Управление школой в условиях инновационных перемен

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Управление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных перемен

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

I-III СТУПЕНЕЙ №21



Управление школой в условиях инновационных перемен

Управление школой в условиях инновационных перемен


Вострикова Елена Николаевна,

директор МОШ I-III ст. №21


Управление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных переменУправление школой в условиях инновационных перемен

Сущность руководства современной школой состоит в том, чтобы в труднейшем деле воспитания на глазах учителей создавался, зрел и утверждался лучший опыт, воплощающий в себе передовые педагогические идеи. И тот, кто является создателем этого опыта, чей труд становится образцом для других - тот и должен быть директором школы.

В.Сухомлинский

Учреждение образования - это та развивающая среда, в которой происходит формирование социокультурного и творческого потенциала человека. Это предопределяет, прежде всего, творческое развитие самого руководителя школы. Так как именно он направляет творческую деятельность педагогического коллектива. Поэтому руководителю учебного заведения следует ориентироваться в разнообразии современных управленческих идей, изучать и успешно применять достижения науки и педагогического опыта, организовывать творческую деятельность.

Управление учреждением образования осуществляется через планирование, организацию, руководство и контроль.

Руководство школой требует тщательного планирования. Глубоко продуманный, чёткий план работы школы является той маршрутной картой, которая отражает систему деятельности школьного коллектива. На практике установлено, что годовой план школы должен охватывать все аспекты школьной жизни, исходя из проблемы, над которой работает педколлектив, нормативно-правовых документов, которыми он руководствуется, учитывая результаты работы за прошлый год, контингент учащихся, интересы и возможности учителей. План должен предусматривать конечную цель.

На сегодняшний день в школе существует такая система планирования:

  1. перспективный план развития материально-технической базы, кадрового обеспечения и учебно-воспитательного процесса;

  2. учебный план на текущий учебный год;

  3. планы учебно-воспитательной работы педагогов (календарные, поурочные планы; планы воспитательной работы классных руководителей; план работы педагога-организатора; план работы практического психолога);

  4. планы работы методических объединений;

  5. план работы школьной библиотеки;

  6. план работы Совета школы;

  7. план работы родительского комитета;

  8. еженедельный план работы школы на год.

Данное планирование позволяет руководителю продуктивно осуществлять организацию и работу школы, рационально использовать рабочее время и проводить всеохватывающий контроль.

Неотъемлемой частью управления учреждением является проверка выполнения новой нормативно-правовой базы:

  1. Закон об образовании.

  2. Республиканский государственный образовательный стандарт:

  • начального общего образования;

  • основного общего образования;

  • среднего общего образования.

  1. Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 учебный год.

  2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

Без объективного контроля выполнения педагогами своих функциональных обязанностей невозможно правильно руководить и принимать эффективные решения. Директор школы должен не только проверять выполнение принятых решений, но и создавать условия и оказывать необходимую помощь для их реализации. Система информационной поддержки на основе новых республиканских требований и стандартов поможет в осуществлении современного управленческого контроля.

Анализ педагогического коллектива показал, что около четверти педагогов имеют низкий уровень профессиональной компетентности, большая часть - средний и лишь 25% - высокий. Именно эти 25% и могут на современном этапе реализовать инновационное образование.

Основная причина такой ситуации - несоответствие между быстрыми изменениями общественной сознательности, изменениями ценностей и приоритетов общественной жизни и уровнем подготовленности педагогов.

Задача руководителя - помочь в изучении, овладении, обобщении существующей информации, адаптации педагогов к переходу на новые стандарты, умению на основе передового опыта коллег-новаторов создать свой индивидуальный и оригинальный подход к организации учебно-воспитательного процесса.

Эффективное руководство школой возможно лишь при наличии высокого уровня научно-педагогической подготовки, общей эрудиции, профессионализма членов администрации, учителей и других специалистов.

Научно-методическая работа школы базируется на достижениях психолого-педагогической науки и передовом педагогическом опыте. Это обеспечивает рост уровня квалификации, мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы, улучшение качества образования.

Приоритетами содержания работы администрации школы является создание чёткой, управляемой, гибкой системы выявления, обобщения, одобрения и поощрения педагогического опыта.

В настоящее время инновационная работа в школе ведется по трем направлениям:

  • интеллектуально-творческая работа учителей;

  • интеллектуально-творческая деятельность обучающихся;

  • создание благоприятной воспитательной среды.

Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителем и педагогами технологией проблемно-ориентированного анализа. Если директор видит проблему - значит ищет пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям. В нашей школе эти изменения затронули следующее:

  • содержание образования;

  • технологии обучения;

  • организацию образовательного процесса;

  • подготовку учителей к внедрению современных технологий обучения;

  • систему воспитательной работы;

  • корректировку программы развития школы.

Одна из технологий управления школой, эффективно реализующейся в нашей школе, - это организационно-деятельностные игры. Они помогают нам формировать способность вести диалог с коллегами, принимать альтернативные решения, взаимодействовать с общественностью и родителями.

