Какие образовательные технологии являются современными и отвечают требованиям ФГОС?

В статье дана классификация современных образовательных технологий, приведены признаки современных образовательных технологий.Каждая технология описана по плану: ЦЕЛЬ, СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ. Под результатами понимается формирование метапредметных УУД. Для каждой технологии прописано, какие именно универсальные учебные действия формируются в результате ее применения.Данная статья была подготовлена для выступления на школьном педагогическом совете.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Какие образовательные технологии являются современными и отвечают требованиям ФГОС?

Коновалова М. С., учитель математики, г. Тольятти

Если задать вопрос родителям: «Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современном мире он был успешен?», с большей вероятностью ответили бы:

  • умение ставить цель и добиваться ее;

  • умение адаптироваться к ситуации;

  • умение общаться;

  • умение ориентироваться в мире;

  • самостоятельно добывать и применять знания;

  • уметь заботиться о других, быть достойным человеком;

  • сохранить здоровье…

Родители, сами того не зная, перечислили бы требования к результатам освоения основной образовательной программы, о которой идет речь в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, т. е. это универсальные учебные действия: предметные и метапредметные. Если вопроса, как сформировать предметные умения у опытных учителей не возникает, то для формирования метапредметных УУД (коммуникативных, познавательных, регулятивных) нужны специальные технологии.

Как мы знаем в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход. Поэтому центральное место в современных образовательных технологиях занимает действие ученика.


Признаки современных образовательных технологий:

  • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде;

  • диалоговая позиция; (ученик-ученик, учитель-ученик)

  • постоянная рефлексия обучающихся и учителей над полученными результатами;

  • личностное отношение к познавательной деятельности как реализация потребностей личности (т.е. применяемая технология должна способствовать тому, чтобы ученик понял, что это нужно ему);

  • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов.

Обзор современных образовательных технологий

1. Технологии, направленные на формирование умения работы с информацией

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо,

  • Технология продуктивного чтения

Цель: понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде.

Средства (могут использоваться различные в зависимости от возраста):

Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям.

Изучающее чтение в режиме диалога с автором (остановки по ходу чтения).

Формулирование главной мысли в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.

Создание интеллект-карты.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы (толстые и тонкие вопросы);
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (синквейны, эссе)

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ).

Результаты:

Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Личностные: данные умения формируются случае если анализ текста порождает оценочные суждения.

  • Технология проблемного обучения

  • Проблемно-диалогическая технология

Цель: обучить самостоятельному решению проблем

Средство: открытие знаний путем постановки проблемы и ее решения

Результаты:

Регулятивные: умение решать проблемы.

Коммуникативные: умение вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: умение извлекать информацию, делать выводы , умение выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий

2. Технологии включения школьников в продуктивную деятельность

  • Технология проектной деятельности

  • Технология исследовательской деятельности

  • Творческие мастерские

Цель: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

Средства: решение какой-либо проблемы по изучаемой теме,

проведение исследования и получение новых знаний по этой теме,

применение полученных знаний при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.

Результаты:

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Коммуникативные: умение сотрудничать в поиске и сборе информации

Познавательные: умение формулировать проблему, умение самостоятельно создавать способы решения, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать.

3. Технологии организации деятельности по усвоению содержания

  • Технология модульного обучения и модульно-рейтингового обучения

  • Тренинги, практикумы

  • Технология дистанционного обучения

Цель: организация самостоятельной работы учащихся по усвоению предметного содержания

Средства: организация самостоятельной работы,

блочная подача учебного материала;

интеллект-карты;

наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля;

Результаты:

Регулятивные: умение самостоятельно ставить цель деятельности, умение работать по плану (алгоритму),

Коммуникативные: умение формулировать вопрос

Познавательные: умение использовать текстовую информацию.


  • Технология игрового обучения

  • Кейс-технология (КС - метод конкретных ситуаций)

  • Web- квест

Цель: активизация образовательного процесса и обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний

  • Средства: игровые методы вовлечения обучающихся в деятельность, мини-модели поведения в обществе, Техника «Шесть шляп»

Результаты:

Регулятивные: умение следовать правилам

Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение собеседника

Познавательные: умение построить логическую цепочку рассуждений, умение анализировать истинность утверждений, умение доказать свою точку зрения


4. Технологии включения школьников в действия самоконтроля и самооценки

Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности:

Заем - Узнали - Хотим узнать

  • Технология рефлексивного обучения и самоконтроля

  • Технология оценки достижений

Средства:

соотнесение старых и новых представлений;

обобщение изученного материала;

определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Требования к учителю: изменение системы оценивания

Примет оценивания в УМК Школа-2100:

ЧТО? Все действия! Но отметка ставится за решение задачи.

КТО? Ученик и учитель в диалоге по известным критериям.

СКОЛЬКО? Одна задача одной отметкой.

ГДЕ? В таблицах образовательных результатов (журнал) и в портфолио

достижений школьника

КОГДА? Текущие отметки выставляются по желанию, тематические - обязательны, но существует право пересдачи.

Результаты:

Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности, умение оценивать результат деятельности

Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантное отношение к иным решениям.

Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.



5. Здоровьесберегающие технологии

Цель: безопасное развитие учащихся (эмоциональное, физическое, интеллектуальное, личностное, духовно-нравственное) как предпосылка здорового образа жизни

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

  • Снятие эмоционального напряжения

  • Технология уровневой дифференциации обучения

  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

  • Технология психологического сопровождения

  • Пропаганда здорового образа жизни

Средствами могут являться все вышеперечисленные технологии, в зависимости от выбранной технологии формируются определенные УУД.

Хотелось бы отметить, что каждая технология не может существовать изолированно. Все они переплетаются и дополняют друг друга. Например, технология рефлексивного обучения и самоконтроля является элементом любой другой технологии; технология уровневой дифференциации связана с технологией продуктивной деятельности и. д.

Формирование личностных результатов в современных образовательных технологиях: данные умения формируются случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом и т. д.

Наша задача - с помощью современных образовательных технологий научить ребенка учиться. Только в этом случае мы добьёмся цели: вырастим достойного человека, умеющего принимать решения, добиваться поставленной цели, ориентироваться в жизни, отвечать за свои поступки.

© 2010-2022