Положение о самообразовательной деятельности учителей

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Положение

о работе педагогов

над темами самообразования

I. Общие положения


1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителей предметников, классных руководителей, воспитателей и других педагогических работников гимназии над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.
1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.


II. Цель и задачи


2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
2.2. Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие в гимназии инновационных процессов.


III. Порядок работы над темой самообразования


3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы гимназии;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,
2) затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога;
3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
3.3. Каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы над темой самообразования.
3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.

Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании кафедры или ЦМО, методического совета, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытый урок.
3.5. Заместитель директора по учебно-методической работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

3.6. Руководители кафедр и цикловых методических объединений ведут учет тем самообразования членов кафедры или ЦМО, отслеживают результативность работы над темами самообразования, включают в планы работы кафедр и ЦМО отчеты педагогов о работе над темами самообразования в различной форме.
3.7. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно - методической разработки.
3.8. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
3.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован в гимназии и других учреждениях образования к распространению на различных уровнях.
3.10. Положение сопровождается приложениями:
а) Примерный план работы педагога над темой самообразования (приложение 1)

б) примерный план отчета по самообразованию (приложение 2)

в) примерное содержание папки по самообразованию (приложение 3)










Приложение 1

Примерный план работы педагога по самообразованию


Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагно­стический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме

1-й год

работы над

темой

II. Прогно­стический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

1-й год

работы над

темой

III. Практи­ческий

1. Внедрение ППО, системы мер, направлен­ных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы

2-й год;

(3-й), (4-й)

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

3-й год,

(4-й), (5-й)

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Приложение 2

Примерный план отчета по самообразованию в период

реализации мероприятий практического этапа.

1. Обоснование выбора темы.

2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению про­блемы.

4. Какая предусмотрена (или реализуется) сис­тема мер для решения педагогом проблемы в конк­ретных условиях.

5. Какой предполагается результат и форма его представления.

Ф.И.О. педагога

Должность, предмет

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность

по реализации

темы

Приложение 3

Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист

  1. Содержание

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 2-5 лет.

  • Изучение психолого-педагогической литературы

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

  • Участие в системе методической работы гимназии

  • Участие в системе методической работы города и области

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой

  • Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)

  • Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)

7. Материалы работы над единой методической темой гимназии

  1. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.





Памятка для педагогов по организации самообразования

Основные направления, в которых учи­телю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

  • правовое;

  • эстетическое (гуманитарное);

  • историческое;

  • иностранные языки;

  • политическое;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Результат самообразования


В личном плане самообразования учителя обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования учителя на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);

  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);

  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;

  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов;

  • педагогических разработок;

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).



Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;

  • степень обоснованности содержащегося мате­риала;

  • глубину и практическую значимость материала;

  • наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

  • способ подачи материала

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:


  • в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом учителя-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);

  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.

Лист рефлексии с установкой на само­развитие


1. На основе сравнительной самооценки вы­берите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) дисциплинированный,

2. За что вас ценят коллеги?

а) за ответственность;

б) за умение отстаивать свою позицию;

в) за эрудированность, умение быть ин­тересным собеседником.

3. Что вам больше всего мешает профес­сионально совершенствоваться?

а) недостаток времени;

б) отсутствие подходящей литературы и условий;

б) недостаток силы воли и упорства.

4. На основе сравнительной самооценки вы­берите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) требовательный;

б) настойчивый;

в) снисходительный.

5. На основе сравнительной самооценки вы­берите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) решительный;

б) сообразительный;

в) любознательный.

6. На основе сравнительной самооценки вы­ берите, какие качества у вас развиты в большей степени:

а) сила воли;

б) упорство;

в) обязательность.

7. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

а) занимаюсь любимым делом;

б) читаю;

в) провожу время с друзьями.

8. Что для вас в последнее время представ­ляет познавательный интерес?

а) методические знания;

б) теоретические знания;

в) инновационная педагогическая дея­тельность.

9. Каким вас считают ваши друзья?

а) справедливым;

б) доброжелательным;

в) отзывчивым.

10. Какой из трех принципов вам ближе всего?

а) «Жить надо так, чтобы не было му­чительно больно за бесцельно прожитые годы»;

б) «В жизни всегда есть место самосовер­шенствованию»;

в) «Наслаждение жизнью - в творчестве».

11. Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) человек с сильным духом и крепкой волей;

б) человек творческий, много знающий и умеющий;

в) человек независимый и уверенный в себе.
12.Удастся ли вам в профессиональном пла­не добиться того, о чем вы мечтаете?

а) думаю, что да;

б) скорее всего, да;

в) как повезет.

13.Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?

