Статья Факторы эффективности обучения педагогов в системе повышения квалификации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубровина Инна Геннадьевна,

филиал АО «НЦПК «Өрлеу»

«ИПК ПР по Акмолинской области»

город Кокшетау


ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Эффективность обучения в системе повышения квалификации является одним из основных параметров ее качества. Рассматриваются факторы, влияющие на эффективность и качество обучения педагогов, а значит уровень их профессиональной компетентности.


Ключевые слова: система повышения квалификации, социально-педагогическая система, эффективность обучения, факторы эффективности

Введение

В современных социально-экономических условиях задача повышения квалификации педагогических кадров объективно выходит на первый план. Без внимания к решению этой задачи невозможно модернизировать систему образования, обеспечить подготовку выпускников учебных заведений, качество образования которых должно соответствовать потребностям современной развивающейся экономики. В условиях развития отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения профессиональной компетентности педагогов и механизмов их внедрения. Современная система повышения квалификации педагогических работников находится в поиске наиболее эффективных форм обучения педагогов. Задача повышения эффективности курсовой подготовки является одной из ведущих в ряду задач, стоящих перед системой повышения квалификации.

Анализ факторов, влияющих на эффективность обучения педагогов в системе повышения квалификации, предполагает понимание ее специфики.

Система повышения квалификации как социально-педагогическая система

Система повышения квалификации по своей сути является социально-педагогической системой и представляет собой совместную образовательную деятельность преподавателя и слушателей, построенную на основе принципа профессиональной направленности. Такая направленность педагогического процесса в рамках курсовой подготовки в целях повышения эффективности деятельности может быть выражена через практический аспект организации обучения. Обеспечение направленности процесса обучения в рамках курсовой подготовки на профессиональные особенности педагогов реализуется на трех уровнях:

  1. социально-педагогическом (через отражение целей обучения для различных категорий слушателей в учебных планах и программах курсовой подготовки);

  2. организационно-дидактическом (благодаря варьированию содержания, использованию различных форм и методов обучения слушателей, организации занятий);

  3. личностно-деятельностном (через активизацию учебной деятельности слушателей и профессиональной деятельности преподавателей).

Таким образом, в развернутом виде компонентами повышения квалификации, как непрерывной социально-педагогической системы, влияющими на ее эффективность, являются:

  • цели курсовой подготовки, которые определяются потребностями личности слушателя, общества, государства и производства к подготовке квалифицированных кадров в условиях рыночной экономики;

  • содержание курсов с учетом базового образования слушателей, стажа работы и квалификационных характеристик;

  • формы и методы обучения, обеспечивающие рациональное использование учебного времени при сжатых сроках обучения и активную позицию личности обучаемого;

  • организационно-педагогические условия (оформление и оборудование аудиторий, учебных кабинетов, наличие современных технических средств обучения: аудио- и видеотехники, компьютерных классов, мультимедийного лингафонного кабинета и др.);

  • уровень готовности контингента слушателей к повышению своей квалификации, потребность в совершенствовании профессионализма;

  • преподавательские кадры (качественный состав ППС);

  • качественные результаты деятельности.

Современная система повышения квалификации должна быть гибкой, динамичной, адекватной требованиям, связанным с динамикой развития образовательных учреждений, и учитывающей особенности профессионально-педагогической компетентности педагогов. Одним из основных параметров качества системы повышения квалификации является степень ее эффективности по отношению к уровню профессиональной компетентности слушателей по итогам курсовой и межкурсовой деятельности.

В этой связи необходимо выявить причины или факторы, влияющие на эффективность и качество обучения педагогов.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность курсовой подготовки

Анализ исследований по вопросам повышения квалификации педагогических кадров позволяет рассматривать процесс обучения во взаимосвязи и взаимообусловленности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на эффективность курсовой подготовки. К таким факторам могут быть отнесены психологические, организационно-педагогические, ресурсные и другие. Остановимся на рассмотрении наиболее определяющих факторов.

1. Личностные и психологические факторы

Успех системы повышения квалификации сегодня невозможен без учета образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентаций педагогов. Существенно определяют эффективность обучения психологические факторы, характеризующие особенности личности и профессиональной деятельности педагогов. К ним можно отнести особенности содержания и характера профессиональной деятельности педагога, осознаваемые им личностные потребности в совершенствовании своих знаний и практических умений, реальный уровень профессиональной квалификации, личную позицию, проявляющуюся в потребностях и мотивах обучения, удовлетворенность и неудовлетворенность уровнем своей подготовки.

Система повышения квалификации существует, прежде всего, для слушателей. Это определяет постановку задач обучения, связанных с учетом личностных и профессиональных особенностей, опыта и уровня предшествующей подготовки, социально-психологическими особенностями обучающихся.

