Использование ИКТ как условие повышения качества образования

В данной работе я хочу подчеркнуть необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. Сегодняшний учитель должен понимать, что умение использовать возможности современных технологий на уроке – это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного развития, творче...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ как условие повышения качества образования

Модернизация российского образования толкает современного учителя в дебри неизведанных технологий. И в этом плане быть заместителем директора по информатизации образовательного процесса - то есть говорить на «ТЫ» с компьютерной и, соответственно, иной техникой - большое преимущество. Именно поэтому, я считаю, что учителя информатики должны опережать своих коллег, как в плане перспективного обучения, так и в плане качества и результативности.

В данной работе я хочу подчеркнуть необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Сегодняшний учитель должен понимать, что умение использовать возможности современных технологий на уроке - это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Применение ИКТ на уроках позволяет:

  1. повысить положительную мотивацию учащихся;

  2. активизировать познавательную деятельность;

  3. реализовать пути развивающего обучения;

  4. повысить качество урока;

  5. увеличить нагрузку на самостоятельную работу учащихся;

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного развития, творческого поиска, индивидуального мышления. Воплощая эту идею в жизнь, я делаю попытку создать проект использования возможностей информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества образования.

В средних общеобразовательных школах города Махачкалы информатика изучается с 8-го класса. Только в 9-том классе данной дисциплине уделяется 2 часа, в остальных 8, 10 и 11-тых классах в неделю информатике посвящен только один час. Возникает масса вопросов: «Как в таких условиях обучить учащихся на уровне стандартов ФГОС?», «Что делать для того, чтобы выпускники успешно сдавали ЕГЭ по информатике?», «Как завлечь учащихся в дебри таких сложных разделов информатики, как логика, программирование и др.?».

Чтобы суметь ответить на все эти вопросы и решить поставленные задачи, мною построен, так называемый, «проектный треугольник»: объекты - методы - средства.

Средства

Методы

Объекты

Содержанием «вершин» указанного треугольника являются следующие составляющие:

  • Объекты - учителя и учащиеся;

  • Методы - приемы педагогической тактики;

  • Средства - материально-техническая база.


  1. «Объект» проектного треугольника

На первом этапе реализации проекта мною выделена группа учащихся с высокой учебной мотивацией для подготовки и ориентирования в деле изучения предмета и обучения более слабых учащихся. Группа этих творческих учащихся получила название «IT-клуб». Эти учащиеся, называющие себя айтишниками, внесли большой вклад в развитие и совершенствование методов преподавания информатики. Во-первых, работа с одаренными была поставлена на высокий уровень; во-вторых, учащиеся, посещающие клуб айтишников стали моими помощниками, как на уроках, так и во внеурочное время.

Жизнь учителя, которого окружают последователи, ярка, насыщенна и интересна.

С первых же дней совместная работа стала приносить свои плоды, как учащимся, познающим все новое, так и мне - заместителю директора по ИОП. Айтишники стали моими последователями и помощниками для многих учителей-предметников при создании презентаций, диаграмм, графиков, кроссвордов к урокам, при освоении просторов Интернета, и нахождении требуемых ресурсов. К примеру, обучение учителей работе по изучению электронного дневника во всероссийской образовательной системе «Дневник.ру» я провожу с помощью айтишников. Особенно выигрышными становятся открытые уроки и мероприятия, проведенные с представлением проектов этих учащихся.

Работу над данным проектом я начала в 2013 году, когда набрала три восьмых класса с общей численностью 75 учащихся. Нельзя сказать, что все они стремятся изучить информатику, знают ее на «5», но, несмотря на это, тяга к изучению компьютерных технологий у них имеется.

