Школа молодого учителя (ШМУ) и ее роль в адаптации молодого специалиста

Раздел Завучу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа молодого учителя (ШМУ) и ее роль в адаптации молодого специалиста

На нынешний день для успешной адаптации молодого специалиста на педагогическом поприще является организация так называемого тьютерства (наставничества). Но для создания оптимальных условий для адаптации специалиста недостаточно создание ШМУ, требуется системная работа по данному направлению.

Казахстанской школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации информатизации и гуманистических ценностей на практике, к четко осмысленному включению в инновационные процессы современности. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная и личностная адаптация молодого специалиста может протекать довольно в сложных условиях. Особенно сложно адаптация идет в сельской местности, когда молодому специалисту приходится сталкиватся не только с вопросами педагогической, но и хозяйственной действительности (обустройство жилья, заготовка топлива на зиму и другие вопросы). Поэтому важно чтобы месные акиматы, руководство школы, население оказывало всемерную поддержку приезжающим на село молодым специалистам. Не секрет что зачастую именно не удовлетворенность бытовыми условиями на селе ведет к большому оттоку молодых специалистов из села. Другой стороной вопроса адаптации молодых специалистов как было сказано выше является организация школы молодого специалиста (ШМУ).

Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

Для молодых учителей вхождение в новый вид деятельности сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних и внешних сил. Решением этой первостепенной задачи поможет стать создание мобильной системы наставничества, способной эффективнее оптимизировать процесс становления молодого учителя как профессионала своего дела. Сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство - это иной опыт, иная система воспитания, появилось в Казахстане в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80-х годов в период так называемой «Перестройки» была разрушена. Тьютор - наблюдатель за воспитанниками, в английском языке - домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество - это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Но как показывает практика на селе очень сложно сдержать текучесть кадров, так как уже было сказано выше «закрепить» молодых педагогов порой очень сложно. Поэтому важно уделить внимание и наставникам, которые будут «вести» в дальнейшем молодых специалистов.

Задача наставника - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество - это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста: на требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; инструктирование по правилам техники безопасности и другое.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области: практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.); разработки плана собственного профессионального роста; выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации; освоения инновационных тенденций в педагогике; подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение категории.

Директор школы совместно с заместителями, председателем методического объединения (МО), учителем наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Организация наставничества - это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь - делая; делаю - обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Приведем пример обработки результатов одной из анкет, используемой наставниками в нашей школе.

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно-тематическом планировании

проведении уроков

проведении внеклассных мероприятий

общении с коллегами, администрацией

общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) ______________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само и взаимоконтроль учащихся

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

развивать творческие способности учащихся

другое (допишите)_____________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

cамообразованию

практико-ориентированному семинару

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника

предметным кафедрам

школе молодого специалиста

другое (допишите)_________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

другое (допишите) ____________________

Цели анкетирования: выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы "Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью интерактивных методов обучения".

В результате анкетирования выяснилось, что: наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы: знакомство с теорией дифференцированного обучения; обмен имеющимся опытом по данной теме; методические недели;

педагогам-наставникам необходимо: продолжить работу над учебнометодической темой по дифференциации обучения; ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями; использовать как оптимальную форму методической работы методические недели; включить в план работы информирование молодых учителей об изменениях и новшествах в программах обучения.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки": обязанности классного руководителя;

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Общие положения.

1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона об образовании РК, тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Казахстан № 42 от 10 сентября 1993 года, постановления Правительства РК от 11 января 2002 год № 41 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений, не являющимися государственными служащими».

2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности приказом директора. На должность классного руководителя может быть назначен любой педагогический работник независимо от учебной нагрузки, если школа является основным местом его работы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности могут быть возложены на другого учителя или сотрудника школы,
временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании
приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства
о труде.
1. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.

2. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.

3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, Конвенцией о правах ребёнка, актами и указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, областного департамента образования, акимата; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом школы, Положениями и иными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

4. Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, а также должен знать: законы РК «Об образовании», «О труде», «О правах ребёнка», педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; педагогическую этик; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени учащихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,планируемый процесс.

2.2. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития
и самореализации учащегося, его успешной социализации в обществе.
2.3. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов учащихся;

- организация системной работы с учащимися в классе;

- гуманизация отношений между учащимися и педагогическими работниками;

- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.


3. Функции.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
- создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся, для формирования и развития коллектива класса;

- внесение необходимых корректив в систему их воспитания.

4. Должностные обязанности

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Поддерживает своей деятельностью традиции и авторитет школы.
3.2. Моделирует и организует воспитательную работу в классе.
3.3. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни
обновляет содержание жизнедеятельности коллектива.
3.4. Создаёт благоприятную микросреду и морально - психологический климат для
каждого учащегося.
3.5. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
3.6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащихся.
3.7. Развивает общение между учащимися закреплённого класса, способствуя тем
самым развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся.
3.8. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности. Несёт ответственность за
успеваемость и посещаемость учащихся классов. Способствует коррекции
успеваемости учащихся через посещение ими дополнительных занятий, консультаций и т.д.

Содействует получению учащимися дополнительного образования через систему
кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждениях города, по месту жительства.
В соответствии с циклограммой работы школы и утверждённым планом воспитательной работы еженедельно проводит классные часы, занятия правового всеобуча, систематически - занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия в закреплённом классе.
3.11. Организует, готовит, несёт ответственность за качественное участие класса в
мероприятиях (конкурсах, соревнованиях) различного уровня.
3.12. Присутствует на всех мероприятиях школы, в которых принимает участие его класс.
3.13. Помогает учащимся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами,
учителями, родителями.
Соблюдает права и свободы учащихся, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Ведёт активную пропаганду здорового образа жизни.Организует развитие самоуправления и дежурство учащихся его класса. Составляет и ведёт следующую документацию:

  • Классный журнал;

  • План воспитательной работы;

  • Составляет и накапливает материалы классных часов, внеклассных мероприятий, диагностической работы и т.д.

  • анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы школы) Форма анализа и плана воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей;

  • план работы - сетка на каждую четверть (в план-сетку не включатся дела, не связанные с классным руководством);

  • социальный паспорт класса.

  • результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования учащихся класса;

  • протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;

  • разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов);

  • материалы методической работы по классному руководству;

  • отчеты, аналитические материалы

  • дневники и личные дела учащихся;

  • классный журнал

  1. Права

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. На участие в работе Педагогического совета школы;
4.2. На самостоятельный выбор форм и методов работы с учащимися и её
планирование, исходя из общего плана работы и педагогической целесообразности;
- На защиту профессиональной чести и достоинства;

- На знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, на объяснения по существу документа;

- На защиту своих интересов самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования;

- На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- повышать квалификацию;

- Давать учащимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать их к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами внутреннего распорядка;

- Защищать и представлять права учащихся перед администрацией школы и в иных инстанциях.


  1. Ответственность


5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава
и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора
или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть примерно увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания (воздействия),
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
обучающегося, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Республики
Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

- За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно - гигиенических правил организации учебно - воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

- За виновное причинение школы или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей классный руководитель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

  1. Взаимоотношения

Связи по должности классного руководителя:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня.
6.2. Классный руководитель планирует свою работу на каждый учебный год, месяц и неделю. План работы на год утверждается заместителем директора по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
- Представляет заместителю директора по ВР письменный отчёт о своей деятельности в течение 3 дней по окончанию учебного года;

- Получает от директора школы и заместителя директора по ВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

- Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с учителями-предметниками, учащимися и их родителями.

- Организация работы с неуспевающими учащимися; анализ и самоанализ урока; как правильно организовать работу с родителями; методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или учитель наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио - своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.



© 2010-2022