• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Разработка педагогического совета на тему Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся

Разработка педагогического совета на тему Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДСОВЕТ

Тема: Блочно-модульная технология

как обучающая система,

способствующая повышению качества обучения

в соответствии с физиологическими особенностями учащихся.


Цель: Обобщение опыта педагогического коллектива по использованию блочно-модульной технологии в обучении учащихся.

Задачи:

  • Обобщить опыт составления планирования учебного материала в соответствии с требованиями БМТ.

  • Обобщить опыт проведения уроков с использованием инновационных форм и методов обучения в рамках БМТ.

  • Выработать рекомендации по работе в условиях БМТ.

Ход педсовета.

  • Отчет о выполнении решений предыдущего ПС

    • Директор школы - Г.В.Шевелева

  • Итоги качества знаний учащихся за 1-ое полугодие 2015-2016 уч. года. Отчет-презентация зам.директора по УВП Е.Н.Титовой

  • Доклад по теме педсовета.

    • Директор школы - Г.В.Шевелева,

    • зам.директора по УВП Е.Н.Титова

  • Обмен опытом:

    • Составление технологических карт.

    • Особенности построения и проведение урока в условиях БМТ.

    • БМТ как система, способствующая повышению качества знаний.

    • «+» и «-» БМТ в преподавании отдельных предметов.

    • Рекомендации по усовершенствованию БМТ

отв. Руководители ШМО

  • Решение педсовета.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель учиться сам,

обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…

тем легче будет учиться ученику».

Л.Н.Толстой

Вступительное слово

Активно реализующиеся проекты по реформированию образования нацелены на развитие современной, качественной системы обучения в каждой школе.

Модернизация общеобразовательной школы, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Привычная классно-урочная система решает определённую задачу - дать каждому стандартное образование. Но, выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях, значит, коллективам школ необходимо конструировать педагогический процесс с учетом новых подходов к учебно-воспитательной деятельности, чтобы учащиеся могли выйти за рамки стандартного образования и проявить себя. Многие педагоги начинают строить свои образовательные мероприятия - уроки, семинары, внеклассные мероприятия - по-новому. В центре процесса обучения стоит ученик, процесс обучения становится максимально практико-ориентированным и позволяет не просто получать знания, а, главное приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения.

Блочно-модульная технология (БМТ) обладает гибкостью оперативно решать и реагировать на изменяющиеся условия, проводить дифференциацию содержания обучения, оценивать и осуществлять личносто-индивидуальный подход. Технология направляет усилия педагога на сотрудничество с учеником, ученика с классом и формирует умения и навыки самостоятельного принятия решения.

В основе разработок БМТ лежит теоретический и практический опыт директора ОШ № 14 г.Тулы, доктора педагогических наук, профессора Е.В.Сковина, работы Третьякова П.И., Сенновского И.Б. "Технология модульного обучения в школе", Чошанова М.А. "Гибкая технология проблемно-модульного обучения", исследования ученых НИИ физиологии детей и подростков Российской академии образования под руководством академика М.В.Антроповой, и др.

БМТ апробировалась и реализуется в Славянском центре образования Нововаршавского района Омской области и Омской СШ № 101 под руководством Погореловой В.И.(кандидат педагогических наук, директор школы №101 г. Омска) и Мавриной И.А.(доктор педагогических наук, профессор Омского государственного педагогического университета), в средней общеобразовательной специализированной шкое профильной адаптации №7 г.Павлодара (с 1993 по 1997 годы - школа работает в эксперименте по теме: «Новая форма организации педагогического процесса», научный руководитель: Сковин Е.В. - доктор педагогических наук), в 1991г. в школе №11 города Павлодара.

Историческая справка об организации работы в режиме БМТ в ШГ№4 (директор школы Г.В.Шевелева)

Авторы БМТ обучения видят, что одной из главных проблем школы является проблема, как результативно научить всех и каждого в отдельности. И это становится возможным, когда учителя-практики объединяют БМТ обучения с разноуровневыми подходами и элементами других технологий (листами опорных сигналов, коммуникативно-диалоговой, проектов, проблемного обучения и др.).

