Управление профессиональным взаимодействием в организации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление профессиональным взаимодействием в организации

Если яйцо разбивается силой извне, жизнь прекращается.

Если яйцо разбивается силой изнутри, жизнь начинается.

Все великое всегда начинается изнутри.

Какой путь для развития выбрать, чтоб остаться на плаву в период реформ в образовательной системе?

Взаимодействие - вот ключевое слово, которое касается не только процесса управления образовательной организацией, но и повышения качества образования в школе.

Любой ли профессиональный рост будет "правильным двигателем"? В этом вопросе стоит согласиться с К.М. Ушаковым - прирост "социального капитала" организации гораздо важнее "капитала человеческого". Образование - это командный «вид спорта». А хорошее образование - это коллективный успех. Возьмем, к примеру, новые стандарты. Всеобщее заблуждение, что если учителя отправить на курсы, где его, кстати сказать, учить будут по старинке и выдадут свидетельство на 108 или 144 часа, то он сможет осилить ФГОС. Незамедлительные результаты - утопия. Такого в педагогике не бывает. На это нужны не часы, а годы. Четыре года тому назад, когда в нашем регионе перешли на ФГОС, понятно было, что это только цветочки, когда двух учителей начальной школы, учителя иностранных языков и учителя физической культуры нужно было в срочном порядке обучить работать по-новому. Ягодки ждут нас, когда эти дети придут в 5 класс. Тогда практически всей школе нужно будет работать в новых условиях. Это время пришло, в следующем учебном году нас ждет ФГОС ООО. Что сделано? Как использовать то, что есть, не ожидая поддержки со стороны? Еще тогда, четыре года назад, мы поняли нужно искать поддержку прогрессивных педагогов, не топтаться на месте - стали изыскивать возможности, со спонсорской помощью удалось пригласить с семинарами уникальных специалистов из столицы - Мельникову Е.Л., Питюкова В.Ю. Изумительно! Материал бесподобный, живой! Замечательно, что нашлись последователи и начали применять в своей практике современные технологии, но были и такие, а их оказалось большинство, которые походили восхищенные дней десять - пятнадцать, и всё! Что же делать? Одиночное обучение мало что дает. Нам то казалось, что это корпоративное обучение, а оказалось фрагментарное. Фрагментарность бездейственна. В январе 2015 года обучили пять педагогов в Москве в Институте образования "Эйдос" - больше не "потянули", обучение там дорогое. Обучившись, только 3 из 5 смогли принять участие в передаче опыта коллегам, оказывается это не так просто. Поможет этот шаг нашей школе вырастить так называемый "социальный капитал"? Не знаем. Согласны с К.М. Ушаковым в том, что за корпоративным обучением, ростом внутренних профессиональных связей в школе - будущее.

Мы пытаемся работать в этом направлении. Начало нашему пути положили тренинги, проводимые психологом школы для учителей - они помогли сгладить многие конфликты, снять напряженность в коллективе. Дали возможность учиться друг у друга и развиваться. Мы осознанно отказались от электронной учительской - отметки учителя выставляют в электронном журнале, и на этом мы решили ограничиться. Зачем нужна электронная учительская, мы и так почти перестали общаться? Живое человеческое общение подменяется суррогатом. Надо, чтобы учителя могли обменяться опытом, узнать новости, пообщаться с родителями по интересующим их вопросам. Учительской у нас вообще нет (из за нехватки кабинетов), зато есть небольшая комната, которую мы называем «Педагогической рыдальней». Там происходит реальное педагогическое обогащение: развитие, радость общения и познания себя, психологическая разгрузка, решение важнейших профессиональных и жизненных вопросов.

Какие шаги мы предпринимаем, чтоб качественно видоизменить урок? В настоящее время пытаемся освоить две технологии активного обучения - проблемный диалог и критическое мышление. Процесс идет тяжело. Пытаемся использовать различные формы для практической отработки технологии - это не только урок, но и вариант работы на педагогическом совете, совете школы или Публичном отчете. Пока больше сомнений и вопросов, чем успехов. Зачастую срабатывает принцип: «Не быть, а казаться». Открытые уроки проходят в рамках технологии, остальные по старинке. Другим педагогам, в силу загруженности, некогда посещать уроки коллег, так что наставники на бумаге вроде как назначены, а реально - не все пока работает. Не надо думать, что если мы начинаем развиваться профессионально, то все пойдет своим чередом, возможно, это только условие.

