Статья Развитие школьного IT-пространства

Информатизация образования на современном этапе рассматривается как часть процесса информатизации общества, как «процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей  обучения и воспитания» [1]. Социальные реалии настоящего времени таковы, что информатизация в сфере образования должна опережать информатизацию других направлений обществ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Габдурахимова Т.М. зам. директора МБОУ «Школа№8» г.Нижнекамск, РТ.


Развитие школьного IT-пространства

Введение

Информатизация образования на современном этапе рассматривается как часть процесса информатизации общества, как «процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [1]. Социальные реалии настоящего времени таковы, что информатизация в сфере образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Информатизация образования - очень емкое понятие, оно предполагает, конечно же, не только увеличение количества компьютеров и пропускной способности сетей, но и смену всей образовательной парадигмы школ, возникновение и освоение новых технологий работы с информацией, включает в себя и появление новых форм внешней самопрезентации образовательного учреждения. Разумеется, сайт - не единственная форма информационного представительства образовательного учреждения: есть буклеты, информационные справочники и пр., но именно сайт школы, по-нашему мнению, при грамотном проектировании, разработке и содержательной поддержке, может быть достаточно мощным инструментом, представляющим «вовне» те данные, которые школа готова сообщить о себе, и способным аккумулировать многообразную и многоаспектную информацию. Для этого, в первую очередь, он должен быть грамотно создан.

А.В.Хуторский подчеркивает, что школьный сайт может быть серьезным, занимательным, дискуссионным или даже озорным и должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. «Основой его разработки должна быть целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одно ее направление, например, информационное» [3].

Сайт учебного заведения в сети Интернет - сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Можно ли сайт рассматривать лишь как технологическую проблему? Мы уверены: нет, нужно понимать, что только техническими вопросами дело не ограничивается. Это вопросы в большей степени контентные. Сама сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию школьных сайтов и педагогическая составляющая является для них главной.


Содержательные особенности сайта МБОУ «Школа №8»

г. Нижнекамска

В процессе создания, функционирования, развития сайт администрацией школы №8 г. Нижнекамска рассматривался комплексно, с различных точек зрения:

  • как организационно-управленческая проблема (на начальном периоде - проектирование сайта, создание команды);

  • как информационно-технологическая проблема (определение круга потенциальных пользователей, их информационных запросов, информационная структура, дизайн, техническое решение);

  • как инструмент взаимодействия и самопозиционирования (размещаемые материалы, представление уникальности, неповторимости школы, ее опыта в различных областях деятельности, создание летописи школы);

  • как педагогический инструмент (возможности организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагогов и учащихся, представление продуктов их деятельности и достижений);

  • как инструмент формирования информационной культуры участников образовательного процесса.

На первом этапе проектирования был проведен сетевой мониторинг существующих школьных сайтов, в результате которого мы для себя нашли ответы на следующие концептуальные вопросы: «Зачем нашей школе нужен сайт?», «Что может наша школа получить благодаря наличию хорошего сайта?»

На втором этапе была проведена работа с информационными пользователями школьного сайта, ведь именно их информационные запросы и должны определить особенности структуры, содержательного наполнения школьного сайта.

Структура информационных пользователей нами была определена следующим образом:

  • родители (обучающихся, будущих учеников),

  • ученики (учащиеся школы, готовящиеся к поступлению, выпускники),

  • руководство (органы управления образованием, администрация других школ),

  • учителя (педагогический коллектив школы, профессиональное сообщество, учителя в поисках вакансий),

  • потенциальные партнеры (культурно-образовательные, деловые).

На третьем этапе прошла работа по формированию структуры сайта, в настоящее время она выглядит следующим образом.

1. Информация об образовательном учреждении (Главная). Общая информация о школе. Нормативно-правовая база школы. Публичный отчет школы.

2. Новости. Раздел содержит краткую информацию о жизни школы и всей областной образовательной системы в целом.

3. Деятельность образовательного учреждения.

4. Организационная деятельность:

  • повышение квалификации;

  • аттестация педагогических кадров.

5. Организационно-методическая деятельность (конференции, семинары, совещания, конкурсы, олимпиады, проекты и т.д.).

6. Приказы.

7. Инструктивно-методические и информационные письма.

8. Методические рекомендации.

9. Учебно-методические материалы.

10. Элективные курсы.

11. Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

12. Информатизация системы образования (паспорт информатизации школы, актуальность, цель, задачи, результаты).

13. Дистанционные курсы повышения квалификации.

14. Наши достижения.

15. Спортивная жизнь школы.

16. Интерактивный дневник.

17. Ученикам.

18. Учителям.

19. Родителям.

20. Блоги (директора школ, учительский, классный).

21. Выпускникам.

22. Вопросы и ответы ("Горячая линия").

23. Форум.

24. Объявления.

25.Ссылки на другие материалы, сайты и др.

Можем ли мы считать свой сайт работающим и справляющимся со своими задачами на 100 процентов? Да, достигнуто многое в процессе реализации Программы информатизации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Нижнекамска. В настоящее время информационное пространство школы представлено тремя составляющими: физической, психологической, интеллектуальной.

Основой физической составляющей информационного пространства школы являются кабинеты информатики и компьютеризированные рабочие места. Кроме того, в состав информационного пространства входит библиотека (с небольшой медиатекой). К информационному пространству школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проекторы, видеомагнитофоны, DVD-плеер), программное обеспечение образовательного процесса.

К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организуются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.

Важной частью функционирования информационного пространства учебного заведения является проектная деятельность учащихся, а также использование современных телекоммуникационных технологий администрацией школы.

Далеко не случайно МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан неоднократно в 2012, 2013 гг. награждалась Грамотой оргкомитета общероссийского проекта «Школа цифрового века» за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения в проекте. И все же считать задачу создания сайта, максимально отвечающего всем требованиям сегодняшнего дня, наверное, нельзя. Необходимо более полно представлять трансляцию школьных событий - с использованием видеоматериалов, на страницах электронной школьной газеты, в видеовыпусках школьных новостей. В контексте активизации работы научной составляющей образовательного процесса школы (научное общество учащихся, сотрудничество с вузами и другими образовательными учреждениями) необходимо размещать творческие, исследовательские проекты учеников и педагогов в специальных блогах. С целью повышения эффективности учебно-образовательного процесса школы, повышения ее престижа необходимо размещать на сайте разработанные педагогами предметные дистанционные курсы, элективные курсы. Курсы должны включать в себя лекции, тестовые задания, цифровые образовательные ресурсы, работу в форуме и др. матералы. Курсы будут работать гораздо эффективнее при наличии поддержки - информационного пространства для onlin-тестирования. Все вышеназванные моменты предполагают качественное и положительное развитие ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса - как педагогов, так и учащихся, обеспечение их доступа к полноценным и содержательным информационным ресурсам.

Использованная литература


  1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005. - 406 с.

  2. modle.org

  3. Философия Moodle. docs.moodle.org/ru/Философия

5

© 2010-2022