Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Доклад на тему



Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива



Выполнила:
учитель информатики
МБОУ «Лащ - Таябинская СОШ
им. В.В.Андреева» Яльчикского
района Чувашской Республики
Павлова Вера Васильевна








Содержание:

1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------------ 2

2. Компетенотность, компетенция, компетентностный подход.---------------------------3

3. Профессиональная компетентность учителя.-----------------------------------------------5

4. Пути повышения профессиональной компетентности учителя.------------------------7

  1. Методическая служба-----------------------------------------------------------------------7

  2. Повышение квалификации.------------------------------------------------------------------9

  3. Аттестация педагогических работников.----------------------------------------------9

  4. Портфолио------------------------------------------------------------------------------------10

  5. Самообразование----------------------------------------------------------------------------10

  6. Работа в методгруппах--------------------------------------------------------------------10

  7. Конкурсы педагогического мастерства.-----------------------------------------------11

8. Руководство коллективом.------------------------------------------------------------------11

9.Мотивация.--------------------------------------------------------------------------------------12

10. Среда.-------------------------------------------------------------------------------------------12

5. Заключение.--------------------------------------------------------------------------------------14

6. Литература----------------------------------------------------------------------------------------15.


























От компетентности учителя
до профессиональной культуры педагогического коллектива



Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж.Жубер


Введение.


Сегодня много разговоров выстраивается вокруг новых для нашей школы понятий - «компетентность», «компетенция», «ключевая компетенция», «компетентностный подход». Думаю, что это не случайно.

Современная педагогическая практика требует от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его компетентности, перспектив роста.

Мало быть хорошим специалистом, надо ещё быть хорошим сотрудником. Сегодня место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял образ сотрудника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях умеющего эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы - работника компетентного.








Компетенотность, компетенция, компетентностный подход.


Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Компетентность остается характеристикой человека, компетенция - тем, чем он уже владеет (способность, умение).

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.

Понятие «компетентностный подход» по отношению к образованию связано на- прямую с жизнью индивида после прохождения им образовательных институтов - школы, техникума, вуза и др.

Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Компетентностный подход
в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни; умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.

«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна
стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно - политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.» (Из документов по модернизации образования.)

Ключевые компетенции

Критическое мышление и холистический (интегрированный) подход

Действовать автономно

Способность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности Способность строить и исполнять жизненные планы и проекты

Способность действовать внутри широкого контекста

Интерактивно использовать инструменты

Способность интерактивно использовать язык, символы и тексты Способность интерактивно использовать знания и информацию

Способность интерактивно использовать новые технологии

Функционировать в социально неоднородных группах

Способность строить взаимоотношения с другими

Способность к кооперированию

Способность разрешать конфликты

Определены пять ключевых компетенций:

  • «…политические и социальные компетенции»;

  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

  • компетенции, относящихся к владению устной и письменной коммуникацией;

  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;

  • способность учится на протяжении жизни.

Основная цель обучения

Требования, установленные работодателями, студентами, преподавателями, правительством, обществом к овладению определенным набором компетенций

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Разработка государственных стандартов (на компетентностной основе)

Трансформация требований стандартов в цели и задачи образовательной программыДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Управление достижением целей/результатов обучения (создание всех необходимых условий)= качество

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения, управления достижением которых учебном процессе определяют его эффективность, т.е. качество.






Профессиональная компетентность учителя.

Главный ресурс становления компетентностного подхода - учитель. Профессиональный уровень педагогического коллектива, качество подготовки педагогов, их личная причастность к решению многообразных проблем развития образования, мотивации учителя являются решающими условиями веления компетентностного подхода. Необходимо помнить, что личность, обладающая выше указанными умениями и жизненно важными компетенциями формируются, прежде всего, личностью самого учителя. Учитель же, должен обладать необходимыми компетенциями. Нужна смена приоритетов - новые оценки образованности личности! Поэтому проблемы профессиональной компетентности учителя, педагогического мастерства, творчества, педагогической культуры являются сегодня актуальными.

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Владеет

профессиональ-ными

педагогическими

умениями

аналитическими коммуникативными

конструктивными

проективными

диагностическими

Имеет высокую

степень

методической

изобретатель-ности

1.Владеет технологиями

2. Владеет активными и интерактивными методами обучения

3. Знает методику проведения нетрадиционных форм занятийДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Обладает высоким

уровнем

методической

компетентности

Осознанно развивает

свою индивидуальность

средствами своей

профессии

Учитель, имеющий

высокий уровень

профессионального

мастерства

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива


Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Активно участвует

в обновлении

содержания

образования

Находится в постоянном

поиске нового,

открыт педагогическим

новациям

Открыт для постоянного

профессионального обучения,

накопления опыта


Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:

  • социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

  • коммуникативная и профессионально - коммуникативная компетенции;

  • общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого - педагогическая и методическая);

  • предметная компетенция в сфере учительской специальности;

  • профессиональная самореализация











Пути повышения профессиональной компетентности учителя.

Разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами практики побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов.

Для полноценного профессионального роста учителя в школе должны быть созданы необходимые условия: научно-методические, организационные и материально-технические, позволяющие учителю на практике реализовать свои профессиональные возможности

1. Методическая служба.

Важнейшим средством повышения педагогической компетентности учителя, связующее в единое целое всю систему работы школы, является действенная и эффективная структура методической службы.

Организационно - методическая работа школы обеспечивает:

  • создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональный рост педагогов;

  • создание образовательной среды для педагогов внутри школы;

  • создание мотивационной среды, которая оказывала бы на педагога положительное влияние, направленное на совершенствование профессионального мастерства;

  • стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального потенциала;

  • разработку учебно - методических материалов, программ, технологий, соответствующих ценностям школы и личным интересам педагогов в условиях свободы профессионального выбора и самоопределения.

Результаты

научно-методической

деятельности

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Развитие

личностного опыта

учителя. Целостное

видение своего

труда


Совершенствование

методического

мастерства

Формирование

методологической

компетентности

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

РОСТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ

Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность входе работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.

Система мотивации и стимулирования

Курсы
повышения

квалификации

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Составляющие, способствующие

росту профессиональной компетентности
учителя и творческого потенциала
педагогического
коллектива в целом.

Само-
образование

Аттестация

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива


Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

научно-методическая деятельность

непосредственно в школе

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Распространение

опыта

работы учителя

Обучение учителя

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Консультации

Наставничество

Школа молодого учителя

Теоретические и психолого-педагогические семинары

Семинары - практикумы

Участие в работе творческой группы



Открытые уроки для коллег

Районные семинары

Участие на различных профессиональных конкурсах

Отчеты о работе над методической темой

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлективаДоклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

Методическая служба даёт возможность члена педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Она постоянно стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Педагогический коллектив МБОУ «Лащ - Таябинская СОШ им. В.В.Андреева» пятый год работает над методической проблемой «Поиск новых путей повышения эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса».

Основная цель:

Выявление педагогических условий повышения роли учебного - воспитательного процесса.

2. Повышение квалификации.

Росту научно-методической компетентности учителей способствует система повышения квалификации, предусматривающая организацию курсов по различным направлениям на базе ММЦ,ЧРИО и дистанционные курсы.

Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы
за последние 5 лет


Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива

3. Аттестация педагогических работников.

Значительную роль в самосовершенствовании учителей, повышении их профессионального уровня, педагогических знаний и методического мастерства играет аттестация. Она помогает руководству школы не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность. В ходе аттестационного процесса учитель получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности («ситуация успеха»). Постоянного осуществляется самооценка учителя, которая входит в структуру аттестационного процесса.


Прохождение аттестации педагогами школы

Доклад на тему От компетентности учителя до профессиональной культуры педколлектива


При этом необходима связь аттестации с комфортностью образовательной среды: атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.

Эта самооценка многоаспектная, т.е. одновременно является:
- результативной - учитель самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели;


- аналитической - учитель анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме этого он может оценивать эффективность своей работы за определенный период:


- рефлексивной - предметом оценки являются собственные чувства и эмоции учителя, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом;

-
прогностической - учитель способен наметить перспективы своих достижений.

4. Портфолио.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознаётся необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.

Портфолио - это способ описания, фиксации, оценки и самооценки индивидуальных достижений человека в определенный период его деятельности.

Виды: портфолио документов, работ, отзывов, комбинированный портфолио.

При размещении материалов важную роль играет ранжирование документов.

Основное назначение - показать все, на что ты способен.

5. Самообразование.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизировать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность, т.е. саморазвития.

Мастерство, имидж современного педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную работу по самообразованию.

Каждый учитель разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования.

Саморазвитие педагога можно и нужно управлять. Работа над методической темой должна быть обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методической рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на заседаниях, аттестация и т.п.

6. Работа в методгруппах.

Раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный коэффициент IQ, а теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.

Учителя - предметники школы объединены в межшкольные методические объединения при Кошки - Куликеевской СОШ и районные методические объединения, ассоциации.

В школе действую методический совет школы и методическое объединение классных руководителей.

Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия - ученика, педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне. Одна из форм деятельности в коллективе - предметно-методические группы. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме. Если добровольного объединения педагогов не происходит, работает методическая служба, предлагая свои темы педагогического исследования.

7. Конкурсы педагогического мастерства.

Среди традиционных форм работы по повышению профессионального уровня педагогов особую роль играют смотры - конкурсы педагогического мастерства, участие учителей в которых должно поддерживаться администрацией школы.

