Создание условий для успешной реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инклюзивная среда, безопасность и доступность организации


Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой образовательной среды , которая должна соответствовать образовательным потребностям всех детей, включенных в образовательное пространство школы. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

Основным показателем безопасности и доступности образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе, и наличие или отсутствие инвалидности определяет значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.д.)

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

В каждом отдельном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» - от общеспецифических до индивидуально-ориентированных.

Все специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ подразделяются на:

ОРГАНИЗАЦИОНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями (законными представителями), где будут фиксированы права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нем должны быть предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

  • Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны внешних» социальных партнеров - территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, ресурсного центра на уровне муниципалитета, округа и т.д. по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо построить отношения на основе договора. Наличие доступной сети образовательных организаций (включающей как общеобразовательные, так и коррекционные учреждения). Реализация этого общего условия позволит обеспечить для ребенка адекватный при его возможностях образовательный маршрут, максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

  • Для определенной категории детей особенно важным является организация питания и медицинского сопровождения.

  • Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечить образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе, прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, воспитание и обучение ребенка с ОВЗ, а также обеспечить эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечить достижения планируемых в ИОП результатов.

  • Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач в обучении детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ в образовательной организации.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (включая архитектурное) ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечить соблюдение:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

  • Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с ООП к объектам инфраструктуры ОУ;

  • Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей (наличие оборудованных гардеробов, санузорв, мест личной гигиены и т.д.);

  • Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства ОУ, рабочего места ребенка и ит.д.);

  • Обеспечение пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ и проч.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательной организации, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программно- методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в следующих документах: программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы; адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционная программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа , адаптированная для ребенка с ОВЗ, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы , с учетом адаптированной образовательной программы и в соответствии с особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Программно- методическое обесречение, являясь одним из условий реализации адаптированной образовательной программы, ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

В рамках реализации АОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно)популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно)методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Адаптированной образовательной программы;

• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

- включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и

специальных (коррекционных) школ I-VIII видов.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно)методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка)инвалида вследствие ДЦП.

Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий - в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в индивидуальную образовательную программу (для детей до) школьного возраста - индивидуальная программа развития) в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.

ООСО ГБУ ЦППМС «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань

Методист-инструктор Толкачева Т.В.

© 2010-2022