Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Музыка вызывает восхищение у миллионов людей, населяющих нашу планету. Она способна исцелять человека, вселяет надежду и укрепляет уверенность в себе.     Цель : Изучение и определение  влияния музыки на эмоциональное развитие детей.   Задачи : 1.     Проанализировать литературу по данной проблеме. 2.     Изучить отношение респондентов к музыке через социологическое исследование. 3.     провести эксперимент по выявлению достоверности и теоретической обоснованности классической музыки на положит...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «СОШ № 61»





Тема проекта:

«Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Руководитель:

Пучкова И.В.

Учитель музыки

Зам. директора по ВР




Караганда 2015






Оглавление


Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретическое обоснование темы

1.1 Классификация использования музыки в Древних цивилизациях…4-5

2. Изучение отношения респондентов к различным жанрам музыки.

2.1 Социологический опрос……………………………………….6


  1. Эксперимент……………………………………………………7

3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….8

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..9

Приложения …………………………………………………….10






















ЭТАПЫ РАБОТЫ.



  1. Составление плана работы для написания реферата.

  2. Подбор литературы.

  3. Чтение и конспектирование литературы.

  4. Проведение анкетирования и цветового теста.

  5. Оформление материала в реферат.

  6. Изготовление приложения на данную тематику.

  7. Оформление и изготовление стенда.











3

Введение:

Музыка вызывает восхищение у миллионов людей, населяющих нашу планету. Она способна исцелять человека, вселяет надежду и укрепляет уверенность в себе.

Цель :

Изучение и определение влияния музыки на эмоциональное развитие детей.

Задачи :

  1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

  2. Изучить отношение респондентов к музыке через социологическое исследование.

  3. провести эксперимент по выявлению достоверности и теоретической обоснованности классической музыки на положительное эмоциональное развитие детей.

Гипотеза;

Если детей с раннего детства знакомить с лучшими образцами классической музыкой, то это поможет в дальнейшем положительно влиять на их эмоциональное развитие.

Актуальность темы заключается в том, что

Воздействие музыки на человека имеет огромную силу. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человека. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Я с удовольствием прислушиваюсь к звукам вокруг меня дома, на улице. Я задала себе вопрос: « А как влияет музыка на человека, его развитие»?




4

1 . Теоретическое обоснование данной темы.

1.1 Классификация использования музыки в Древних цивилизациях.

Первобытно-общинный строй

Древний Египет

Древняя Греция

Африка

Северные шаманы-колдуны

Общение с помощью звуков

с помощью пения хора лечили бессонницу

посредством звуков трубы избавляли от боли в спине

использовался особый музыкальный ритм с заклинаниями, который вводил человека в состояние гипноза.

С помощью бубна, удары которого совпадают с ритмом сердца, шаман воздействует на людей.

Изучив литературу по данной проблеме, я выяснила, что когда люди не умели говорить, они общались с помощью звуков. Песни и танцы помогали на охоте, предупреждали несчастья, приносили удачу.

В Древнем Египте с помощью пения хора лечили бессонницу, а в Древней Греции посредством звуков трубы избавляли от боли в спине. В Африке использовался особый музыкальный ритм в сочетании с заклинаниями, который вводил человека в состояние гипноза.

Нечто подобное применяется сейчас и у северных шаманов- колдунов. С помощью бубна, удары которого совпадают с ритмом сердца, шаман воздействует на людей.

Изучив литературу, я выяснила, что музыка с ритмом 60 ударов в минуту - как медитация - замедляет волны в головном мозге, и мозг прекращает испытывать стресс. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность, нормализовать общее состояние.

Гармония звуков способствует формированию чувства красоты, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера.

Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти - когда мы слушаем музыку, мы представляем себе какие-то картинки, придумываем и фантазируем.

Музыка развивает слух, и мы становимся более грамотными, развиваем свои математические способности.

Канадскими учёными было доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, уровень интеллекта в среднем на 20%

5

превышает аналогичный показатель сверстников, которые далеки от музыкального искусства.

Я узнала, что влияние музыки на организм стало предметом исследования ученых разных стран. Появилась отдельная наука - музыкотерапия. Она используется при лечении таких состояний как страх, тревога, усталость.

Классическая музыка нормализует работу сердца, повышает иммунитет - мы меньше болеем.

Произведения Баха универсальны, мелодии Бетховена подходят для избавления от стрессов. Музыка Чайковского имеет сильный эмоциональный заряд, способна быть источником энергии. Доказано, что даже делать зарядку под классическую музыку эффективней, чем, под поп- музыку.

Исследования доказали, что самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного заучивания материала, причем эффективны все произведения этого композитора.

Джаз и блюз способны нормализовать настроение и повысить Вашу общительность.