БМТ состоит из двух аспектов: организационного и содержательного.

Организационный аспект:

Специалисты подсчитали, что в среднем за 6 часов учёбы в школе старшеклассник тратит столько же энергии, сколько шахтёр в шахте за смену! По данным психологов усвоение учебного материала по времени урока различно. Так в первые 4 минуты материал усваивается на 60%, с 5 по 23 минуту около 80%, с 23 по 34 минуту до 45%, а с 34 по 45 минуту всего 6%. На усвоение учебного материала требуется много внимания. По данным врачей существует так называемый кризис внимания, когда учащиеся не воспринимают информацию в полном объёме. Так первый кризис внимания наступает на 20 минуте, второй через 15-20 минут, третий через 5-10 минут. Это всё означает, что за 45 минут времени мы трижды теряли бы внимание наших учащихся по стандартному процессу обучения. А если к этому добавить, что к концу урока, когда идёт закрепление нового материала, учащиеся усваивают только 6% материала, то становится очевидным, почему усилия педагогов оказываются не востребованными полностью.
БМТ решает эти проблемы. Так вместо 5-6 уроков в день учащимся необходимо готовиться к трём предметам, но более углублённо, чем к шести поверхностно. Наши уроки идут парами по 90 минут каждая (3 модуля по 30 минут), поэтому мы почти не теряем внимание учащихся и материал усваивается ими более полно. Так как урок заканчивается раньше на 15 минут, то учащиеся не так устают и за перемену успевают отдохнуть, что положительно сказывается на их работоспособности. В портфелях наших учащихся находится три учебника, а не шесть, что особенно радует родителей и детей, так как вес портфеля в два раза меньше, чем в других школах.
Т.О. при БМТ обучение в течение дня организуется в режиме тридцатиминутных уроков-блоков: в старшей школе 2 урока по 45 мин. перестраиваются в 3 урока по 30 мин. и отводятся одному предмету. В начальной школе и среднем звене 4 урока по 45 мин. компонуются в 6 уроков по 30 мин, которые блочно (2*30 мин.) отводятся трем предметам в течение одного учебного дня. Перерывы между тридцатиминутными уроками (внутри одного блока) составляют 5 мин., между блоками 2*30 мин. или 3*30 мин. - 10-15 мин. Такая организация учебного дня позволяет реализовать потребность в двигательной активности учащихся, не допустить их переутомления, длительно поддерживать работоспособность внутри предметного блока. Количество предметов в учебный день уменьшается до 2-3 (в отличие от 5-6 при традиционной форме обучения), что способствует лучшему усвоению учебного материала и позволяет работать с меньшим объемом домашних заданий. Расписание составляется в двухнедельном цикле (схема 1, 2).

Схема 1. Подходы к временной организации урока в 1-6 классах

Разработка педагогического совета на тему Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся

Схема 2. Подходы к временной организации уроков в 7-11 классах

Разработка педагогического совета на тему Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся

Приведем в качестве примера способ перестройки расписания уроков одного дня (см. схему 3).





Схема 3. Способ перестройки расписания от традиционного к модульному

Начальная школа


при традиционном подходе

при новом подходе

математика - 45'

русский язык - 45'

литературное чтение - 45'

музыка 45'

русский язык 2 по 30'

литературное чтение 2 по 30'

музыка 2 по 30'

180'

180'

Старшая школа


при традиционном подходе

при новом подходе

физика - 45'

математика - 45'

физкультура - 45'

химия - 45'

ОБЖ - 45'

литература - 45'

физика 2 по 30'

химия 2 по 30'

ИВТ 2 по 30'

270'

270'

Если количество уроков по одному предмету в седьмых-одиннадцатых классах составляет 3 академических часа в неделю (135 мин.), то в двухнедельном расписании это составляет 270 мин. При переводе в тридцатиминутные отрезки времени это составит 9 раз по 30 мин. или 3 блока 3*30 мин. за две недели. Это означает, что предмет будет поставлен в расписание 3 раза в течение 2-х недель объемом в урок - блок продолжительностью 90 минут (3*30 мин.).

