- Преподавателю
- Директору, завучу
- Модель научно-методической работы в школе в современных условиях
Модель научно-методической работы в школе в современных условиях
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова М.П. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внутришкольная НПК «Урок как педагогический феномен»
Модель научно-методической работы в школе в современных условиях
Захарова М.П., заместитель директора
по научно-методической работе,
МБОУ «Амгинский лицей
имени академика Л.В. Киренского»
Амга 2015
Содержание
Введение
§1. Различные модели методической работы
§2. Модель методической работы школы в современных условиях
§3. Критерии эффективности НМР
Заключение
Введение
В условиях модернизации школьного образования, перехода на новое содержание образования возрастает роль школьной методической службы. Реалией сегодняшнего дня стала настоятельная необходимость в формировании профессионального педагогического сознания, способности педагогов обобщать и модернизировать содержание своей деятельности.
Однако, сегодня системы подготовки учителя и повышения его педагогического мастерства, подготовки к новым условиям деятельности и изменившимся требованиям общества, разрозненно подходят к решению этой задачи. Возникло противоречие между увеличением объема и остроты затруднений в работе учителя и руководителя школы и значительным отставанием методических служб всех уровней в снятии возникающих противоречий и решении возникающих проблем. Необходима не только целостная система модернизации методической работы школы и со школой на всех уровнях, но и ее ориентация на специфику того или иного образовательного учреждения, цели его деятельности, уровню предъявляемых к выпускнику требований.
Этим определяется актуальность выбранной темы: «Система научно-методической работы в школе в современных условиях».
Целью работы является разработка модели научно-методической работы в школе в современных условиях.
Задачи:
-
Анализ моделей методической работы в литературе;
-
Конструирование модели научно-методической работы в школе в современных условиях;
-
Определение критериев оценивания эффективности сконструированной модели.
§1. Различные модели методической работы
Рассмотрим возможные варианты организации модели методической работы в школе, предлагаемые представителями Санкт-Петербургской научной школы.
В предложенных схемах приняты следующие сокращения:
МС - методический совет
ПДС - постоянно действующий семинар
МО - методическое объединение
ТГ - творческая группа
ШМП - школа молодого педагога
ИГ - инициативная группа
ШПО - школа педагогического опыта.
-
Методическая служба на основе методических циклов и/или образовательных областей
-
Методическая служба на индивидуальной основе
-
Методическая служба на комплексной основе
-
Методическая служба на дифференцированной основе
-
Методическая служба на сравнительной основе работы микрогрупп
-
Методическая служба на диагностической основе
-
Методическая служба на основе инициативных групп
-
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Сопоставляя приведенные модели методических служб школ, можно сделать такие выводы:
-
Реализация каждой модели по отдельности не может обеспечить эффективности методической работы;
-
В современных условиях при организации методической работы в школе приведенные модели зачастую переплетаются, т.е. встречаются практически все приведенные виды деятельности.
-
При конструировании модели методической работы в школе необходимо, с одной стороны, учесть особенности всех перечисленных моделей, с другой стороны, осуществить синтез этих особенностей.
§2. Модель методической работы школы в современных условиях
При конструировании указанной модели необходимо рассматривать научно-методическую работу в школе как педагогическую систему, представляющую собой взаимосвязанную целостность таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы, средства.
2.1. Системообразующим компонентом является цель. Вычленим цель научно-методической работы: повышение научно-методической компетентности педагогов, обеспечение целенаправленности и организованности процессов развития образовательного учреждения.
2.2. Содержание НМР должно определяться актуальными направлениями развития образования. Нужно учитывать вызовы времени, руководствоваться стратегическими документами в образовании: Программа социально-экономического развития России до 2020 года («Стратегия-2020»), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и т.п. Сегодня введение ФГОС рассматривается как ответ на вызовы времени:
-
на зарождение новой цивилизационно-культурной реальности: от индустриального (массового) общества - к глобальному информационному сообществу;
-
на смену типов культурно-исторического наследования - от ситуации «учиться у прошлого» к ситуации «учиться у будущего»:
-
постфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у предков и людей старшего поколения (традиционное общество)
-
конфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у современников с опытом (индустриальное общество)
-
префигуративные культуры: взрослые учатся у современников и частично у детей, дети - избирательно у взрослых и продвинутых сверстников (информационное общество).
