Доклад: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Применение цифровых образовательных ресурсов
на уроках в начальной школе


"Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям"
(мнение министров образования стран "большой восьмерки", высказанное на форуме в Петербурге, в июне 2006 года.)

(Слайд 2)


Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу.

(Слайд 3)

Наиболее существенными являются следующие:

  • усиление практической направленности содержания учебных курсов;

  • изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли, репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Таким образом, проведенные независимые международные исследования показывают не только недостатки общего среднего образования в разных странах мира, но и пути преодоления этих недостатков. Главный из них - интеллектуальное развитие учащихся.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

(Слайд 4)

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;


  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;


  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);


  • быть коммуникабильными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;


  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Всё это предполагает целенаправленную работу над формированием информационной компетентности.

(Слайд 5)

Раскрыть понятие информационной компетенции.

Решение названной проблемы возможно при использования в учебном процессе нового вида обеспечения - информационно-технологического (Слайд 6), представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и технологическую.

Первая составляющая должна обеспечить содержательный аспект подготовки педагога, предоставить полную и адекватную учебную и другого рода информацию, способствующую достижению поставленных дидактических задач. В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону обучения, рассматривается технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Технология обучения выполняет связующую функцию, т.е. является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию учителя с учащимися.

(Слайд 7)

Информатизация системы образования - долгосрочный крупномасштабный проект трансформации отечественной школы, который стартовал в марте 2005 года. Он направлен на последовательное преобразование общеобразовательной школы, которая должна готовить своих выпускников к жизни в информационном обществе.

В рамках проекта создается Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам (в том числе, инновационные), проводится повышение квалификации специалистов образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне.


Трансформируется система повышения квалификации и методической поддержки учителей, чтобы обеспечить реальную поддержку процессов информатизации в каждой школе. Развертываются системы Интернет-обучения школьников, разрабатываются методы изменения подготовки будущих педагогов.

И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать (Слайд 8) ЦОРы - Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть -(Слайд 9) некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе - «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д


(Сайд 10)

«Официальная» терминология предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия:

  • ЦОРы - как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;

  • ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») - как совокупность электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего возрастного уровня, реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;

  • ИИСС (информационные источники сложной структуры) - своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто - носящие комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.


(Слайд 11)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Доклад:ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

(Слайд 12)

Информационное содержательное обеспечение в Информационно-телекоммуникационном сопровождений. (ИТС) включает две группы ЦОР:

  1. Информационные источники:

    • оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники;

    • статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);- динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме - кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD дисках);

    • мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).

  2. Информационные инструменты - это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

(Слайд 13)

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.


  1. Электронные учебники:

Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

  1. Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие - контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.

  1. Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

  1. Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.

(Слайд 14) Классификация ЦОР по типу информации


  1. ЦОР с текстовой информацией:

Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно - методические материалы.

  1. ЦОР с визуальной информацией:

    1. Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;

    2. Модели: 2-3 -х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.

    3. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.

    4. Карты для предметных областей.


  1. ЦОР с комбинированной информацией:
    Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.


  1. ЦОР с аудио информацией:

Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

  1. ЦОР с аудио и видео информацией:
    Аудио - видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.

  1. Интерактивные модели:

Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.


  1. ЦОР со сложной структурой:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

Рассмотрим(Слайд 15) применение ЦОР на различных этапах урока:


(Слайд 16) ЦОР для актуализации знаний


  • Электронные тесты


  • ЦОР


(Слайд 17) ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:


  • Электронные учебники;


  • Мультимедийные презентации;


  • Учебные видеофильмы.

(Слайд 18) ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.


  • Проектная деятельность


  • Программы тренажёры.


  • Для аттестации учащихся используется, как традиционная форма, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов).


(Слайд 19) ЦОР для подготовки домашнего задания


  • Творческие задания


  • Рефераты, доклады


  • Презентации


  • Самообучение

(Слайд 20) Основными целями и задачами использования ЦОРов в начальной школе являются:

 интеллектуальное развитие школьника;

 формирование его познавательной деятельности, знаний, умений и навыков;

 реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.


Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.

Использования ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

(Слайд 21)Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.


  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.


  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся


  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).


  • Усиливает наглядность


  • Вместо старых таблиц - «культурное» изображение


  • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.


  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.


  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Другими словами, (Слайд 22) школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами (компетенциями), о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.


Новые педагогические технологии, и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

© 2010-2022