Актуальность этого вопроса возрастает еще и потому, что на современном этапе развития общества система повышения квалификации должна быть нацелена на создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития личности обучаемых. Кроме того, система повышения квалификации имеет дело в первую очередь с людьми, уже определившимися в своем профессиональном развитии, обладающими физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью.

Исходя из этого, можно заключить, что при организации обучения педагогов в системе повышения квалификации максимально следует учитывать их возрастные и профессиональные характеристики. Принимая во внимание эти особенности, целесообразно организовывать курсовую подготовку педагогических работников таким образом, чтобы использовались различные формы работы со слушателями в зависимости от опыта их педагогической деятельности. Обучение должно носить, прежде всего, практическую направленность, а совместная деятельность преподавателя со слушателями осуществляться так, чтобы последние были активными участниками своего обучения.

2. Организационно-педагогические особенности функционирования системы повышения квалификации

Эффективность системы повышения квалификации связана с организационно-педагогическими особенностями ее функционирования. К ним относятся особенности организации и осуществления курсовой подготовки, а именно частота прохождения курсов повышения квалификации, добровольность или традиционно-административный подход к отбору слушателей, кроме того играют роль и качество учебных программ, выявление и учет личностных потребностей педагогов в совершенствовании профессиональных знаний и практических умений и другое.

На эффективность обучения в значительной степени влияет и характер взаимодействия слушателей и преподавателей, во многом предопределяя соответствующий результат. Поэтому рекомендован выбор целесообразных форм обучения, позволяющих оптимально реализовывать соответствующее содержание и методы повышения квалификации, стимулирует активность педагогов в обучении.

Кроме того, современный образовательный процесс предусматривает активную позицию личности слушателя в повышении своей профессиональной квалификации. В числе основных источников повышения эффективности курсовой подготовки слушателей рекомендованы такие, как:

  • активное привлечение педагогов к участию в разработке программ профессионального роста;

  • построение содержания программ повышения квалификации с учетом выявленных конкретных трудностей в педагогической работе, разнообразных педагогических проблем;

  • индивидуальная образовательная траектория каждого педагога в повышении квалификации;

  • перенос учебно-тренировочных заданий в реальный контекст образовательного учреждения и отработка новых профессионально-педагогических умений и навыков непосредственно на практике.

Перечисленные факторы, связанные непосредственно с организацией курсовой подготовки, находятся в рамках компетенции профессорско-преподавательского состава и в своей совокупности оказывают влияние на эффективность обучения в рамках курсовой подготовки. Учет этих разнонаправленных параметров может способствовать организации процесса обучения на качественно высоком уровне.

3. Ресурсные факторы

Как и любая другая, система повышения квалификации в своей деятельности опирается на ресурсы. К материально-техническим ресурсам, особенностям, влияющим на эффективность курсовой подготовки слушателей курсов повышения квалификации, можно отнести наличие учебных и методических пособий в рамках курсовой подготовки, библиотечного фонда, оснащенность образовательного процесса современной компьютерной техникой, разнообразие учебных материалов и т.п. Повысить эффективность обучения слушателей можно за счет активного использования разнообразных средств ИКТ.

Сегодня, пожалуй, невозможно представить учебный процесс в рамках курсовой подготовки вне применения интерактивных досок, мобильного компьютерного класса, инновационных Smart-технологий. Очевиден ряд преимуществ применения этих средств: повышение мотивации слушателей к обучению, активности в учебном процессе, а значит и его эффективности. С помощью средств ИКТ преподаватель может повысить объем выполняемой работы на занятии, усовершенствовать контроль знаний слушателей, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Их использование в процессе курсовой подготовки слушателей помогает преподавателю рационально использовать учебное время, богато иллюстрировать учебный материал, показать в динамике трудные для понимания моменты, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать занятие в соответствии с индивидуальными особенностями каждого слушателя. Как естественное следствие всех этих составляющих, повышение эффективности обучения и качества знаний слушателей.

Вместе с использованием ИКТ изменяется и содержание деятельности преподавателя. Он перестает быть просто «ретранслятором» знаний, а становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Широко применяется ИКТ в дистанционном обучении педагогов, как одной из форм курсовой подготовки. Применение ИКТ в процессе курсовой подготовки слушателей необходимо еще и потому, что дает педагогам пример использования технологии в процессе обучения в школе - в их педагогической практике.

4. Содержание учебных программ курсов

Важной составляющей процесса повышения квалификации и, следовательно, его эффективности является отбор содержания курсовой подготовки. Поскольку в настоящее время в современной образовательной системе востребованы специалисты, имеющие сформированные профессиональные компетенции, в системе повышения квалификации процесс обучения необходимо строить на основе углубленных и исследовательских учебных программ. Основой образовательного процесса современной модели повышения квалификации является модульная учебная программа. Правильно построенная, она создает возможность проводить обучение слушателей с любым уровнем профессиональной компетентности.

