Статья Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения ООП

Кожина Н.Н., учитель высшей категории КГАОУ «Краевой центр образования», г. Хабаровск, 2015 год.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Понимание термина "качество образования" - одна из сложнейших проблем, так как не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно неоднозначно.

  1. Качество как соответствие стандарту, эталону.

  2. Качество как соответствие назначению, ожиданию потребителей.

  3. Качество как абсолютная оценка, синоним превосходства.

  4. Качество как соответствие стоимости, эффективность, соотношение результатов и ресурсов.

Учитывая сложности понятия качества образования, к его изучению необходим системный подход, позволяющий рассмотреть проблему в целом, то есть выявить факторы, влияющие на проблему; установить степень влияния этих факторов на проблему и друг на друга; принять решение с учетом этих влияний и взаимовлияний.

Новое поколение стандартов образования предполагает:

  1. в начальной школе - педагогически организованный процесс развития ребёнка, охрана и укрепление его здоровья, поддержка индивидуальности, желания учиться;

  2. в основной школе - профессиональные и жизненные пробы, опыт субъектности, саморегуляци в разнообразных видах деятельности;

  3. в старшей школе - создание условий для профессионального самоопределения, развитие самостоятельности и познавательных интересов

На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивании и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает вовлеченность в оценочную деятельность и обучающихся.

В качестве основных принципов построения системы оценки достижения планируемых результатов, является ее соответствие Стандарту и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система оценки обеспечивает единство образования в условиях широкой вариативности образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий, выполняет функцию мотивации учебной деятельности школьников.

Оценка результатов деятельности по реализации ООП ООО осуществляется по трём основным направлениям:

  • - оценка результатов деятельности обучающихся по освоению ООП ООО;

  • - оценка деятельности педагогов и ОУ;

  • - оценка результатов деятельности муниципальной, региональной, федеральной систем образования по реализации ООП ООО.

Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС строится на основе сочетания внутренней и внешней оценки.

Аттестационные процедуры, осуществляемые в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, являются внутренней оценкой (результаты промежуточной аттестации).

Субъектами оценивания могут быть учитель, ученик, ОУ, родители.

Аттестация, аккредитация, мониторинговые исследования, осуществляемые внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, является внешней оценкой.

Субъектами оценивания могут быть государственные службы, общественные экспертные организации, осуществляющие аттестацию ОУ, педагогов, выпускников, мониторинг системы образования.

Интерпретация результатов оценки ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной.

Основным объектом оценки образовательных достижений обучающегося на ступени основного общего образования и ее содержательной базой выступают планируемые результаты освоения ООП ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин. В основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижений обучающегося.

Эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование - всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов. Анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы - базовый подход для оценки ее деятельности. Описание предметных и метапредметных достижений носит уровневый характер.

Объектом оценки личностных результатов является:

  • сформированность универсальных учебных действий (УУД);

  • основ гражданской идентичности личности;

  • готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

  • сформированность социальных компетенций (ценностно-смысловых установок и моральных норм и др.).

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе

внутришкольного мониторинга.

Стартовая диагностика: уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Текущая диагностика: учебные исследования, учебные проекты, учебно-практические и учебно-познавательные задания.

Промежуточная диагностика: комплексные работы на межпредметной основе, тематические работы по всем предметам.

Итоговая диагностика: итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; защита итогового индивидуального проекта. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане школы. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, осуществляется в школе при выделении базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Формы контроля и учета достижений:

текущая аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктанты;

- контрольное списывание;

- тестовые задания;

- графическая работа;

- доклад;

- изложение;

- творческая работа.

Формы контроля и учета достижений:

итоговая аттестация

- диагностическая контрольная работа;

- диктанты;

- изложение;

- контроль техники чтения.

Формы контроля и учета достижений:

внеурочная деятельность

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;

- активность в проектах и программах;

- творческий отчет.



5

© 2010-2022