Начитавшись работ К. М. Ушакова в журнале «Директор школы», загорелись идеей: как бы узнать, а есть ли эти связи в виде диад и триад в нашем коллективе, насколько устойчивы они. Нашли анкету про социальные связи, провели её в коллективе, наплодили кучу бумаг, проанализировали, как смогли, затратили уйму времени, а точнее сказать «зверски убили время», и в итоге получили минимум информации. Но кто ищет, тот всегда найдет. Финансово просчитали, что нам легче подписаться на Директорию, ведь кто подписан на этот информационно-аналитический ресурс, может принять участие в бесплатном анкетировании и уникальной возможностью посещения семинаров, прямо в редакции или дистанционно. Не могли отказать себе в удовольствии узнать, что же такое «Социальный капитал организации» в «исполнении» главного редактора журнала «Директор школы». И вот в декабре 2014 на таком семинаре у К. М. Ушакова зам. по УВР и педагог - психолог Новинской школы.

В общем, убили двух зайцев сразу, и для эффективного решения оперативных задач моментально получаем информацию и анкетирование провели. Мы решились на этот смелый эксперимент и не пожалели. Уровень социального капитала нашей организации провели специалисты! И это важно. Интуиция часто нас подводит. Любим все делать стихийно, «на глаз», шестым чувством. Вот и результаты такие имеем. Надо анализировать данные, чтобы принимать правильные управленческие решения. При планировании изменений в своей организации обязательно будем учитывать данные анализа. Уже включились в работу зам. по УВР и педагог-психолог (надо признаться, что с трудом). Беда в том, что мы только на словах за инновации, а как дело доходит до их продвижения, приходят на память слова классика: «Ад - пуст. Все бесы здесь».

Начали, с изучения методических справочников АНО «Образовательный квартал» «Основы сетевого анализа внутренней структуры образовательной организации», «Планирование и внедрение изменений внутренней структуры образовательной организации», работы К. М. Ушакова «Возможности сетевого анализа для исследований в образовании». Пока все дается с трудом, мы же никогда такими делами не занимались. Привлекли математиков, они больше в этом понимают, но тоже вопросов пока больше, чем ответов. Для себя поставила четкую цель: заниматься процессом, а не отчетностью, а то при той ситуации, в которую мы себя загнали, через 3-4 года отчитываться будет нечем. Всем понятно, что процесс сложнее отчетности. Складывается впечатление, что нам самим стало «удобно» заниматься бумажным валом, все же видят, что мы заняты с утра до вечера…Открыли интересную взаимосвязь, в течение последних лет мне как руководителю не доставляет удовольствие работа своих ТПГ (творческие проблемные группы). Результаты анализа сетевого взаимодействия показали, что все просто, в этих группах между людьми нет доверия, они не выбирают друг друга, а мы ждем от них работы и результатов… Лидеры ТПГ, как правило, самые маститые и опытные, вообще оказались нелюдимы, предпочитают работать, когда все двери на глухо закрыты. В год эти псевдо группы бюджету школы обходятся в 30 000 рублей, если учесть, что их у меня 4, то получится 120 000, для моей сельской школы это немалые деньги. Буду планировать создание проектных групп из педагогов между которыми есть выборы, которые доверяют друг другу, иными словами, буду опираться на данные анализа, а не на собственную интуицию. А вот, как делить деньги между членами группы это вопрос, к сожалению, не единственный.

Вот и выходит, что вроде бы не стоим на месте, что-то делаем, идем против течения, «двигаем камень». Но очень сложно преодолеть цунами в виде отчетов, рейтингов, мониторингов. Под гнетом непосильной нагрузки у педагога не всегда находится время для поиска, обмена информацией. Но мы стремимся к развитию и понимаем, что этот процесс небыстрый и затратный. Много сил нам потребуется, но есть желание «скопить» в школе социальный капитал, желание меняться. И это главное!









© 2010-2022