Проект реализуется только второй год, но результаты моей работы налицо:

За первый год обучения:

  1. 2 и 3 место на городском конкурсе презентаций 2014 «Моя малая Родина»;

  2. Участие в практическом семинаре обучения педагогического коллектива образовательной системе «Дневник.ру»;

  3. Подготовка проектов, презентаций, видеороликов на урок;

  4. Помощь учителям в создании проектов и презентаций;

  5. Третье место в городской олимпиаде школьников по информатике;

За второй год обучения:

  1. Участие на всероссийском конкурсе видеороликов (5 работ представлены, результаты будут известны в конце мая 2015 г.);

  2. Конкурс проектов 2015 г. Представлены 12 проектных работ;

  3. Сертификаты участников зимней сессии общероссийской олимпиады «Пятерочка»;

  4. Три призовых места на всероссийском конкурсе «Ребус»;

  5. Сертификаты участников весенней сессии общероссийской олимпиады «Пятерочка»;

  6. Внутришкольный конкурс видеороликов (подведение итогов 23 мая);

  7. Внутришкольный конкурс сайтов (в школе создана комиссия по оценке сайтов, подведение итогов и награждение 23 мая);

  8. Формирование Портфолио учащегося.


  1. «Средства» проектного треугольника

Средствами проектного треугольника в первую очередь выступает кабинет информатики, материально-техническая база и локальная сеть.

Кабинет информатики с неизменными участниками - айтишниками служит учителям-предметникам опорным пунктом для поиска необходимого материала и ресурсов при подготовке и проведению уроков и мероприятий.

Кабинет - это творческая лаборатория, где формируется интеллект учащегося; мастерская талантов, где раскрывается потенциал ребенка; кладезь творческих натур, в котором совместные идеи учителя и учащегося воплощаются в жизнь. Использование ИКТ как условие повышения качества образования

Пусть кабинет информатики - это и не поле чудес, в котором каждого ждет минута славы, но в нем как в виртуальной игре оживают роботы-легенды; здесь воздух начинен нулями и единичками, здесь измеряется все: и слово, и цвет, и цифра; здесь открываются порталы в иные миры и измерения; и программируется все на свете.

Являясь звеном бесконечной цепочки, кабинет информатики и ИКТ выполняет важную связующую роль между школой и внешним миром, давая возможность, как учителям, так и учащимся, выходить в открытые Интернет - пространства, окунаться в безбрежные океаны информации и становиться владетелями мощных познаний.

В кабинете информатики и ИКТ №2/4 находится школьный сервер Интернета, распределяющий связь по локальной сети. Схема распределения сети Интернет дается на следующем рисунке:

Ст. вожатые

Психологи, соц.педагог

Зам.дир по ВР

Каб.инф №3/5

Каб.инф №2/4

Гл. бухгалтер

Зам.дир по УВР Азизова Б.Ш.

Зам.дир по УВР Арсанова Р.Ш.

сервер

Директор

Секретарь




  1. «Методы» проектного треугольника

Работа по формированию методов проектного треугольника реализуется в следующих направлениях:

  • самообразование;

  • методическое оснащение учебного процесса;

  • оформление кабинета;

  • совершенствование приемов и подходов к обучению, смена приоритетов относительно ФГОС;

  • ориентирование календарно-тематического планирования на ФГОС.


  1. Самообразование

  • В 2014 учебном году мною разработаны и изданы Методические указания к выполнению лабораторных работ по программированию, рекомендованных для обучения языка Паскаль в 10-11 классах.

  • С обобщением опыта своей работы выступила перед заместителями директора по ИОП на августовском совещании 2014 г.

  • Участвовала в конференции с темой «Информатизация образовательного пространства».

  • В мае 2014 г. в периодическом журнале МАДИ ГТУ была издана статья на тему: «Инновационные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии для их реализации».

  • Приняла участие в региональной научно-практической конференции, проходившее 25 декабря 2013 г. в ДГПУ с докладом: «Информатизация образовательного пространства». В данной статье подводится итог моей работы за 10 лет в должности заместителя директора, говорится о проблемах, с которыми сталкивается заместитель директора по ИОП и даются предложения по совершенствованию работы заместителя директора по ИОП.


