Урок как среда взаимодействия

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Урок как среда взаимодействия».

Еще 25 веков назад китайский мудрец Лао- Цзы

увидел причину властвования рек и морей над всеми

горными потоками, вливающимися в них, в том, что

они находятся ниже гор. И мудрец, желая быть над

людьми, становится ниже них; желая быть впереди,

становится позади, хотя его место над людьми, они

не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними,

они не считают это несправедливым.

Урок, рожденный более 300 лет тому назад и прошедший длинный и трудный путь развития, сегодня представляет собой очень сложную, многоуровневую и полиструктурную дидактическую систему, овладеть которой в совершенстве удается далеко не каждому учителю.

Школьная среда является частью образовательной среды, и урок представляет собой локальный уровень той среды, в которой протекает основная школьная жизнь учителя и ученика. Именно на уроке происходит встреча учителя и ученика как обучающего и обучающегося, перерастающая затем в процесс обучения. Именно на уроке они совместно начинают проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит, и развитию.

Взаимодействие - это взаимная связь двух явлений (С. Ожегов), процесс воздействия объектов друг на друга, взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого, универсальная форма движения и развития.

Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических).
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает - дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости.
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее.

Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение учителя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях - все это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения, способствует выработке у учащихся стремления подражать примеру учителя. В результате умелое , общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...». Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общений.
Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только посредством обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств массовой информации, общественно полезного труда, спортивных, игровых и других внеучебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание призваны все более умело учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным.

Работа, да и значительная часть жизни учителей проходят на глазах у детей. А дети, такова уж их особенность, народ всевидящий и всеслышащий. Они все подмечают и все впитывают в себя. Не остаются без внимания даже мелочи, которые мы, взрослые, не замечаем: как учитель входит в класс, с чего начинает урок, как реагирует на эмоции учеников. Чем дольше длится взаимодействие, тем более сложные нюансы фиксируют школьники. Как учитель относится к «сильным» и «слабым» по его предмету? Одинаково уважительно? Или с одними - радушен и приветлив, а с другими - холоден и строг? Как он слушает ответы учеников, допускает ли возражения и иные точки зрения? Умеет ли шутить и понимает ли юмор?

Педагог же зачастую, в силу повседневной текучки или бытовых забот, просто не замечает многие нюансы своих отношений с учениками.

Попробуем определить условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика.

Первым условием из них является целенаправленное планирование урока, когда все его компоненты (цель, содержание, методы, средства и формы) тщательно продуманы и подобраны так, что все они вместе или в отдельности способствуют созданию на уроке среды взаимодействия. Взаимодействие учащихся и учителя - это развивающее и развивающееся явление.

На современном этапе образования на первый план выходит самоценность ребенка. Ребенок является субъектом своего развития, когда из школьника превращается в учащегося, то есть в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Помочь ученику раскрыть способности, увидеть свои возможности, овладеть учебными действиями и рефлексией - одна из важных задач учителя.

Двусторонний процесс предполагает взаимодействие учителя и ученика на уроке как обмен опытом познания, как обмен содержанием.

С одной стороны, учитель:

  • Организует работу ученика с различной информацией;

  • Сам выступает носителем социокультурных образцов;

  • Реализует свой опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки;

  • Добивается освоения учеником общепринятого содержания, опираясь на его субъектный опыт.

С другой стороны, ученик:

  • Имеет разрозненные представления, относящиеся к разным областям знаний;

  • Сравнивает их с образцами в получаемой им из разных источников информации;

  • Выходит на новый образовательный продукт.

Вторым условием создания на уроке среды взаимодействия является учет факторов, влияющих на состояние ученика (актуальный уровень интересов и потребностей ученика, качественный состав классного коллектива, взаимоотношения в коллективе, а также влияние на ученика средств массовой информации, социума, отношение ученика и его семьи к школе в целом и конкретному предмету в частности).

Третьим условием создания на уроке среды взаимодействия учителя и ученика является организация образовательного процесса.

На уроке выстраивается определенная схема взаимоотношений, и во многом от качества этих взаимоотношений и определяется эффективность самого урока. Ученик, в большинстве своем, не стремиться к усвоению материала, он, совершенно естественно предпочитая расслабление напряжению, выстраивает определенную психологическую защиту против всего того, что происходит на уроке. Ребенок уже до звонка настроил свою психологическую программу таким образом, чтобы всячески защищаться от возможной агрессии как со стороны учителя, так и со стороны учебного материала. Настроенная программа довольно эффективно работает, определяя ту или иную форму защиты: например, ученик замыкается на себе, невольно отключая любые источники поступления информации, или ведет себя вызывающе на уроке, пытаясь таким образом переиграть учителя в агрессии. Предугадывая у данного учителя агрессию, ребенок атакует первым, пытаясь защититься.

Что учитель бывает агрессивным по отношению к ребенку - это понятно: он спрашивает, обращается исключительно в форме повелительного наклонения, ставит оценки, заставляет выполнять задания и упражнения. Ученик в такой ситуации чувствует дискомфорт, который, соединяясь с печальным опытом ребенка, способствует развития негативного восприятия урока как формы работы в целом. Но агрессивен не только учитель. Агрессивен и материал, с которым сталкивается школьник. Изучение практически любой учебной дисциплины требует сосредоточенности, концентрации внимания, хорошей памяти, способности логически мыслить и прочих других необходимых условий. А что делать, если некоторые из условий ученик не может выполнить по своим психофизиологическим особенностям, связанным с его развитием, воспитанием, положением в семье? Вот тогда-то учебный материал, напрягающий ребенка своею сложностью, и становится агрессором. Методично выстроенный в учебную программу, он активно атакует неспособного к сопротивлению ребенка, постепенно давит его, и в результате мы имеем и школьные неврозы, и прогулы, и отказ от учебной деятельности.

Подружить школьника с уроком - задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательные результаты открываются не сразу: негативу ребенок все-таки долго и упорно сопротивляется. Главное в педагогике последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.

Именно конкретный педагог определяет в сознании ребенка образ преподносимого им предмета на многие годы, а нередко и на всю жизнь.

Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, перемещения по классу - все это составляет актерское мастерство учителя. Неожиданные ходы на уроке действуют на ребенка сильнее угроз, крика, двоек. Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребенок хочет все время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному.

На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу работы и праздника . Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности - создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а придя на урок, работал . И вся работа учителя должна быть направлена на это . Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности - словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

Ш.А.Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения - уроки именинникам . В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь. Надо понимать, что важна не столько форма и не содержание урока, а степень доверия ребенка учителю и учителя ребенку и культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка - не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

В завершение хотелось бы сказать всем учителям: «Так дарите же своим ученикам подарки - дарите ученикам свои уроки! Чем чаще вы будете делать подарки ему, тем больше будете получать отдачи в ответ».



© 2010-2022