Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог!

Помни, от тебя зависит многое -

И атмосфера в группе, и настрой ребят,

Ты не смотри на них глазами слишком строгими,

Простой улыбки от тебя они хотят.

Отдай им сердце, не скупись на милосердие.

Ведь для добра на свете создан человек.

Господь оценит твой талант, твоё усердие -

И в душах детских ты останешься навек!



"Эффективность учебного занятия - результат активной деятельности обучающихся»

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективное занятие».

Задачи:

  1. Определить критерии эффективности занятия.

  2. Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного занятия.

  3. Пополнить знания педагогов знаниями по проблеме.

  4. Создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Ход выступления:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Эффективность учебного занятия - результат активной деятельности обучающихся».

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технологий обучения позволяют говорить об эффективности занятий, являющихся стимулом к успеху, как педагогов, так и обучающихся. Результатом их проведения становится желание ребят посещать объединения дома творчества.


Вопрос для обсуждения

- Что значит слово "эффективность"?

Слово "эффективность" в переводе с латинского - "эфектос" - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность обучающихся на занятии, тем выше и результат занятия».

Вопрос для обсуждения

- Какое учебное занятие, по вашему мнению, можно считать эффективным?

Эффективное занятие - это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и обучающиеся становятся единомышленниками одного общего дела: педагог - учит, обучающийся хочет научиться.

При проведении эффективных занятий педагоги выполняют ряд требований:

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов, средств и способов обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- четкая организация занятия и мотивация детей на получение знаний;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Все перечисленные требования будут достигнуты при правильно поставленной цели и задачах - конкретных и выполнимых, а также разнообразном выборе средств и способов обучения, используемых на занятии.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.

Можно выделить три способа достижения эффективности занятия - это:

  • использование педагогических технологий;

  • учет интересов и мотивации детей;

  • а также профессиональный рост педагогов.

Обязательным условием любого занятия является создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят, сообщение в начале занятия не только темы, но и предполагаемого порядка этапов занятия, обсуждение с детьми в конце занятия, что «нового узнали», что понравилось (не понравилось), что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому, а также проводится оценка работы ребят, включая анализ того, как дети рассуждали, чему научились, что у них получилось, а что нет и почему.

На своих занятиях наши педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в приобретении знаний, стремятся выявить реальные интересы детей, ведут индивидуальную работу с каждым ребенком, учат детей самостоятельно планировать, анализировать, оценивать результаты своей работы и других, как воспитанников, так и педагогов. Все это способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

При проведении занятий педагоги должны использовать проблемные творческие задания, позволяющие детям самим выбирать вид и форму изучаемого материала (словесную, графическую, условно символическую).

Мотив любого эффективного занятия - получение знаний, учитывая интересы и мотивации детей от простого к сложному. При проведении занятий у обучающихся совершенствуются навыки логического мышления и понимания, формируется более прочное усвоение знаний, адекватная самооценка своих возможностей и способностей, повышается ответственность ребят не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Творческая атмосфера занятий дает больше возможностей для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, его внутреннего потенциала. Ребят привлекает в занятиях взаимопонимание, комфортная, доброжелательная обстановка. На таких занятиях они чувствуют себя понятыми и принятыми, увлечены общим делом и работают совместно с педагогом на результат каждого занятия. Эмоциональная атмосфера эффективных занятий помогает ребятам с удовольствием приходить на занятия объединений. Как сказал Виктор Федорович Шаталов: «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создавать атмосферу в группе, в которой невозможно не выучиться». Эту функцию стараются выполнять и наши педагоги.

Вопрос для обсуждения

- От чего зависит эффективность учебного занятия?

От чего же зависит эффективность занятия?

Эффективность зависит от:

  • Конкретности поставленной цели и задач

  • Заинтересованности педагога и обучающихся

  • Результативности

  • Качества преподаваемого материала

  • Формирования умений и навыков

  • Разнообразия методов и приемов

  • Эмоциональной подачи материала

  • Организации индивидуальной работы

  • Выбора типа занятия

  • Прогнозирования результата занятия

  • Особенностей группы

  • Мастерства педагога

  • Доступность материала

  • Активной работы обучающихся

  • Творчества

  • Применения ИКТ

  • Сотрудничества педагога и обучающихся

  • Процесса сопровождения

  • Насыщенности занятия

  • Обратной связи

  • Наименьших затрат

  • От личности педагога

  • Стиля общения

  • Достижения целей

  • Подведения итогов и оценивания

- Может быть, и это не все. Каждый вправе добавить. Ведь они меняются в зависимости от требований времени.

Деятельность каждого педагога должна быть сопряжена с творческим подходом. Педагог, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать.

Эффективность занятия способствует развитию познавательного интереса обучающихся. Познавательный интерес - это важнейший мотив учения обучающихся, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на занятиях, в их эмоциональных реакциях.

Эффективность любого занятия определяется не тем, что дает детям педагог, а тем, что они взяли в процессе обучения.

6


© 2010-2022