Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Основная цель работы с одаренными детьми – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи: создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных;создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей;разработка и поэтапное внедрение ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска

Основная цель работы с одаренными детьми - это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи: создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных; создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей; разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности; создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траектории развития ребенка.

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий

3. Принцип взаимодействия с семьей.

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте. Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.

4. Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше возможностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию научного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продуктивную творческую деятельность, предполагает специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.

9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности в МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности включает в себя: мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей; целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса; научно-теоретическое и инструментально-практическое сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам .консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. В Приложении 1 отображен перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики. Диагностика детской одаренности проводится в следующей последовательности:

1. Первичная диагностика общих способностей (анкеты «Мои способности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педагоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики, формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью). Получив сформированный банк данных с предварительными результатами, по мере необходимости уточняется степень и особенности специальной одаренности ребенка. Так, например, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно увидеть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также отслеживать динамику развития этой одаренности. На основе полученных в ходе психолого-педагогической диагностики данных формируется (постоянно вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать системную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сделать некоторые, важные конкретные выводы: чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более видам; наиболее частое сочетание видов одаренности - академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая; самый распространенный вид одаренности - спортивная и физическая одаренность - имеет место в школах, где сохранению здоровья детей уделяют первостепенное внимание; менее распространенный вид - академическая и интеллектуальная одаренность, так как данный тип одаренности часто становится результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза; спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятельное проявление.

Реализация Программы «Одаренные дети» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 20 города Невинномысска

Исходя из реальности сегодняшнего дня актуальность создания программы "Одаренные дети" обуславливаются следующими противоречиями: стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно-образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно-ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать с одаренными детьми; несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Для решения этих противоречий создана программа работы с одаренными детьми.

Цели программы:

• Систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей;

• Разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.

Педагогические задачи: выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность; изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития; дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов; составление разнообразных минипрограмм для обучения, воспитания и развития учащихся школы.

Цель работы c одаренными детьми: выявление доминирующих способностей у детей, оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации.

Формы работы с одаренными детьми: расширение знаний по отдельным предметам; разноуровневый подход в обучении; профильные классы; курсы по выбору и элективные курсы; отслеживание результатов. Важным условием в процессе развития творческого мышления и формирования способности к самовыражению выступает качество и количество заданий творческого характера. При конструировании таких заданий следует помнить, что эффективность обучения обеспечивается широким использованием коллективных форм познавательной деятельности (создание групп по интересам); различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод проектов); реализацией индивидуального обучения.

© 2010-2022