  1. Методическое оснащение учебного процесса

Ежегодно обновляются папки с дидактическими материалами, практические разработки к урокам, тестовые задания для оболочки MyTest, учебные пособия и дополнительная литература для учащихся.


  1. Оформление кабинета

За отчетный период в кабинете информатики установлены два стенда «Реляционная база данных» и «Технология хранения, поиска и сортировки информации», регулярно обновляются стенды «Информационный вестник» и «Уголок заместителя директора по ИОП».

Ежегодно в начале учебного года и далее по необходимости проводится обновлению программного обеспечения компьютеров; обновление антивирусной защиты Microsoft Sequrity; обновление средств контентной фильтрации Интернет-цензор и т.д.


  1. Совершенствование приемов и подходов к обучению, смена приоритетов относительно ФГОС

Одним из инновационных методов оперативного контроля знаний учащихся, который я использую на уроке, является электронное тестирование.

Метод заключается в том, что в течение урока (обычно в начале) каждый учащийся проходит тест по изученному ранее материалу. Существует множество тестовых оболочек, предназначенных для электронного мониторинга знаний учащихся. Я же, после нескольких экспериментов с другими тестовыми оболочками, использую MyTest.

Тестовая оболочка позволяет оперативно выявить знания и пробелы в знаниях учащихся за короткое время. Благодаря возможностям этой тестовой оболочки, можно узнать насколько хорошо ученик подготовился к уроку, какие разделы предмета он изучил и в каких разделах еще не полностью разобрался.

Возможности этой тестовой оболочки я использую для электронного мониторинга знаний учащихся за четверть. Результаты мониторинга обсуждаются на совещании при зам.директора по ИОП и учителям делаются выводы, замечания, рекомендации.

Вместе с тем, не стоит забывать, что истинные знания учащегося можно выудить только ковыряясь в его мозгу, то есть при непосредственном общении с учащимся используя еще одну методику: «Вопрос из вопроса» или «Вопрос из ответа». Этот метод определения знаний наиболее качественнее. Задавая вопрос, сформированный из вопроса (или из ответа) педагог тем самым выходит за рамки изученного, давая учащемуся пищу для размышления. Наряду с контролем знаний, данная методика позволяет закрепить знания учащихся.


  1. Ориентирование календарно-тематического планирования на ФГОС.

Несмотря на то, что модернизация российского образования происходит на основе изучения информатики, изучению самого этого предмета уделяется ничтожно малое количество часов. И если в обычной (непрофильной, как, к примеру, нашей) школе учащимися достигаются какие-то результаты, то это зачастую благодаря творческому подходу учителя, сумевшего завлечь учащихся в изучение этого предмета.

Но одного творческого подхода недостаточно для полного освоения дисциплины за столько короткое время. Поэтому мною разрабатывается календарно-тематическое планирование, ориентированное на ФГОС. Суть работы заключается в том, что все задания ОГЭ должны быть рассмотрены за курс 8 и 9 классов, и почти все задания ЕГЭ рассматриваются на уроках информатики в 10 и 11 классах. Невозможно сдать ЕГЭ, изучая предмет только один раз в неделю. Следовательно, всю работу на этих уроках необходимо направить на сдачу ЕГЭ, так как только ЕГЭ является фактором определения знаний выпускников.

Главной отличительной чертой использования информационных технологий в процессе обучения является организация информации на занятиях. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение в школе с использованием ИКТ следует рассматривать как форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Так как все нововведения в школе, так или иначе, связаны с компьютерной техникой, повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационных технологий опирается на грамотную и целенаправленную работу заместителя директора по ИОП. И наша первостепенная задача помочь учителям переступить ступень непонимания и страха перед новым оборудованием, сделать все возможное для успешной и результативной работы учителя.

В заключении хочу сказать, что преподавание в современной школе успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве базовые основы и понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.



© 2010-2022