Методическая разработка Здоровьесберегающие технологии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Краснобаковского района Нижегородской области


Здоровьесберегающие технологии

выступление на педагогическом совете


Методическая разработка Здоровьесберегающие технологии




Социальный педагог

Малышева Галина Ивановна







2014 год



Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Поэтому неслучайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ объявлено о приоритете жизни и здоровья человека, а в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» впервые чётко определено, что включает в себя это понятие, как должны строить свою деятельность в плане охраны здоровья обучающихся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В свою очередь наше образовательное учреждение вопросам охраны здоровья обучающихся и воспитанников всегда уделяло и в настоящее время уделяет особое внимание, учитывая уже то, что мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сберечь здоровье у детей - Немаловажная забота.

Все посвящаем в школе ей: Уроки и внеклассную работу.

Речь пойдёт о здоровьесберегающих технологиях и методиках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под здоровьесберегающими технологиями обучения мы понимаем комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Используемые нами здоровьесберегающие технологии мы подразделяем на несколько групп.

I блок - гигиенические технологии:

•контроль за обеспечением состояния зданий и помещений школы-интерната в соответствии с гигиеническими нормативами;
•контроль за состоянием оснащенности кабинетов, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• оснащение медицинского кабинета необходимым оборудованием;
• оснащение школьной столовой необходимым оборудованием;
• организация качественного питания;
• подбор квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися и воспитанниками (медицинские работники, учителя, воспитатели, психолог, логопед, педагоги с дефектологическим образованием и т.п.).

Указанные технологии мы используем в целях обеспечения здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения, которая представлена различныи объектами: например

  • медицинский блок (кабинет для приёма больных детей, процедурная, два изолятора), Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

  • спортивная площадка,

  • игровая площадка,

  • столовая,

  • учебные кабинеты оснащены разноростовой мебелью, специальными светильниками над классными досками,

  • столярная мастерская оснащена соответствующим оборудованием и вытяжной вентиляцией,

  • кабинет для занятий лечебной физкультурой,

  • кабинет психомоторики и сенсорных процессов,

  • кабинет психолога,

  • кабинет СБО,

  • логопедический кабинет,

  • компьютерный кабинет,

  • пришкольный участок для выращивания с/х культур,

  • банно-прачечный комбинат.

II блок - физкультурно-оздоровительные технологии, а именно:

  • полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

  • организация занятий по ЛФК (при нарушении осанки; при плоскостопии; при сколиозе; общеукрепляющие упражнения);

  • организация часа активных движений (динамической паузы) между 4 и 5 уроками;

  • организация физкультурных пауз на уроках;

  • создание условий и организацию работы спортивных секций;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, соревнования, туристические походы и т.п.);

  • утренняя зарядка,

  • прогулки на свежем воздухе.

Особо здесь хочется выделить утреннюю гимнастику, туризм, спортивные соревнования различной направленности.

III блок - учебно-воспитательные технологии или технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, сюда мы включаем:

  • программы, направленные на обучение грамотной заботе о своем здоровье, на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек (программа «Уроки жизни» под редакцией Сековец Л.С., программа курса ОБЖ),

  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.,

  • выпуск санбюллетеня по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек.

Среди представленных технологий заслуживает внимания программа «Уроки жизни» под ред. Л.С.Сековец, направленная на обучение воспитанников грамотной заботе о своем здоровье, на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек.

IV блок - технологии, обеспечивающие профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников:

  • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

  • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
    регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;

  • введение карт здоровья каждого ученика: Наблюдение учащихся ведется по этапной скрининг программе:1 этап - доврачебное обследование (выполняется школьной м/с), 2 этап- плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год, 3 этап- ежегодная диспансеризация - осмотр детей специалистами областной детской больницы. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития;

  • создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами: психологом школы проводятся психологическое диагностирование учащихся по изучению учебной мотивации, пластичности или регидности, темпа реакций, экстраверсии или интроверсии, наблюдательности, активности, внимания (устойчивое/неустойчивое), профессионального самоопределения. Результаты диагностирования фиксируются в психологическом паспорте школьника;

  • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей

V блок - экологические здоровьесберегающие технологии.

Направленность этих технологий мы видим в создании природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой:

  • обустройство пришкольной территории,

  • зеленые растения в классах,

  • участие в природоохранных мероприятиях,

  • общественно-полезный труд во внеурочной деятельности,

  • с/х труд на пришкольном участке.

Более подробно необходимо рассказать о VI блоке - здоровьесберегающие технологии учебной деятельности, которые мы подразделяем на три вида:

Первый вид - организационно-педагогические технологии:

  • структурирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными правилами и нормами: организация оздоровительных режимных моментов (зарядка, физкультминутки и т.д.) и организация учебных занятий, факультативных и индивидуальных занятий, кружков, спортивных секций в течение дня), расписание уроков предусматривает чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся, что способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний,

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки: оптимальный уровень заданий на уроках, во внеурочное время и домашних заданий;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства)

Например, мы структурируем учебно-воспитательный процесс в соответствии с санитарными правилами и нормами, соблюдаем гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки.