В 1-6 классах при переводе в блочную форму 270 минут составят 4,5 блока в неделю. Поэтому целесообразно ввести такой предмет в режим четырехнедельного расписания, в котором первые две недели он ставится 4 раза блоками 2*30 мин. и вторые две недели 5 раз блоками 2*30 мин. Всего за 4 недели предмет, таким образом, изучается 540 минут (то есть 12 академических часов или 3 часа недельной нагрузки).

То, что на первый взгляд может показаться сложным, на деле достаточно просто планируется в режиме четырехнедельного расписания. Описанный пример представлен на схеме 4.

Схема 4. Схема включения в расписание предметов с нечетным количеством недельных часов (на примере 3-х часового предмета)

Разработка педагогического совета на тему Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся

Если в учебном плане на изучение предмета отводится один час в неделю, то каждую неделю в расписание ставится один блок (2*30 мин. или 3*30 мин.) и предмет изучается одно полугодие или часть полугодия. При этом могут быть и другие варианты планирования.

Чтобы перевести сорокапятиминутные уроки в тридцатиминутные, необходимо их количество умножить на 1,5 и затем скомпоновать в блоки 2*30' или 3*30'.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на дневной интервал между 10 - 12 часами. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения учебного материала школьниками при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков основной (наиболее сложный) предмет для учащихся среднего и старшего звена должен приходиться на 2 блок.

Динамику умственной работоспособности учащихся различных возрастных групп исследовали ученые НИИ физиологии детей и подростков Российской академии образования под руководством академика М.В.Антроповой. В ходе исследования было установлено, что работоспособность ученика, включенного в учебную деятельность на уроке, меняется от высокой до низкой в зависимости от двух важнейших факторов:

а) места урока в системе дневных занятий (первый, третий или последний урок по расписанию);

б) части урока (первой, пятой, двадцатой или последней минуты урока).

Косвенными факторами, влияющими на работоспособность, были признаны:

а) индивидуальные особенности нервно-психической организации обучаемого,

б) технологии организации учебной деятельности, используемые учителем,

в) особенности индивидуального стиля работы учителя.

Изучение умственной активности учащихся в режиме сорокапятиминутных уроков показало неэффективность по меньшей мере 1/3 времени урока в отношении сохранения работоспособности школьников вследствие нерациональных психофизических затрат и отсутствия краткосрочного (до 5 мин.) отдыха или прерывания умственного напряжения.

Именно тогда были высказаны предположения о целесообразности сокращения продолжительности урока до 30' с целью поддержания и сохранения умственной активности и работоспособности учащихся, которые затем были проверены на практике.

С учетом возрастных особенностей динамика умственной работоспособности учащихся при 30' уроках может быть представлена следующим образом.

тридцатиминутки

5-8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

1

НУ

А

А

А

2

А

А

А

А

3

А

А

А

А

4

А

С

С

А

5

С

С

С

А

6

НУ

С

С

НС

7

НП

НП

НП

С

8

С

С

СА

С

9

НУ

С

СА

С

Примечание: А -высокая активность;

С - спад активности;

НУ - низкий уровень активности и работоспособности;

НП - новый подъем активности;

НС - начало спада активности;

СА - сохранение активности.

Следуя данным таблицы, можно отметить, что наиболее нестабильны в динамике работоспособности учащиеся среднего звена:

  • первая тридцатиминутка каждого школьного дня фактически нерезультативна (а это означает, что ежедневно в режиме сорокапятиминутных занятий 30 минут первого урока по расписанию не просто малоэффективны, а фактически безрезультатны, как ни старался бы учитель). Поэтому эффективным может стать блок из трех тридцатиминуток (первый блок одного предмета в расписании дня), т.к. вторая и третья тридцатиминутки этого блока являются благоприятными для учебных результатов по фону умственной активности.

