- Преподавателю
- Директору, завучу
- Справка о состоянии преподавания русского языка
Справка о состоянии преподавания русского языка
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кладогуб Н.С. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Рыбачьевская школа» г.Алушта
Справка
О состоянии преподавания русского языка в Рыбачьевской школе.
Цель: изучить состояние преподавания русского языка и литературы в 5-9 классах
Сроки: 09.02-27.02.2015г.
Вид контроля : предметный
Методы контроля : Посещение уроков с последующим анализом.
Проведение срезов знаний по предмету.
Проверка контрольных и рабочих тетрадей
Проверка классных журналов
В соответствии с планом внутришкольного контроля, с целью изучения состояния и уровня преподавания русского языка и литературы, уровня учебных достижений учащихся 5-9х классов, анализа деятельности учителей, учебно-методического обеспечения преподавания предмета, с 09,02.2015 по 27.02.2015г. была проведена проверка в 5-9 классах. Были посещены уроки, проанализированы календарно-тематические планирования, проверены поурочные планы, классные журналы, тетради.
Русский язык и литературу в школе преподают 3 учителя:
Горячева Н.В. -образование высшее, первая категория, стаж работы -44 лет. Год прохождения курсов профессиональной подготовки-2010. Аттестована в 2010 году. Преподаёт в 8-9кл.
Кох О.В.- образование высшее, вторая категория, стаж работы - 5 лет. Год прохождения курсов профессиональной подготовки-2012. Аттестована в 2012 году. Преподаёт в 6 - 7кл.
Кладогуб Н.С. -образование высшее, вторая категория, стаж работы -25 лет. Год прохождения курсов профессиональной подготовки-2007. Аттестована в 2007 году. Преподаёт в 5 классе.
Преподавание русского языка ведётся по учебникам, рекомендованным федеральным перечнем учебников авторов в 5-9кл Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская. Русский язык в 2-х частях. ОАО «Издательство Просвещение». Календарные планы по русскому языку составлены согласно государственной программе автора Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская.5-9кл.Москва. «Просвещение». 2010г. Учебниками и учебными пособиями учащиеся обеспечены.
Литература преподаётся по учебникам авторов : 5-9кл. - Коровина В.Я. Коровин В.И. Журавлёв В.П. Литература .Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М: Просвещение, 2012г. Календарные планы по литературе составлены согласно государственной программы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение»,2009г.)
Количество часов, согласно учебного плана по классам, включая компонент образовательного учреждения:
Классы
5
6
7
8
9
часы
6ч
6ч
5ч
4ч
2ч
С сентября месяца в школе проводятся консультации по всем предметам, в т.ч по русскому языку.
В течение месяца мною были посещены уроки учителей русского языка и литературы:
- Горячевой Н.В от 09.02.в 8 кл «Обобщающие слова при однородных членах предложения»;
от 13.02в 8 кл «Синтаксический разбор предложения с однородными членами»;
от 25.02.2015г. в 8 кл «Контрольный диктант с грамматическим заданием»,
от11.02. в 9 кл :«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»;
от 16.02 «Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение»
-Кох О.В в 6 кл от 09.02. по теме: «Морфологический разбор числительного»,
в 6 кл от 13.02. «Развитие речи. Приёмы сжатия текста»,
в 6 кл от 26.02 «Контрольный диктант с грамматическим заданием»,
в 7 кл от 16.02. «Дефис между частями слова в наречиях».
В 7 кл. от 27.02 «Контрольный диктант с грамматическим заданием»
Анализируя уроки предметников , можно отметить хороший уровень владения методикой преподавания предмета, использование на уроках разных видов работ: работу с учебником, фронтальную работу, индивидуальную , групповую, самостоятельную и другие виды. Основные методы обучения на уроках - репродуктивный, объяснительно- разъяснительный, частично- поисковый, проблемное изложение материала. Содержание уроков соответствует государственным программам. Уроки имели воспитательную направленность и реализацию развивающих возможностей обучающихся в плане формирования активной учебной деятельности , самостоятельного мышления, познавательных интересов. В 8-9 классах(учитель-Горячева Н.В.) на уроках уделяет время как с целью контроля так и подготовки к ЕГЭ работе по КИМам прошлых лет.
С целью повышения качества образования по русскому языку учителями ведется постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробация новых технологий обучения. Предпочтение отдается технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности: контролирующие (тестирование ), информационные , здоровьесберегающие и другие. Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками, побуждает учителя чаще включать поисково-исследовательские виды работы. Большое внимание уделяется проектной деятельности, так в 5 классе ребята работали над проектом «Волшебство сказки», «Мир басни»; в 6 классе-« Мой словарь фразеологизмов», проект ,посвящённый творчеству А.Чехова; В 7 классе - проект «Мой родной Край». Большое внимание уделяется внеклассной деятельности, так во внеурочное время были проведены мероприятия: в 9 классе конкурс по литературе «Знатоки», брейн-ринг между 8 и 9 классами «Знаешь ли ты русский язык?», «Литературная гостиная» для 5-9 классов, выпуск газет по творчеству Лермонтова, Чехова, Пастернака и др.