Содержание курсовой подготовки рекомендуется насыщать практическими современными формами обучения. Обязательно наличие внеаудиторной подготовки - выполнение проектных и самостоятельных работ слушателей. Эффективность такой деятельности - в приобретении слушателями практического опыта, умения самостоятельно оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность, как обязательных компонентов осваиваемых компетенций.

5. Использование эффективных форм в процессе обучения

Освоение педагогами соответствующего содержания образования осуществляется в различных формах работы. Акцент в организации обучения в ходе курсовой подготовки смещается в пользу практик ориентированных форм. Практика системы повышения квалификации педагогов показывает, что в процессе обучения необходимо увеличивать использование таких форм учебной работы, которые позволяют организовать активную практику, направленную на совершенствование у слушателей теоретических знаний и способов практической деятельности.

Существует множество форм организации учебной деятельности слушателей в рамках курсовой подготовки. Главное условие их применения - в высоком качестве и эффективности, стимуляции активной позиции обучаемого в процессе присвоения инновационного опыта, выработки приемов собственной педагогической деятельности.

6.Научно-педагогический потенциал профессорско-преподавательского состава

Эффективность системы повышения квалификации педагогов также зависит от научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС). Стабильный научный потенциал профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять реализацию профессиональных образовательных программ. Так же, как и в системе обучения слушателей курсов, неотъемлемой частью повышения профессиональной компетенции ППС института является работа над самообразованием. Активная позиция преподавателя в освоении передового международного и отечественного опыта в области повышения образовательного потенциала способствует дальнейшему росту его методического мастерства, повышению уровня общей подготовленности и расширению кругозора.

7. Методический компонент деятельности института

На реализацию задачи повышения эффективности деятельности института в целом и качества курсовой подготовки направлена методическая и инновационная работа. Одним из направлений деятельности методической службы является повышение уровня профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава. С этой целью организована целая система мероприятий: проведение заседаний Ученого и учебно-методического совета, постоянно действующего семинара, школы молодого преподавателя, открытых занятий преподавателей. Разнообразны формы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава института. Среди них обучение, стажировки на лучших зарубежных образовательных площадках, участие в on-line и off-line конференциях, семинарах, вебинарах различного уровня, участие в профессиональных конкурсах, публикации и популяризация лучшего опыта в республике и за рубежом, организация опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, и другое.

Активное участие ППС в проводимой работе в сочетании с работой над самообразованием способствует росту научно-педагогического потенциала, и, как следствие, эффективности организуемой курсовой подготовки.

8. Мониторинг эффективности курсовой подготовки

Мониторинговая деятельность, как составляющая комплекса мер, направленных на повышение эффективности курсовой подготовки, является одним из важнейших направлений деятельности института. Подчинена она единой цели - содействию в повышении качества и эффективности образовательных услуг, предоставляемых филиалом, на основе мониторинговых исследований качества курсовой подготовки и послекурсовой деятельности педагогов.

Комплекс мер направлен на диагностику качества краткосрочных, уровневых курсов повышения квалификации, других параметров деятельности института, а в целом - на изучение и анализ состояния системы повышения квалификации педагогов и происходящих в ней изменений, исследование эффективности курсов повышения квалификации.

Мониторинговая деятельность направлена на изучение возможностей для повышения эффективности и результативности деятельности ППС, поиск и расширение диапазона эффективных методов оценки качества курсовой подготовки, а также систематизацию и последовательность между технологией оценки и анализа данных мониторинга и алгоритмом последующих действий по повышению качества проводимой работы.

Выводы

Таким образом, эффективность повышения квалификации педагогов зависит от слаженной работы всех её звеньев, комплексного подхода к их совершенствованию на основе развития научно-исследовательской, учебно-методической, преподавательской и мониторинговой деятельности в их взаимосвязи. Выявленные особенности обуславливают необходимость учитывать наличие соответствующих факторов и создавать условия для повышения эффективности обучения. С учетом всего вышесказанного, можно сделать выводы о том, что направленность системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников на повышение эффективности является ее неотъемлемой характеристикой.

В целом, можно отметить, что организация процесса повышения квалификации педагогических работников представляет собой актуальную педагогическую проблему, решение которой видится в инновационных процессах, основанных на педагогических принципах и использовании научных и методологических разработок в области обучения взрослых.

Немаловажное значение имеют дальнейшие поиски наиболее эффективных форм, методов и содержания повышения квалификации педагогических работников.

Литература


  1. Ильясов Д.Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 82-85.

  2. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 2 (92). С. 30-34.

  3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

  4. Образцов П. И., Косухин В. М. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. - Дидактика высшей военной школы, 2004.

  5. Уитмор Дж. «Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом/Практическое пособие». - М.: Финансы и статистика, 2001. - 160 с.

  6. med-books.info/pedagogika-psihologiya-voennaya/didaktika-vyisshey-voennoy.html








8



© 2010-2022