Методический материал. Внеурочная деятельность в рамках недели ОБЖ в школе: День защиты в чрезвычайных ситуациях

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

« Средняя общеобразовательная школа № 51»

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.,

учитель высшей категории , Ветеран труда

«День защиты в чрезвычайных ситуациях»

Вступительная часть : Выступление директора школы


Опасные и чрезвычайные ситуации объективная реальность в жизнедеятельности человека.


В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм

здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе обозначает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Выступление преподавателя - организатора ОБЖ.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предоставляет большие возможности для целенаправленной внеурочной работы с учащимися. Одной из эффективных форм этой деятельности является «День защиты в чрезвычайных ситуациях»(ДЗЧС), проводимый после завершения изучения ими раздела «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях». Это мероприятие охватывает комплекс вопросов, направленных на отработку практических действий, которые необходимы при возникновении ситуаций чрезвычайного характера.

Основными задачами ДЗЧС являются:

* Совершенствование внеурочной работы по основам безопасности жизнедеятельности.

* Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих. * Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях. * Закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

Основная часть :

«День защиты в чрезвычайных ситуациях» проводится в несколько этапов.

1. Действия по сигналам оповещения.

Начинается ДЗЧС с подачи предупредительного сигнала: «Внимание всем!» (включаются сирены, подаются прерывистые звонки). Радио передаёт следующую речевую информацию:

- Внимание! Говорит штаб гражданской обороны (ГО). Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе расположения учебного заведения ожидается выпадение радиоактивных веществ. Всем находиться в учебных кабинетах. Провести герметизацию помещений. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО.

Под руководством преподавателей учащиеся изготавливают ватно-марлевые повязки и проводят герметизацию учебных кабинетов - замазывают трещины в дверных коробках, прокладками из поролона заделывают щели в местах прилегания двери к дверной коробке; используя липкую полимерную ленту, проклеивают щели на окнах, закрывают отдушины, на дверь навешивают плотную ткань, чтобы не допустить проникновения пыли в помещение. За действиями учащихся наблюдает судейская комиссия и по пятибалльной системе оценивает выполнение заданий.

2. Герметизация повседневной одежды.

По 3 представителя от каждой учебной группы показывают, каким образом нужно приспособить повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств защиты кожи.

Для этого нужно выполнить следующие задания: - сшить из плотной ткани нагрудный клапан и дополнительные клапаны в местах застёжек брюк;

- пришить к нагрудному клапану воротник шириной 4-5 см и длиной, равной окружности шеи;

- пришить клинья в местах разрезов на рукавах куртки; - сшить капюшон из синтетической плёнки; - обернуть обувь плотной бумагой, сверху обмотать её тканью.

Победитель определяется по затраченному времени и качеству работы.

Ошибки, за которые добавляется по 30 секунд штрафного времени:

- не застёгнута на все пуговицы одежда; - не поднят воротник; - неплотно обвязана шарфом шея; - не обвязаны вокруг запястий тесёмками рукава; - не заправлен в брюки низ куртки; - не выпущены поверх обуви брюки.

3. Эвакуация.

Подаётся сигнал «Внимание всем!». По радио передаётся речевая информация:

- Внимание! Внимание! Граждане! В связи с повышением уровня радиации на территории учебного заведения всем необходимо собрать вещи, продукты питания, воду, отключить электроэнергию и выйти на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район.

Учащиеся организованно выходят на стадион, где оборудован сборный эвакуационный пункт, проходят регистрацию, получают противогазы. Здесь же проводятся соревнования: «Определение размеров шлем - маски и подготовка противогаза к работе».

Участвуют по 5 представителей от группы. На столах разложены шлем - маски противогазов ГП - 5 пяти ростов, фильтрующе - поглощающие коробки, сантиметр, таблица определения ростов шлем - маски. По команде судьи учащиеся выполняют действия в следующем порядке:

- измеряют окружность головы, определяют рост, выбирают шлем - маску;

- осматривают противогаз, привинчивают коробку к шлем - маске;

- надевают противогаз и проверяют его на герметичность. Определение результата:

Пять баллов - 1 мин.

Четыре балла - 1 мин 10 с.

Три балла - 1 мин 20 с.

Два балла - 1 мин 30 с.

Один балл - 1 мин 40 с.

Если неправильно подобран размер шлем - маски или после сборки противогаз не испытан на герметичность, ставится ноль баллов.

По команде штаба ГО: «В составе колонны пешим порядком» учащиеся выдвигаются в безопасный район.