  • Второй блок в расписании для этой возрастной группы по фону работоспособности предписывает учителю планировать деятельность учащихся с учетом возможного спада активности и смещать акценты в изучении нового материала или контроле усвоения знаний на первую тридцатиминутку.

  • Третий блок для этих учащихся характеризуется новым подъемом умственной активности, используя которую учитель может сделать занятия в конце учебного дня такими же продуктивными для учащихся, что и в начале дня.

Достаточно сложным представляется составление расписания в старшем звене, поскольку активный период работоспособности учащихся 9-11 классов приходится на первый блок и первую тридцатиминутку третьего блока. Остальное время у старшеклассников в среднем наблюдается невысокая или меняющаяся умственная активность. Учет этого фактора необходим, однако рациональная организация учебного материала на уроке и целесообразно меняющийся порядок ежедневных блоков-предметов в режиме двух- или четырехнедельного расписания может значительно повысить результативность учебной деятельности школьников.

Содержательный аспект

Основным элементом БМТ является учебный модуль - функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию его усвоения. В модуле сочетаются цели, принципы, способы проектирования, конструирования учебного материала, рейтинговая система оценки и контроль достижений. Учебный модуль - 30 минут - универсальная строительная единица для конструирования материала учителем, время непрерывной умственно-практической деятельности учащихся. В модуле мы решаем задачу не чему и как учить, а создаём условия, как учить результативно (подтверждение этому качество знаний по школе выше, чем по ОО, результаты ЕНТ, наличие призеров олимпиад и конкурсов).
Модульная технология состоит из двух основных подмодулей: временного и дидактического. Временной подмодуль - три урока (модуля) по 30 минут или одна пара. Между модулями перемены по 5 мин., 10 мин., 20 мин. Учитель планирует свою работу так, чтобы каждый модуль имел свою цель и задачи, логическое завершение, был занимательным, эмоциональным, отличался от предыдущего модуля, но при обязательном логическом соединении каждого модуля с предыдущим. Исходя из этого, нельзя ставить знак равно между 3 по 30 мин. и 2 по 45 мин. как в обычной школе.
Дидактический подмодуль предусматривает разработку преподавателем технологической карты - паспорта темы, в котором каждая тема разбита на 30 минутные модули. В карте предусматриваются: организационные формы работы учителя, где указывается, на какой части темы они используются (это позволяет разнообразить урок, увидеть наполняемость урока приёмами, возможность быстро подготовить дидактический материал к уроку). В техкарте указывается стандарт начальный, то есть от чего учитель должен отталкиваться в изучении темы, и стандарт конечный, в котором предусмотрено, что должны усвоить и чему научиться учащиеся. В зависимости от количества часов на тему каждая техкарта имеет своё количество подмодулей.

  • Составление технологических карт (из опыта работы ШМО)

Так, если на изучение темы по программе предусмотрено 10 часов, то мы за счёт интенсификации учебного процесса (о котором говорилось выше) можем, не перегружая детей, пройти её за 15 уроков (модулей), а не за 10 уроков по обычной системе (перевод обычных часов в модульные: 10ч х 45мин. : 30 мин. = 15 модулей по 30 минут или пять пар). В итоге мы имеем и больше уроков и продуктивность от них намного выше. Зная, что у нас в некоторых предметах почти не предусмотрено время на повторение по темам, мы по модульной технологии имеем и это время, так как проводим больше встреч с детьми (не 10, а 15).

Тематическое планирование проводится таким образом, чтобы была выстроена структура модуля:

1. Установка (вводный блок), где учитель выделяет 1/6 часть времени (резерв) с каждой темы для записи паспорта темы, смотра знаний, контрольных срезов, аттестацию и т.д. В установке даются темы уроков, домашнее задание, дополнительный материал, сообщения, форма проведения аттестации и т.д. Имея паспорт темы, учащиеся могут правильно спланировать свою учебную деятельность: сходить в библиотеку, составить сообщение, выполнить заранее задание, обратиться к учителю и т.д.

