- Преподавателю
- Директору, завучу
- Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Агафонова О.С. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает:
-
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
-
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
-
формировать информационную культуру у детей;
-
активизировать познавательный интерес;
-
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
-
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
-
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Принтер
-
Видеомагнитофон, DVD плейер
-
Телевизор
-
Магнитофон
-
Фотоаппарат
-
Видеокамера
-
Электронные доски
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
-
Фотографии;
-
Видеоролики;
-
Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
-
Презентации (электронные книги, электронные выставки);
-
Детские развивающие компьютерные игры;
-
Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.
Данные материалы:
-
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
-
позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
-
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
-
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
-
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
-
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
-
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
-
непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
-
высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
-
Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
-
Создание дидактических игр.
-
Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
-
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
-
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
-
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
-
Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
-
Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
-
Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
-
Для сопровождения концерта
-
Для проведения родительских собраний
-
Несмотря на все преимущества использования информационно-коммуникационныхных технологий, существует и ряд проблем, при их использовании. И прежде всего это реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10): «12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)».