Второй вид - психолого-педагогические технологии, которые используются учителями непосредственно на уроках:

  • организация уроков с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся: неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке;

  • педагогика сотрудничества,

  • игровые технологии,

  • технологии уровневой дифференциации,

  • групповые технологии

  • построение образовательного процесса на индивидуальной основе - учитель ведёт обучение с учётом типологических особенностей ученика, учитывая тип темперамента, преобладающий тип памяти, и др.), с учётом возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств, обеспечивая тем самым действительно индивидуальный подход к обучению;

  • обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту

Среди перечисленных технологий наибольшее предпочтение при планировании урока учителя отдают организации учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, построению образовательного процесса на индивидуальной основе, обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

Кроме того мы считаем, что основными компонентами здоровьесберегающей направленности урока являются:

  • личностная ориентированность;

  • психологическая и физическая безопасность;

  • гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность.

Учитывая указанные выше компоненты здоровьесберегающей направленности урока, мы используем соответствующую методику, которая включает:

Например,

  • позитивное сотрудничество, основанное на методических приёмах договора с учеником об ошибках,

  • обращение учителя к знаниям и опыту учащихся, их мнению;

  • установление обратной связи,

  • создание ситуации выбора способа действия,

  • использование ролевых и деловых игр,

  • создание ситуации успеха;

  • индивидуализация процесса обучения,

  • опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся;

  • оценка успешности учебной деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения,

  • активизация интереса детей к содержанию урока путём привнесения сюрпризных моментов;

  • привлечение детей к развёрнутой оценке результативности урока, их собственных действий и действий других учеников.

По- нашему мнению здоровьесберегающая методика обучения предполагает определённые критерии рациональной организации урока, с которыми можно познакомиться, заглянув на наш сайт.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Соблюдение гигиенических условий в классе

Нормальная температура, влажность, освещённость класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных раздражителей

2

Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу)

не менее 60 % и не более 75-80 %

3

Число видов учебной деятельности

4-7

4

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

5

Частота чередования различных видов учебной деятельности: опрос устный, письменный, чтение, рассказ и др.

Норма - 4-7 видов за урок, смена через 7-10 мин

6

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

не менее 3

7

Чередование видов преподавания

через 10-15 мин

8

Использование методов, способствующих активизации обучающихся

Свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, игра, обсуждение в группах, самооценка и др.

9

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

10

Наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и др.)

2-3

11

Чередование поз

поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся

12

Физкультминутки

Одна- две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

13

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

14

Содержательная часть урока

Наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

15

Мотивация деятельности

Поддержка, похвала, оценка, радость от активности и др.

16

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее, чем через 30 мин

17

Соблюдение рационального темпа урока

Недопустимы быстрый темп, «скомканность» завершения урока, задержка учащихся в классе после звонка.

Предусматривается время на комментарии по домашнему заданию.

Третий вид - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, под которыми мы подразумеваем технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда мы относим программы:

  • по психомоторике и развитию сенсорных процессов,

  • по социально-бытовой ориентировке,

  • по логопедии,

  • по ритмике,

  • по социальной и семейной педагогике, к участию в которых мы стараемся привлекать не только педагогов и школьников, но и их родителей (законных представителей);

  • разнообразные социально-психологические тренинги,

  • психологическую диагностику,

  • психолого-медико-педагогический консилиум.


В качестве оценки здоровьесберегающей деятельности в работе учителя мы используем следующие критерии:

  • включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;

  • отслеживание соответствия СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса: частично - на переменах, сквозного - до и после занятий;

  • обеспечение прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;

  • обеспечение интереса к предмету и уроку;

  • обеспечение настройки учеников на урок;

  • обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

  • обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;

  • планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;

  • проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;

  • постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;

  • соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;

  • реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватных ребёнку по сложности заданий, умение показать успешность ученика;

  • обеспечение дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным;

  • контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Каков же результат здоровьесберегающей деятельности нашего учреждения?

За последние три года:

-существенно вырос уровень качества обучения с 26% до 45%, уровень сформированности речевых умений и навыков с 44 % до 76%; уровень сформированности знаний воспитанников о здоровом образе жизни с 40% до 85%;

-с каждым годом растёт уровень развития психических процессов школьников (внимание, мышление, память, эмоциональная устойчивость);

- увеличилось количество детей, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья. Параллельно с этим уменьшилось количество детей освобождённых от занятий физкультурой;

-уменьшилось количество пропусков занятий учащимися по болезни. Радуют нас и результаты диспансеризации: улучшение зрения, осанки школьников, уменьшение хирургических и соматических заболеваний. Высокие результаты участия наших обучающихся в спортивных соревнованиях, также свидетельствуют об улучшении состояния их здоровья.




© 2010-2022