а) путешествовал бы по всему миру;

б) построил бы частную школу и зани­мался любимым делом;

в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.



Критерии эффективности самообразования.

В них может быть учтено следующее:

1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

3. Имеет место научная обоснованность плана

4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

  • Конкуренция. Ведь не секрет, что многие родители, приводя ребенка в гимназию, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?


Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), газеты, журналы

  • Интернет

  • Курсы

  • Семинары и конференции

  • Мастер-классы

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Курсы повышения квалификации

  • Путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Организация процесса самообразования

Любая тема, над которой работает учитель, должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя.

Самообразование включает:

  • научно-исследовательскую работу по определённой проблеме;

  • изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педсоветах, семинарах, конференциях, заседаниях методического объединения;

  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

Примерные темы для самообразования


  1. Формирование творческой личности.

  2. Организация работы с одарёнными детьми.

  3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.

  4. Особенности групповой работы с учащимися во вне­урочное время.

  5. Технология индивидуальной работы с учащимися.

  6. Формирование коммуникативной компетентности уча­щихся.

  7. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

  8. Формы физического воспитания школьников во вне­урочное время.

  9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

  10. Организация профориентационной работы в школе.

  11. Пути взаимодействия классного руководителя и пси­холога по изучению личности учащихся.

  12. Игра как важное средство воспитания школьников.

  13. Игровые моменты на уроках математики.

  14. Развитие культуры речи на уроках литературы.

  15. Развитие активности, самостоятельности, ответствен­ности школьников на основе деятельностного подхода к обучению.

  16. Развитие личности ребёнка, его способности, моти­вация учения и учебной деятельности.

  17. Информационные технологии обучения школьников.

  18. Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.

  19. Пути совершенствования работы по преемственности между I и II ступенями общего среднего образования.

  20. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся V классов.

  21. Изучение психологических особенностей младших школьников - важное условие повышения эффективно­сти обучения и воспитания.

  22. Эффективные средства развития критического мыш­ления школьников.

  23. Проектная деятельность школьников.

  24. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятель­ности.

  25. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.

Анкета для учителей по самооценке своей деятельности

1. Связываете ли Вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
2. Возможно, Ваши затруднения связаны с тем, что Вы овладели не всеми способами, методами, приемами активизации учащихся в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
3. Представляет ли для Вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать

проблемные ситуации в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
4. Часто ли Вам удается на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
5. Часто ли удается Вам на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
6. Представляет ли для Вас трудность осуществлять дискуссию на уроках?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
7. Владеете ли Вы умениями рассматривать явления, факты, события в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
8. Всегда ли и во всех классах удается Вам составить задания различной степени сложности для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
9. Часто ли Вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
10. Удается ли Вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческим понятиями?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
11. Представляет ли для Вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по Вашему предмету?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
12. Трудно ли Вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
13. Всегда ли Вам удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
14. Можете ли Вы оценить свои удачи на уроке, определить то, что удалось Вам больше всего?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
15. Можете ли Вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
16. Всегда ли удается Вам увидеть недостатки тех уроков, которые Вы посещаете (уроки Ваших коллег)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)

План работы учителя _____________ над темой по самообразованию ________________________ на _______ учебный год

Направление деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы.

Август

2

Составление плана работы над темой

Сентябрь

3

Составление списка литературы по теме

Сентябрь

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

В течение года

6

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

7

Разработка плана подготовки учащихся к олимпиаде

Сентябрь

8

Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов /к зимней и летней сессиям/

Декабрь,
апрель

9

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

10

Подготовка выступлений на заседания кафедры

По плану
работы кафедры

11

Участие в предметной неделе

Ноябрь

12

Систематизация материалов по теме «_________»

Апрель

13

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании кафедры

Май

Памятка по анализу самообразовательной работы учителей в методическом объединении.

В ходе анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Имеется ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема для самообразования?

2. Насколько она связана с общешкольной методической темой?

3. Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?

4. Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы, методических рекомендаций, реферата и т.д.

Можно предложить учителям самостоятельно оценить работу своего методического объединения. Они заполняют анкету, отвечая на вопросы которой, каждый педагог оценивает различные мероприятия методического объединения по трем позициям.

1. Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла - очень полезно и интересно; 2 балла - полезно частично и интересно; 1 балл - не полезно, но интересно; 0 баллов - и не полезно, и не интересно.

2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла - активный участник; 2 балла - участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл - присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов - на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.

3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный - «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему».

Работа по темам самообразования как необходимое

условие повышения педмастерства учителей.