В Японии уже существуют музыкальная аптечка. В нашей стране тоже появляются такие диски.

Музыкальная аптека.

Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.

2. Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.

3. Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию№6», часть 2 Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.

4. Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.

5. Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию» 3 часть Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию №1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию №2» Листа.

7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна

6

2. Изучение отношения респондентов к различным жанрам музыки.

2.1 Социологический опрос.

На второй этапе своей работы было проведено социологическое исследование, целью которого является изучение отношения респондентов к различной музыке.

Мною было опрошено 20 респондентов.

Так, некоторые респонденты на вопрос: «Какая музыка вам нравится?» 10% ответили классическая, 90%-современная. На вопрос : «Слушаете ли Вы дома классическую музыку? 99% ответили-нет, 1%-да.

«Вам нравится классическая музыка, потому что она?»-успокаивает 12%, вносит разнообразие при просмотре фильма-83%, повышает настроение -3%, просто нравится слушать-2%.

По результатам анкетирования , можно сделать вывод, что учащиеся предпочитают в основном современную музыку.

2.2 Эксперимент

Далее, был проведен эксперимент, целью которого является выявление достоверности и теоретической обоснованности классической музыки на положительное эмоциональное развитие детей.

Мы договорились с учителем, что тест по русскому языку ребята будут выполнять под громкую, пульсирующую музыку в течение 5 минут.

Оказалось, что 17 человек не смогли начать работу сразу, отвлекались. Во время опроса ребят выяснилось, что они не смогли сосредоточиться, и результаты теста были ниже, чем обычно ( 16 чел допустили ошибки).

Ребята потом нам сказали, что ритмичная музыка отвлекала, хотелось ее выключить, она мешала думать. Все респонденты испытывали раздражение. Далее ребятам был предложен цветовой тест на ассоциацию своего эмоционального состояния в момент выполнения задания. Интерпретация:

Красный- радость

Желтый- теплые отношения

Зеленый- спокойствие

Черный- негативные отношения

Синий- тревога

7

Результаты показали следующее:

1% детей выбрали красный цвет

1%- желтый

4%- зеленый

49%- синий

45%- черный

Что позволяет сделать вывод, что общее состоянии у детей ассоциируется в основном с черным и синим цветом, т.е. вызывает тревогу и негативное отношение.

Н а следующий день мы предложили ребятам выполнить тест под музыку Моцарта «Осенний вальс» Оказалось, что результаты теста лучше, во время второго прослушивания, ребята отметили, что было работать спокойно, музыка не мешала, не было напряженности. 17 учащихся выполнили задания без ошибок.

Далее детям был предложен повторный тест на ассоциацию своего эмоционального состояния в момент выполнения задания, результаты к показали следующее:

1% детей выбрало красный цвет

59% - зеленый

1%- черный

37%- желтый

2%- синий

Что позволяет сделать вывод, что общее состояние детей в момент выполнения задания ассоциируется в основном с зеленым и желтым цветом, т.е вызывает спокойствие и теплые отношения. Таким образом, мы можем сделать вывод: что сила воздействия музыки на человека достоверна. Если детей с раннего детства знакомить с лучшими образцами классической музыкой, то это поможет в дальнейшем положительно повлиять на эмоциональное развитие.

Материал своей работы я хотела бы использовать на классном часу. Рассказать своим одноклассникам о том, как классическая музыка может обладать удивительной силой.



8

Заключение

Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого раннего детства.

С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Созданные композитором в произведении образы дают прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт является отправной точкой к формированию двигательной системы ребенка.

Основные выводы моего исследования:

В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отpицательнyю стороны. Мyзыка - не исключение.

Классическая музыка положительно влияет на эмоциональное состояние человека. Она основана на звуках естественной частоты.

Современные направления молодёжной музыкальной культуры оказывают разрушительное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

И несмотря на эти бесспорные факты, человек загpомождает свое жизненное пpостpанство хаотическими вибpациями, лишая себя гармонии, созидания, красоты, здоровья и развития.







9

Список используемой литературы:

1. С. Суренович. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985

2. Сац Н. И. Всегда с тобой. Страницы жизни. Изд. 2-е, доп. М., « Дет. лит.» , 1978

3. Васина - Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986

4. Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988

5. Уколов В. С., Рыбакина Е. Л. Музыка в потоке времени. - М.: Мол. гвардия, 1988.

6. Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о музыкантах. «Просвещение», 1969

7. Васина - Гросман В. А. Первая книжка о музыке. Изд. 4-е, дополненное, переработанное. М., «Музыка», 1976







Социологическое исследование

Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Результаты цветового теста на ассоциацию эмоционального состояния детей в момент выполнения задания под разный жанры музыки



Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»

Тема проекта: «Эмоциональное развитие детей посредством музыки»











© 2010-2022