В пути следования обращается внимание на соблюдение порядка, выполнение команд и распоряжений старших группы. В ходе движения во вводным отрабатываются правила и приемы оказания «пораженным» первой медицинской помощи, транспортировка «пострадавших» различными способами. Прибыв в пункт назначения, учащиеся проводят дезактивацию (механическую очистку) одежды и обуви и частичную санитарную обработку открытых участков кожи при возможном заражении радиоактивными веществами.

Порядок выполнения:

- снять верхнюю одежду, встав спиной против ветра, и тщательно вытряхнуть ее;

- развесить одежду и тщательно выбить и вычистить ее;

- протереть мокрой тряпкой обувь;

- обмыть чистой водой открытые участки тела, лицевую часть противогаза;

- снять противогаз, вымыть лицо, прополоскать рот и горло, промыть глаза и полость носа.

После этого проводится общее построение, сообщается общая программа соревнований, включающая эстафеты, викторины, сдачу нормативов.

4. Выполнение практического задания

Пользование противогазом

Задание - надевание противогаза ГП - 5 - выполняется в составе группы. Учащиеся выстраиваются на одной линии. Противогазы в походном положении. Судья неожиданно подает команду «ГАЗЫ!». Учащиеся надевают противогазы. Время отсчитывается от момента подачи команды до окончания надевания противогаза и осуществления полного выдоха.

Нормативное время:

Пять баллов - 10 с.

Четыре балла - 11с.

Три балла - 12 с.

Ошибки учащегося, снижающие его оценку на один балл:

- При надевании противогаза не закрыл глаза и затаил дыхание.

- После надевания противогаза не сделал резкий выдох.

- Надел шлем - маску с перекосом так, что очки находятся не против глаз.

«Два» балла ставится, если:

- Шлем - маска надета с перекосом, значит, наружный воздух может проникнуть под нее.

- Шлем - маска порвана при надевании.

- Гайка фильтрующе - поглощающей коробки не полностью привинчена к шлем - маске.

Надевание противогаза на пораженного

Задание выполняются по 2 человека от учебной группы.

Учащийся лежит в противогазе около «пораженного» со стороны его головы. Противогаз у «пораженного» находится в походном положении. По команде судьи учащийся достает противогаз «пораженного» и надевает этот противогаз на него.

Определение результатов:

  • Пять баллов - 15 с.

  • Четыре балла - 16 с.

  • Три балла - 17 с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

- Шлем - маска надета не полностью.

- Очки шлем - маски находятся не против глаз.

5. Практическое задание

«Оказание первой медицинской помощи»

1. Наложение первичной повязки на голову «чепцом».

От каждой учебной группы участвуют по два представителя.

Перевязочный материал (бинты) лежит на столе рядом с учащимся, которому нужно наложить повязку.

Повязка накладывается по команде судьи. Выполнение задания завершается закреплением конца бинта.

Определение результатов:

  • Пять баллов - 2 мин. 30 с.

  • Четыре балла - 2 мин. 50 с.

  • Три балла - 3 мин. 10с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

- Неправильное положение бинта в руках учащегося.

- Повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки.

- Повязка не закреплена совсем или узел ее расположен над раной.

2. Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро

Участвуют по два человека от учебной группы.

Учащийся, которому накладывают жгут, должен лежать в удобном положении. Выполняющий задание держит жгут в руках. Жгут накладывается на одежду. На столе лежит блокнот и карандаш. По команде судьи учащийся накладывает жгут, указывает время его наложения (часы и минуты), а записку подсовывает под последний ход жгута, контролирует отсутствие пульса на периферическом сосуде.

Определение результата:

* Пять баллов - 25 с.

  • Четыре балла - 30 с.

  • Три балла - 35с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

- Чрезмерное перетягивание жгутом конечности.

- Наложение жгута на несоответствующую область.

- Ущемление жгутом кожи.

- Отсутствие записи времени наложения жгута.

- Отсутствие контроля за пульсом на периферическом сосуде.

3. Иммобилизация плеча.

Участвуют по 2 представителя от команды.

Учащийся при иммобилизации сидит.

Подручные средства: полоски фанеры, рейки длиной 20-50 см, бинты, вата. Шину накладывают поверх одежды.

Определение результата:

  • Пять баллов -4 мин.

  • Четыре балла - 4 мин. 30с.

  • Три балла - 5 мин.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

- Недостаточно точная подгонка шины.

- Неосторожное обращение с конечностью при наложении шины.

- Недостаточно четкая фиксация шины.

- Нарушение последовательности действий при наложении шины.

Заключительная часть.

Заканчивается ДЗЧС проведением викторины: «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях».

© 2010-2022