В условиях массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Большую роль играет работа по самообразованию учителя. Учителя лицея активно работают по темам самообразования: выписывают и изучают необходимую литературу, используют ресурсы Интернет, повышают своё профмастерство на методических семинарах различных уровней. В этом учебном году годовым планом работы лицея предусмотрено также взаимопосещение уроков учителей, выступления на педагогических чтениях, отчёты по темам самообразования. В качестве теоретической базы учителям членам инновационно-технологического МО предлагаются эти рекомендации.

Действия педагога в процессе самообразования:

  • принятие решения о необходимости самоизменения;

  • разработка программы самосовершенствования;

  • работа по реализации программы;

  • корректировка хода работы или самой программы при необходимости;

  • самоанализ выполнения программы;

  • постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

Принципы построения программы:

  • научность;

  • реалистичность;

  • прогностичность;

  • целостность;

  • актуальность;

  • оптимальность;

  • контролируемость.

Учитель должен знать

  • историю возникновения технологии, по которой работает;

  • теоретическое обоснование новых результатов;

  • проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;

  • результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;

  • методы и приемы, использующиеся в данной технологии;

  • методы и приемы работы учащихся;

  • этапы освоения технологии учителем и учащимися.

Учитель должен уметь разработать:

  • модифицированный вариант учебной программы;

  • календарно - тематическое планирование;

  • планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;

  • содержание учебных проектов;

  • задания для учеников к учебным проектам;

  • новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

Учитель должен уметь применять на практике:

  • методы и приемы новой технологии;

  • проводить учебные занятия различных типов;

  • анализировать занятия и вскрывать недостатки;

  • обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;

  • проводить самоанализ;

  • оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;

  • осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

  • цели профессионального развития;

  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;

  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • получение консультаций;

  • обсуждение возникших проблем с коллегами;

  • взаимопосещение уроков;

  • работа по апробации полученных знаний на практике;

  • участие в системе школьной методической работы;

  • самообобщение результатов работы;

  • передача собственного опыта коллегам и др.

Следующий этап - работа по реализации плана:

  • консультативная помощь;

  • коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;

  • анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;

  • обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

Результаты:

  • выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;

  • публикации в печати.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста

Самообразовательная работа над рефератом по теме

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор в Интернете информации по теме

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег

Изучение информационно-компьютерных технологий

Общение с коллегами в ОУ, городе и в Интернете

Участие в конкурсах в Интернете

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Вопросы для изучения


Да

Нет

Частично

Итог наблюдения

1

Использование педагогами современных программ


2

Использование педагогами современных технологий


3

Использование педагогами разнообразных форм организации работы с детьми


4

Участие педагогов в методической работе ОУ


5

Участие педагогов в открытых мероприятиях


Критерии эффективности самообразовательной деятельности

1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2. Качественно составлен план: правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент

3. Имеет место научная обоснованность плана

4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

6. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

7. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

8. Формируются компетентности: социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования)

9. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

10. Присутствует системный подход к самообразованию
11. Актуальность выбранной темы по самообразованию
12. Имеется анализ результатов и апробирования их на практике
13. Наличие разработанных или изданных методических посо­бий, статей, учебников, программ, сценариев, исследо­ваний

14. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии

15. Разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения

16. Доклады, выступления, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

17. Разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям



п/п

Критерии эффективности самообразовательной деятельности

2

1

0

1.

Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2.

Качественно составлен план: правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент

3.

Имеет место научная обоснованность плана

4.

Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5.

Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

6.

Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

7.

Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

8.

Формируются компетентности: социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования)

9.

Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

10.

Присутствует системный подход к самообразованию

11.

Актуальность выбранной темы по самообразованию

12.

Имеется анализ результатов и апробирования их на практике

13.

Наличие разработанных или изданных методических посо­бий, статей, учебников, программ, сценариев, исследо­ваний

14.

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии

15.

Разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения

16.

Доклады, выступления, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

17.

Разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям


Общее количество баллов:


2 балла - да 1 балл - частично 0 баллов - нет

п/п

Критерии эффективности самообразовательной деятельности

2

1

0

1.

Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2.

Качественно составлен план: правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент

3.

Имеет место научная обоснованность плана

4.

Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5.

Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

6.

Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

7.

Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

8.

Формируются компетентности: социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования)

9.

Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

10.

Присутствует системный подход к самообразованию

11.

Актуальность выбранной темы по самообразованию

12.

Имеется анализ результатов и апробирования их на практике

13.

Наличие разработанных или изданных методических посо­бий, статей, учебников, программ, сценариев, исследо­ваний

14.

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии

15.

Разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения

16.

Доклады, выступления, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

17.

Разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям


Общее количество баллов:


2 балла - да 1 балл - частично 0 баллов - нет



© 2010-2022