2. Теоретический блок (ядро модуля), который включает саму тему, разбитую на взаимосвязанные модули по 30 минут. Здесь изучается тема, набираются текущие оценки, проходит подготовка класса к аттестации.

3. Тематическая аттестация (блок выхода из темы), которая проводится на уроке из резервного времени. Обычно на неё выделяется пара или часть пары. Здесь учитель, исходя из текущих оценок, формирует группы учащихся разного уровня усвоения, которым и предлагает соответствующие задания. Учащиеся, справившиеся с заданием своего уровня, могут перейти на более высокий уровень. Учащиеся более высокого уровня могут принимать частично аттестацию у ребят более низкого уровня под контролем учителя. В конце аттестации каждому выставляется оценка. Учитель по данным текущих баллов и аттестации выставляет общий балл (оценку за тему). Для пересдачи оценки за тему предусмотрено время до или после уроков (этим руководит завуч-диспетчер). Время для пересдачи тем также берётся из 1/6 части резерва.

Планирование дидактического модуля в виде технологичеческой карты позволяет учителю зримо структурировать содержание обучения при оптимальном подборе форм, методов и технологий обучения. Оптимизация технологической составляющей обучения осуществляется через опору на возможности конкретной учебной группы - знание психофизилогических особенностей учащихся (тип умственной активности, роботоспособности), выявления уровня обучаемости (низкого, среднего, высокого), прогнозирование возможных затруднений при усвоении темы и основных результатов.

Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности. Такие формы для удобства построения технологической карты модуля, блока-урока или тридцатиминутки обозначаются аббревиатурами или первыми буквами названий форм.

Например:

П - постановка проблемы;

Оз - обобщение знаний с постановкой проблемы;

Ло - лекция с опорной схемой;

Рз - решение задач по проблеме;

Рэ - решение экспериментальных задач;

Ср - самостоятельная работа;

Со - самостоятельная работа обучающего характера;

Ск - самостоятельная работа контролирующего характера;

Пр - практическая работа;

Ри - ролевая игра;

Оим - обобщение изученного материала;

Ко - контрольный опрос;

Т - тест;

З - зачет.

Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета ( четверти, полугодия, триместра) и т. д.

Вывод 1. Реализация блочно-модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала. В работе над содержанием образования и разработке дидактических модулей учитывается специфика предмета.

Программа по предмету составлена на основании требований ГОСО, является неизменной и обязательной для выполнения. Планирование календарно-тематическое - примерное и может быть изменено при необходимости. Количество блоков должно соответствовать количеству часов в РУПе школы, отведенному для изучения предмета.

  • Особенности построения и проведение урока в условиях БМТ (из опыта работы ШМО)

Вывод 2. Применение БМТ обучения позволяет применять на уроке различные приемы и методы, необходимые для организации активной учебной деятельности учащихся. Учебные модули можно компоновать в блоки, несущие определенную учебную направленность. Содержание каждого модуля в поурочном плане должно отражать его функциональную роль в блоке.

  • БМТ как система, способствующая повышению качества знаний (из опыта работы ШМО)

Вывод 3. Правильно организованная работа внутри блока (модуля) позволяет многократно повторять (закреплять) новый материал, что способствует лучшему его усвоению.

  • «+» и «-» БМТ (из опыта работы ШМО)

Вывод 4. В каждой технологии есть свои плюсы и минусы.

«+++» Главные достоинства блочно-модульной технологии:

• возможность перехода от традиционной технологии обучения к блочно-модульной без разрушения первой, нежелательных деформаций с сохранением отработанных приемов, способов организации деятельности;

• возможность прогнозирования конечного результата образования;

• системная работа над содержанием образования, при которой нет необходимости планирования отдельного урока; создается модель работы над темой; проектируется процесс обучения с учетом конечного результата, межпредметных и внутрипредметных связей, видов, форм и способов действий в различных полях - теоретическом и деятельностном;

• организация мониторинга учебного процесса, который обеспечивается через традиционные формы: контрольные, тесты, а также интеллектуальные игры, олимпиады, марафон знаний и пр.