«Организационно-деятельностные игры решают любые социальные, политические, социокультурные вопросы, создают новые образцы. И этовыясняется повсеместно, поскольку в игре можно имитировать любую область жизни. Больше того, в игре можно выходить в будущее и смотреть, что там, в будущем, будет», - писал Г.П.Щедровицкий в своем труде «Философия у нас есть».

Суть таких игр в создании проблемных ситуаций и разрешении их за счет организации коллективного мыследеятельного поиска и создания условий для самореализации участников игры. Такая деятельность инициирует педагогов к творческой работе, созданию проектов, разработке и внедрению новых форм и методов работы. Желание использовать инновации в учебной и воспитательной работе возрастает и охватывает все большее количество учителей.

Основными принципами управления школой являются:

  1. принцип новых задач;

  2. принцип уважения и доверия к человеку;

  3. принцип непрерывного развития;

  4. принцип горизонтальных связей: участие в управлении учителей и делегирование полномочий;

  5. принцип первого руководителя;

  6. принцип повышения квалификации;

  7. принцип ключевых дел и событий;

  8. принцип поддержки инициатив;

  9. принцип содержательного партнерства.

Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развивающую среду, где легче реализуется творчество педагогов.

В практике управления школой используется технология проектных команд. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог - человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого. Благодаря этой технологии удается создавать в школе исследовательские проекты, коллективные презентации.

Технология исследовательской деятельности позволяет педагогическому коллективу выйти на новый уровень обобщения опыта. Продуктом этой технологии являются печатные работы наших учителей.

Внедрение инноваций эффективно влияет на повышение качества обучения. А генератором творческих идей выступает, как правило, директор школы.

Тесная цепочка взаимосвязей помогает слаженно работать всему коллективу.

Родитель-ский комитет

Директор школы

Совет школы

Попечи-тельский совет

Собрание трудового коллектива

Совет старшеклас-сников

Педагоги-ческий совет


Заместители директора

Педагог-организатор

Совет профи-лактики право-нарушений


Библиотека

Психологи-

ческая служба

Руководители методических объединений и

творческих групп



Классные руководители


Педагоги


Успех инновационных реформ, в первую очередь, зависит от руководителя, его творческого потенциала, готовности к непрерывному самообразованию, способности к гибкому социально-педагогическому мышлению, гуманистической направленности личности. Именно поэтому в период реформирования системы образования остро встаёт проблема усовершенствования профессиональной педагогической компетентности директора учреждения образования.

Современного руководителя, осуществляющего инновационный менеджмент в образовании, отличают:

  • знание научных подходов к управлению;

  • знание приоритетных принципов управления;

  • умение эффективно реализовать содержание управления;

  • умение использовать современные информационные технологии управления;

  • владение современными формами и методами управления;

  • мотивация и стимулирование управления;

  • личностные качества руководителя-творца.

Следует отметить, что личностные качества руководителя-творца являются главной составляющей.

Директору следует помнить и об основных закономерностях в управлении инновационной деятельностью в коллективе:

  • обеспечение роста профессионального мастерства педагогических работников;

  • предусмотрение уменьшения количества учебных часов для усвоения обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков (предупреждение «перегрузки» обучающихся);

  • предусмотрение уменьшения времени, затраченного руководителем в управленческом процессе на выполнение им и педагогическими работниками своих функциональных обязанностей (предупреждение профессионального «выгорания»).

По своему содержанию, формам и методам образование не является закостенелым феноменом, т.к. оно всё время реагирует на новые реформы и общественные реалии. Специфическими особенностями инновационного обучения есть его открытость будущему, способность к постоянной переоценке ценностей. Развитие образовательной системы и содержания в современном мире происходит в контексте глобальных тенденций, среди которых выделяют:

  • значение образования для индивида и общества;

  • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

  • адаптация учебно-воспитательного процесса к вопросам потребностей личности;

  • ориентация на самораскрытие.

Эти тенденции свидетельствуют, что главной функцией образования есть развитие ребёнка. Нашему обществу сейчас, как никогда, нужны люди с интеллектуальными знаниями, критическим мышлением, высоким адаптационным потенциалом.

Одни педагоги считают показателями качества образования количество позитивных оценок, а другие - развитие личности ребёнка. С точки зрения инновационной педагогики новым качеством образования является не только обучение, но и воспитание, подготовка к продолжению самостоятельной жизни.

Однако инновационность не является и не может быть самоцелью в педагогической практике. Цель её заключается в оптимизации учебно-воспитательного процесса, в обеспечении его соответствия условиям и тенденциям общественной жизни на современном этапе.

Мы ценим и труд тех учителей, которые достигают результатов, эффективно используя традиционные формы и методы обучения или органично их сочетая с инновационными.

Наша цель - качественное образование. А выбор форм и методов, технологий - за каждым учителем.










© 2010-2022