-
на смену доминирующих форм передачи коллективного опыта: от книжно-письменной культуры - к экранно-клиповой, которая имеет такие негативные последствия, как:
-
фрагментарность и мозаичность картины мира;
-
пониженная способность к анализу, к поиску смысла;
-
некритичность восприятия, неспособность к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, к репродукции;
-
лёгкость манипулирования сознанием;
-
неразвитость чувственной сферы, неуважение этических и эстетических норм;
-
склонность к простым решениям, к устранению проблем «кнопочным стилем»;
-
агрессивность, «пофигизм», склонность к употреблению наркотиков и алкоголизму;
-
ослабление способности к эмпатии, отсутствие развитого чувства ответственности.
Следовательно, содержание НМР должно быть направлено на разработку содержания, форм, методов (технологий), средств образования в таких новых условиях, или попросту говоря, в кризисное время. Если раньше школа имела одну методическую тему на 2-3 года, то сейчас трудно выбрать одну узкую тему: времена меняются очень быстро и так же быстро меняются тенденции, ориентиры и т.п. Поэтому система НМР должна быть мобильной, работать на опережение, уметь увидеть эти самые тенденции, ориентиры. Таким образом, для определения методической темы школы необходимо постоянно знакомиться со стратегическими и нормативными документами, программами и планами развития образования в целом по стране, а также в республике.
2.3. Методы НМР тоже должны меняться, так же как и технологии обучения учащихся: должно быть преобладание проектных, поисковых, исследовательских методов, технологий организации диспутов, дебатов, дискуссий, конференций. Проектирование должно касаться проектирования образовательных сред.
2.4. Формы НМР - необходимо преобладание коллективных форм: работа в командах, творческих группах и т.п.
2.5. Средства НМР - не только методическая литература и периодические методические издания, но как указывалось выше стратегические и нормативные документы образования.
§3. Критерии эффективности НМР
При введении эффективного контракта, наряду с принятыми сейчас показателями личных достижений педагогов, нужно вводить такие показатели, которые учитывали бы работу педагога в проектных группах с коллегами, вклад педагога в общее дело, в развитие образовательного учреждения.
Кроме этого необходимо оценивать активность, инициативность, креативность педагога, проявляющуюся в следующих видах деятельности:
-
самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;
-
самостоятельное приобретение новых знаний;
-
генерация собственных идей и уточнение их в общении с коллегами;
-
проверка действенности идей на практике;
-
приспособление новых знаний для решения собственных задач;
-
встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;
-
оценка полезности и эффективности новых знаний в сравнении с предыдущими.
Заключение
При конструировании модели НМР необходимо рассматривать научно-методическую работу в школе как педагогическую систему, представляющую собой взаимосвязанную целостность таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы, средства.
Системообразующим компонентом является цель. Вычленим цель научно-методической работы: повышение научно-методической компетентности педагогов, обеспечение целенаправленности и организованности процессов развития образовательного учреждения. Содержание НМР должно определяться актуальными направлениями развития образования. Нужно учитывать вызовы времени, руководствоваться стратегическими документами в образовании: Программа социально-экономического развития России до 2020 года («Стратегия-2020»), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС и т.п. Содержание НМР должно быть направлено на разработку содержания, форм, методов (технологий), средств образования в новых условиях, или попросту говоря, в кризисное время. Система НМР должна быть мобильной, работать на опережение, уметь увидеть эти самые тенденции, ориентиры. Методы НМР тоже должны меняться, так же как и технологии обучения учащихся: должно быть преобладание проектных, поисковых, исследовательских методов, технологий организации диспутов, дебатов, дискуссий, конференций. Формы НМР - необходимо преобладание коллективных форм: работа в командах, творческих группах и т.п. Средства НМР - не только методическая литература и периодические методические издания, но как указывалось выше стратегические и нормативные документы образования.
Для оценивания эффективности НМР наряду с принятыми сейчас показателями личных достижений педагогов нужно вводить такие показатели, которые учитывали бы работу педагога в проектных группах с коллегами, вклад педагога в общее дело, в развитие образовательного учреждения. Кроме этого необходимо оценивать активность, инициативность, креативность педагога.
Литература
-
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы
-
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
-
Государственная программа РС(Я) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы».
-
Эндзинь, М. П. Различные модели методической службы в развивающей школе Электронный ресурс. / М. П. Эндзинь // Режим доступа: iem.adm.nov.ru/mentor/0106endzin.html143.
-
Абдуллина С.К. Инновационные формы организации методической работы школы. Казань: КГПУ - 1999.