С 24-28.02 проведены административные контрольные работы в5 - 9кл по русскому языку.
Анализ уровня знаний по итогам контрольных работ :
Класс, учитель
Всего учащихся
Писало работу
% успеваемости
% качества
Средний балл
5кл
учитель -Кладогуб Н.С.
11
8
Диктант-50%
Грам. задание- 50%
Диктант-25%
Грам. задание- 25%
Диктант-2,75
Грам. задание-2,75
6кл.
Учитель Кох О.В.
19
15
Диктант-73%
Грам. задание- 73%
Диктант-60%
Грам. задание- 33%
Диктант-3,5
Грам. задание-3,2
7 кл.
Учитель-Кох О.В
15
12
Диктант-75%
Грам. задание- 42%
Диктант-33%
Грам. задание- 33%
Диктант-3,0
Грам. задание-2,75
8кл.
Учитель-Горячева Н.В.
11
10
Диктант-90%
Грам. задание- 80%
Диктант-40%
Грам. задание- 40%
Диктант-3,4
Грам. задание-3,3
9кл.
Учитель-Горячева Н.В.
11
10
Диктант-90%
Грам. задание- 80%
Диктант-30%
Грам. задание-80%
Диктант-3,2
Грам. задание-3,8
Качество знаний по русскому языку за 2 четверть 2014-2015уч.года
кл
5кл
6кл
7кл
8кл
9кл
% кач
55.5%
42%
40%
45,4%
45.5%
Успев
100%
89,5%
80%
100%
100%
Ср .бал
3,4
3,5
3,2
3,45
3,45
Качество знаний по литературе за 2 четверть 2014-2015уч.года
кл
5кл
6кл
7кл
8кл
9кл
% кач.
81,8%
42%
60%
54,5%
54,5%
Успев.
100%
78,9%
86%
100%
100%
Ср.бал
4,1
3,3
3,7
4,0
3,5
Административные контрольные работы в основном подтвердили уровень качества обучения по итогам 2 четверти, в 5 классе показатели ниже , в следствии того , что не все обучающиеся присутствовали на момент написания работы, а в основном писали слабоуспевающие учащиеся.
Качество знаний по русскому языку в 7 классе ниже, чем в остальных классах - во многом зависит от низкой мотивации учащихся и подготовленности их в начальной школе. Учителю Кох О.В. необходимо обратить внимание на индивидуальную работу с каждым ребёнком; развивать их интеллектуальные и творческие возможности, самостоятельное усвоение знаний и умений.
В обучении школьников русскому языку важную роль играет внеклассная работа по предмету: Большое значение в системе внеклассной работы имеет проведение олимпиад по русскому языку, преследующих следующие цели:
- повышение престижа лингвистических знаний;
- оценка уровня сформированности языковых компетенций учащихся, повышение мотивации школьников в изучении предмета;
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Ежегодно обучающиеся школы являются участниками олимпиад по русскому языку и литературе, районных конкурсов сочинений, творческих работ по литературе и русскому языку. В этом году многие учащиеся школы приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Пятёрочка», Дипломом 3 степени по русскому языку была награждена ученица 5 класса Чудак Елизавета( учитель_ Кладогуб Н.С.)
Работая в рамках темы школы, словесники занимаются изучением актуальных вопросов в преподавании предмета, активно занимаются самообразованием, делятся опытом своей работы с коллегами, проводят открытые уроки. В школе действует ШМО учителей предметов гуманитарного цикла, принимают участие в работе МО города, посещают семинары. Работают над следующими проблемными темами:
Горячева Н.В. - «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы».
Кладогуб Н.С.- «Использование информационных коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении»
Кох О.В.- «Внедрение ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы»
Записи уроков в классных журналах соответствуют тематическому планированию. Выполнение прохождения материала и выставление оценок производится своевременно, нормы домашнего задания соблюдены. Количество контрольных и рабочих тетрадей учащихся соответствует норме, в тетрадях обучающихся соблюдается единый орфографический режим.
Предложения и рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка:
Учителям: Кох О.В., Горячевой Н.В., Кладогуб Н.С.
1.Использовать современные образовательные технологии, шире использовать ресурсы Интернет в классной и внеурочной деятельности, повышать уровень своей информационной культуры.
2.Усилить коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка, уделяя первостепенное внимание развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно формировать грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.
3. Больше внимания уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
4. Запланировать проведение Дней методического мастерства, открытых уроков, открытых мероприятий для учащихся и их родителей;
5.Методическому объединению учителей русского языка и литературы продолжить работу над темой «Повышение качества обучения учащихся за счет обновления содержания образования, использования информационно - коммуникационных технологий, совершенствования форм учебно - воспитательного процесса».
Справка составлена 27,02.2015г.
Зам. директора по УВР Кладогуб Н.С.