Участие учителей школы в конкурсах:

  • Учитель года

  • Самый классный классный

  • Мастерство и творчество

  • Конкурс лучших педагогических работников на денежное поощрение Президента Чувашской Республики

  • Конкурс кабинетов

  • Предметные конкурсы

Тщательно подготовленные и качественно проведенные профессиональные конкурсы обладают уникальным потенциалом для создания мотивированного созидательного поведения их участников не только в рамках конкурсных состязаний, но и на более отдалённых стадиях профессиональной жизни. А в учебном заведении появляется дух здорового соперничества между отдельными педагогами, творческими группами и целыми методическими объединениями, что не может не сказываться самым благоприятным образом на восприятии членами педагогического коллектива роли методической работы в школе.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперёд - прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

8. Руководство коллективом.

Особая категория педагогов - это администрация учреждения образования.

Необходимо учесть, что никакой административный аппарат не сможет добиться успеха, если будет действовать в отрыве от всего педагогического коллектива.

Необходимые организаторские способности школьных управленцев:

  • адаптационная мобильность - непрерывное углубление знаний; стремление к нововведениям;

  • доминантность - наличие лидерских качеств;

  • стрессоустойчивость -самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений;

  • контактность - общительность; интерес к людям; умение выслушивать, понимать, убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

Управление это искусство ставить цель, четко определять пути её достижения (стратегия), организация дела и контроль за его исполнением (тактика).

«Золотые» правила управления (по В.П.Симонову):

  • Никогда не начинать день с выговора, замечания или обещания наказания;

  • Не оценивать подчиненного (учащегося) раз и навсегда даже по целому ряду положительных или отрицательных качеств;

  • Учиться относиться ко всем ровно;

  • Стремиться объективно оценивать деятельность подчиненных и не забывать о стимулирующей роли положительной оценки труда;

  • Оценивая отрицательно какое-либо действие подчиненного, ни в коем случае не отождествлять свою оценку с оценкой личности в целом;

  • Учиться владеть собой при любых тяжелых и неприятных обстоятельствах.

  • Учиться реально оценивать возможности исполнителей ваших указаний;

  • Помнить, что личный пример оказывает большее влияние, чем любые декларации (советы, наставления);

  • Учиться радовать своих подчиненных своим настроением, стилем общения с ними;

  • Стремиться к общению с подчиненными в неформальной обстановке (но, избегать панибратства);

  • Совершенствовать свои знания в области педагогики, психологии, управления и пропагандировать их среди коллег.

Важен личный пример руководителя. Администратор, вставший на путь создания условий взращивания компетентности своих учителей, должен в первую очередь сам работать в инновационном режиме, подвала личный пример в применении новых технологий, ИКТ, демонстрировала профессиональный рост и заинтересованность в личных победах каждого учителя, постоянно работала над повышением своего интеллектуального IQ и эмоционального коэффициентов EQ, была всегда «на высоте».

Необходимо помнить, что любой человек желает проявить себя лучшим образом, а подчас и превзойти себя. Наш долг - целенаправленно создавать ему ситуацию успеха.

Самые разные мотивы ведут учителя по пути профессионального становления и повышения квалификации. Но, пожалуй, самый главный мотив - это стремление добиться удачи. И здесь очень многое зависит от администрации образовательного учреждения, от её умения создать атмосферу, стимулирующую педагогов на самообразование и самосовершенствование. А это и является залогом успеха в работе.

9. Мотивация.

Мотивация - формирование у педагогов мотивов, обеспечивающих их активность в нужном направлении. В данном случае слово «нужное» означает стремление к повышению качества образования, профессионального роста, выполнению социального заказа школы, общества, государства.

10 Среда.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.












Заключение.


Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;

  • Исследовательская деятельность;

  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  • Различные формы педагогической поддержки;

  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  • Трансляция собственного педагогического опыта;

  • Использование ИКТ и др.

Профессиональные компетенции современного педагога:

педагогическое мастерство, мобильность, контактность, толерантность, стрессоустойчивость, доминантность, креативность, самообразование, повышение квалификации, научная деятельность, самопрезентация, артистизм, эрудиция, обаяние, импровизация, образность речи, индивидуальный стиль (поведение, речь, внешность), владение ИКТ.

Образование - это собственно педагогическая деятельность со всеми её службами, планами, методами, средствами. Это создание ребёнком самого себя. Человек - самостоятельное, образующее самого себя существо, и в этом процессе ему надо постоянно помогать.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности, от которой зависит качество образования и которая является основой формирования ученических компетенций.

Квалифицированную помощь может оказать только учитель. А высокий результат качества образования может быть получен путем совершенствования методического мастерства учителя, т.т. его компетентности.






Литература:


  1. Профессиональная компетентность педагога "Моделирование системы работы педагогического коллектива./ Л.В.Сомова. Москва, Издатательский дом «Первое сентября», 2009.

  2. Компетентности и компетентностный подходв современном образовании./ Д.А.Иванов. Чистые пруды, 2007.

  3. Ключевые компетенции - новая парадигма современного образования. /И.А.Зимняя. Научное внедеренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

  4. Компетентностный подход в образовании./Е.В.Зеленская. Саратов, 2008.

  5. Профессиональная компетентность педагога в условиях гуманизации образования./О.Л.Нагорная. Москва, ИД «Первое сентября», 2009.


© 2010-2022