- Преподавателю
- Директору, завучу
- Какие образовательные технологии являются современными и отвечают требованиям ФГОС?
Какие образовательные технологии являются современными и отвечают требованиям ФГОС?
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Коновалова М.С. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Какие образовательные технологии являются современными и отвечают требованиям ФГОС?
Коновалова М. С., учитель математики, г. Тольятти
Если задать вопрос родителям: «Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современном мире он был успешен?», с большей вероятностью ответили бы:
-
умение ставить цель и добиваться ее;
-
умение адаптироваться к ситуации;
-
умение общаться;
-
умение ориентироваться в мире;
-
самостоятельно добывать и применять знания;
-
уметь заботиться о других, быть достойным человеком;
-
сохранить здоровье…
Родители, сами того не зная, перечислили бы требования к результатам освоения основной образовательной программы, о которой идет речь в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, т. е. это универсальные учебные действия: предметные и метапредметные. Если вопроса, как сформировать предметные умения у опытных учителей не возникает, то для формирования метапредметных УУД (коммуникативных, познавательных, регулятивных) нужны специальные технологии.
Как мы знаем в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход. Поэтому центральное место в современных образовательных технологиях занимает действие ученика.
Признаки современных образовательных технологий:
-
постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде;
-
диалоговая позиция; (ученик-ученик, учитель-ученик)
-
постоянная рефлексия обучающихся и учителей над полученными результатами;
-
личностное отношение к познавательной деятельности как реализация потребностей личности (т.е. применяемая технология должна способствовать тому, чтобы ученик понял, что это нужно ему);
-
взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов.
Обзор современных образовательных технологий
1. Технологии, направленные на формирование умения работы с информацией
-
Развитие критического мышления через чтение и письмо,
-
Технология продуктивного чтения
Цель: понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде.
Средства (могут использоваться различные в зависимости от возраста):
Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям.
Изучающее чтение в режиме диалога с автором (остановки по ходу чтения).
Формулирование главной мысли в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.
Создание интеллект-карты.
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы (толстые и тонкие вопросы);
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (синквейны, эссе)
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ).
Результаты:
Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Личностные: данные умения формируются случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
-
Технология проблемного обучения
-
Проблемно-диалогическая технология
Цель: обучить самостоятельному решению проблем
Средство: открытие знаний путем постановки проблемы и ее решения
Результаты:
Регулятивные: умение решать проблемы.
Коммуникативные: умение вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: умение извлекать информацию, делать выводы , умение выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий
2. Технологии включения школьников в продуктивную деятельность
-
Технология проектной деятельности
-
Технология исследовательской деятельности
-
Творческие мастерские
Цель: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):
Средства: решение какой-либо проблемы по изучаемой теме,
проведение исследования и получение новых знаний по этой теме,
применение полученных знаний при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.
Результаты:
Регулятивные: умение ставить учебную задачу, умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
Коммуникативные: умение сотрудничать в поиске и сборе информации
Познавательные: умение формулировать проблему, умение самостоятельно создавать способы решения, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать.
3. Технологии организации деятельности по усвоению содержания
-
Технология модульного обучения и модульно-рейтингового обучения
-
Тренинги, практикумы
-
Технология дистанционного обучения
Цель: организация самостоятельной работы учащихся по усвоению предметного содержания
Средства: организация самостоятельной работы,
блочная подача учебного материала;
интеллект-карты;
наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля;
Результаты:
Регулятивные: умение самостоятельно ставить цель деятельности, умение работать по плану (алгоритму),
Коммуникативные: умение формулировать вопрос
Познавательные: умение использовать текстовую информацию.
-
Технология игрового обучения
-
Кейс-технология (КС - метод конкретных ситуаций)
-
Web- квест
Цель: активизация образовательного процесса и обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний
-
Средства: игровые методы вовлечения обучающихся в деятельность, мини-модели поведения в обществе, Техника «Шесть шляп»
Результаты:
Регулятивные: умение следовать правилам
Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение собеседника
Познавательные: умение построить логическую цепочку рассуждений, умение анализировать истинность утверждений, умение доказать свою точку зрения
4. Технологии включения школьников в действия самоконтроля и самооценки
Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности:
Заем - Узнали - Хотим узнать
-
Технология рефлексивного обучения и самоконтроля
-
Технология оценки достижений
Средства:
соотнесение старых и новых представлений;
обобщение изученного материала;
определение направлений для дальнейшего изучения темы.
Требования к учителю: изменение системы оценивания
Примет оценивания в УМК Школа-2100:
ЧТО? Все действия! Но отметка ставится за решение задачи.
КТО? Ученик и учитель в диалоге по известным критериям.
СКОЛЬКО? Одна задача одной отметкой.
ГДЕ? В таблицах образовательных результатов (журнал) и в портфолио
достижений школьника
КОГДА? Текущие отметки выставляются по желанию, тематические - обязательны, но существует право пересдачи.
Результаты:
Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности, умение оценивать результат деятельности
Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантное отношение к иным решениям.
Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.
5. Здоровьесберегающие технологии
Цель: безопасное развитие учащихся (эмоциональное, физическое, интеллектуальное, личностное, духовно-нравственное) как предпосылка здорового образа жизни
-
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
-
Снятие эмоционального напряжения
-
Технология уровневой дифференциации обучения
-
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
-
Технология психологического сопровождения
-
Пропаганда здорового образа жизни
Средствами могут являться все вышеперечисленные технологии, в зависимости от выбранной технологии формируются определенные УУД.
Хотелось бы отметить, что каждая технология не может существовать изолированно. Все они переплетаются и дополняют друг друга. Например, технология рефлексивного обучения и самоконтроля является элементом любой другой технологии; технология уровневой дифференциации связана с технологией продуктивной деятельности и. д.
Формирование личностных результатов в современных образовательных технологиях: данные умения формируются случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом и т. д.
Наша задача - с помощью современных образовательных технологий научить ребенка учиться. Только в этом случае мы добьёмся цели: вырастим достойного человека, умеющего принимать решения, добиваться поставленной цели, ориентироваться в жизни, отвечать за свои поступки.