Гибкость данной технологии объясняется адаптацией к индивидуальным особенностям учащихся за счет исходной диагностики уровня обучаемости, темпа усвоения учебного материала, степени развития мыслительных процессов.

«----» Как видно, работая по данной технологии, учитель тратит на подготовку больше времени, предусматривает все нюансы, уделяет больше времени каждому учащемуся, ведёт больше документации.

  • Проблемы, связанные с применением блочно-модульной технологии - большие затраты на копирование материалов к урокам, а также недостаточная подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы.

Общий вывод, рекомендации

  • Работая в режиме БМС мы имеем гарантированно подготовленного учащегося по его уровню усвоения, мы ушли от оценки как самоцели её получения и пришли к получению знаний (аттестация по всей теме).

  • К нам в школу идут, а те, что ушли, возвращаются, сравнивая модульную технологию с другими.

  • На родительских собраниях мы проводим уроки для родителей, показывая нашу работу с детьми. Анкетирование родителей показывает, что данная технология более привлекательная, чем традиционная.

  • Мнение преподавателей школ совпадает с мнением большинства родителей и детей, что модульная технология обучения позволяет более полно раскрыть возможности, как учителя, так и учащихся, не ущемляет права, позволяет получать тот уровень знаний, на который работает каждый.

  • Результаты анкетирования и обучения (успеваемость -100%, качество - 50% и более) позволяют сделать вывод, что данная технология позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся.

  • БМТ - средство формирования новой педагогической культуры, позволяющей перевести обучение на качественно новый уровень, в результате чего происходит развитие творческих способностей учащихся развития их функциональной грамотности и прикладных умений.

  • Данная технология, применяемая в процессе обучения повышает компетентность учащихся, уровень образовательного процесса, развивает самостоятельность и творческие способности каждого учащегося. Блочно-модульная технология - является здоровье сберегающей, стимулирующей учащихся к повышению уровня самообразования.

Решение ПС.

Обобщить опыт работы в режиме БМТ на уровне города, области, получить рецензию ИПК и академии И.Алтынсарина

Конкретные ожидаемые результаты при работе по БМТ:

  • повышение качества образования, уменьшение количества слабоуспевающих учащихся;

  • овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке;

  • снижение утомляемости учеников в процессе учебы, обеспечение психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;

  • сокращение времени на домашнюю работу;

  • уменьшение количества пропусков уроков учениками.

Оценка результатов

Эффективность применения БМТ будет оцениваться с помощью анализа физического состояния учащихся и комфортности в школьном коллективе, уровня развития учебно-познавательной деятельности, повышение качества образования учащихся.

Результативность работы в режиме БМТ оценивают администрация школы, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники, используя:

  • Методику изучения удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе;

  • Анкету качества урока ;

  • «Лестницу учебных достижений: знаю, умею, могу» ;

  • Пакет анкет для родителей;

  • Контроль за часто болеющими детьми;

  • Срезы- результаты формирования общеучебных умений;

  • Результаты обучения.



Список литературы


1. Шамова Т.И., Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва-Тюмень,1994.

2. Шамова Т.И.,Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск,1995.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности.М.Просвещение.1993

4. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения.Киров,1997.

5. Русских Г.А. Методические рекомендации из опыта работы учителей экспериментаторов лаборатории "Современные методы обучения".

6. И.Маврина, В Погорелова блочно-модульная технология: организационный и содержательный аспекты. Журнал «Директор школы» №5 2005год.

7. М.М.Жанпеисова Модульная технология обучения как средство развития ученика, - Алматы, 2007 - 154с.

И др.




© 2010-2022