обеспечивает организму хороший кровоток. Динамичная конструкция стула refunction удовлетворяет потребность в движении, сохраняя при этом правильную осанку человека.

Тренирует и восстанавливает мышцы, отвечающие за здоровье позвоночника и формирование хорошей осанки.

При использовании стандартной мебели, оснащенной множеством поддерживающих элементов, суставы, мышцы и связки не получают нагрузки, необходимой для их правильного функционирования. В результате - нарушение кровотока, атрофия, проблемы с позвоночником, быстрая утомляемость и прочие «подарки» от сидячего образа жизни. Новая конструкция стула послужит для Вас отличным тренажером как дома, так и на работе, учебе. Вы комфортно сидите на стуле refunction, занимаясь делом, и одновременно укрепляете свой организм, восстанавливаете работу позвоночника и при этом к концу дня меньше устаете.

Обеспечивает пассивный комфорт сидения.

Движение - жизнь, но избыточная нагрузка - другая крайность, о которой следует помнить. Сложно весь день ездить верхом, так же сложно сидеть на стуле, у которого нет нейтральной зоны. Сиденье стула refunction имеет две точки фиксации: горизонтальное положение - привычное для нас, и положение с наклоном вперед. Это соответствует требованиям пассивной эргономики и обеспечивает пассивный комфорт сидения.

Безопасность движения и повышенная прочность конструкции.

Британскими учеными доказано - качаться полезно. На стульях и креслах refunction качание происходит по заданной оптимальной амплитуде, при этом стул прослужит вам максимально долго, так как механизм качания - это элемент конструкции.3

Эксперимент «Применение технологии refunction - важный инструмент здоровьеформирующего образования»

Эксперимент «Применение технологии refunction - важный инструмент здоровьеформирующего образования»


1pozvonok.ru/info/page_2330_152.html

2 rossinn.ru/

3


© 2010-2022