- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья: «Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения»
Статья: «Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мысина Д.А. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения
«Я уверен, каждый гражданин страны нашей,
весь белорусский народ будет работать так,
чтобы каждый из нас мог сказать: я люблю
свою семью, я горжусь своей Родиной, и я
счастлив, что живу в Беларуси!»
(Из выступления Президента Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко на III Всебелорусском Народном собрании)
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой -воспитать личность, способную занять в жизни достойное место. Всё чаще говорят о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Учителя вместе с общественностью ищут формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, общественности заключается в том, чтобы воспитать граждан, осознающих свою ответственность за судьбу страны.
Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и продолжало преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с историко-героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую родину, а будущее - звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.
Поэтому патриотическое воспитание молодежи наряду с духовно-нравственным, трудовым воспитанием является приоритетным направлением деятельности школы.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного развития общества и государства, залогом его процветания и благополучия. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута в Концепции беспрерывного воспитания и программе патриотического воспитания молодёжи Республики Беларусь.
Каждый знает, что патриотизм - это любовь к Родине, к своему народу, служение его интересам, любовь к родному языку, культуре, традициям. Но начинается патриотизм с любви к краю, где человек родился, с уважения к школе, где он учится. Патриотизм начинается там, где есть уважение к своим корням, традициям своей семьи, потому что мы её дети, а уже потом дети своего Отечества и всей Земли. Воспитание гражданина своей республики, национальной гордости, духовности и культуры - это есть часть патриотического воспитания.
Лирическая песня на слова белорусского классика Я. Коласа «Мой родны кут» стала гимном души белоруса. Известно, что любовь к Родине начинается с привязанности к конкретному уголку страны, родительскому дому, родной улице, деревне, городу. Здесь кроются неисчерпаемые резервы эмоционально-патриотического заряда, который можно обратить в творческий потенциал и производственную активность.
В учебном процессе заложен богатый арсенал средств для воспитания у учащихся уважения к наследию своих предков, интереса к укладу жизни и обрядов других народов.
Воспитание гражданина и патриота в нашем учреждении образования строится в соответствии с разделом комплексно целевой программы «Учимся и учим культуре мира» - «Патриотическое и гражданское воспитание». В процессе реализации данного раздела программы педагогический коллектив школы решает ряд задач:
-
Развивать национальное самосознание;
-
Формировать умение пользоваться своими правами, соблюдать обязанности, умение анализировать политическую информацию;
-
Формировать чувства гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;
-
Воспитывать бережное отношение к природе Беларуси, желания охранять и защищать ее.
Любовь к Родине… С чего она начинается, где её истоки? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Бесспорно одно-Родина становится дороже тому, кто сделал больше для её будущего, кто лучше её узнал. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края не может быть без использования краеведческого материала.
Школа - большая база воспитания всего будущего. Ф.Достоевский сформулировал простую вещь, которая есть во всём мире: чтобы гармоничными были человек, общество, ход цивилизации, нужно, чтобы юная душа начала с простого - со знания своих родителей, семьи, рода, края, страны, потому что в другом своём постулате особенно отметил, что каждой личности, каждому народу, чтобы стать интересным самому себе - умным, образованным, профессиональным в своём деле, полезным и востребованным. Нужно стать гражданином. И в этом деле курс школьного краеведения - незаменимая вещь.
Работая по данному направлению признали, что эффективным педагогическим средством и составной частью учебно-воспитательного процесса является краеведческая, туристическая и экскурсионная работа с учащимися, направленная на активизацию учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности учеников, повышения уровня их нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
Краеведческая работа предполагает всестороннее познание своего края, учёт и изучение его природных, экономических и культурных ресурсов, географических особенностей, его истории, перспектив развития.
Взаимосвязь экскурсионной, краеведческой и туристической работы с учебно-воспитательным процессом школы, обеспечение сознательного понимания учащимися программного материала и его прочного усвоения-это основополагающий принцип школьного и внешкольного краеведения.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты Беларуси, памятники истории и культуры, знакомство с фольклором, встречи с участниками событий и т.д. - всё это формирует у школьников любовь к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине.
Школьное краеведение во все времена играло важную роль в деле обучения и воспитания молодого поколения. Под его влиянием формируются такие ценностные качества личности, как наблюдательность, активность, мышление, воля, патриотизм, инициативность, развивается чувственно-эмоциональный потенциал личности; расширяется сознание и мировоззрение; приобретаются практические навыки в разных отраслях знаний. Участие в краеведческой работе способствует тому, что человек с детских лет ощущает и осознаёт себя носителем и наследником традиций народа, понимает сущность понятия «родной край» как духовно-культурное пространство, которое формирует личность.
Школьное краеведение является одним из важнейших средств организации учебно-воспитательной работы. Цель краеведческой работы: формирование у учащихся сознание гражданина своей страны. Основными задачами являются пробуждение интереса к родному краю, улубление знаний о нём.
Системная организация краеведческой работы в школе вместе с другими факторами содействуют формированию у молодых людей чувства патриотизма, национального самосознания. Вот почему в учебно-воспитательном процессе и во внешкольной работе важную роль играет изучение истории, культуры, природы своего края. Краеведение становится важнейшим средством патриотического воспитания.
Поскольку краеведение выступает неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, то функции и цели их в общих чертах совпадают.
Важнейшими принципами организации системы краеведческой работы в школе являются: целеустремлённость, системность, последовательность, научность, личностный подход, целостность воспитательного процесса, единство педагогического воздействия, поисково-исследовательский характер, экологическое и профориентационное направление.
Калейдоскоп дел по данной тематике, проводимых в учреждении образования:
-
Краеведческая олимпиада: «Лепельщина родная»
-
Неделя туризма и краеведения
-
Фальклорный фестиваль «Наше наследие»
-
Интеллект-ринг «Славные имёна Витебского края»
-
Викторина «Моя Беларусь»
-
Классный час «Я-гражданин Республики Беларусь»
-
Конкурс рисунков «Край, в котором я живу»
-
Заочное путешествие по родному краю "Моя Родина-Беларусь"
-
Турнир знатоков белорусской природы
-
Интеллектуально-познавательные игры "Моя Беларусь"
-
Интеллектуальная игра «Путешествие по родной стране»
-
Фотовыставка «Беларусь во всей своей красе»
Туристские походы и экскурсии на протяжении многих лет остаются наиболее любимыми формами туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Желание большинства учащихся участвовать в туристской деятельности объясняется их стремлением удовлетворить собственную любознательность, романтикой походов, тяге к перемене мест, возможностью испытать себя, большой двигательной активностью.
Основная цель деятельности учреждения в этом направлении: расширение туристской, краеведческой, экскурсионной, поисковой работы с учащимися, применение разнообразных форм туристской работы в воспитательном процессе и туристской увлечённости, которую юные граждане нашей Беларуси пронесут через всю свою жизнь.
Слово «туризм» энциклопедия объясняет как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.
Туризм и краеведение шагают рядом. В туристских походах и экскурсиях учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного края, изучают памятники истории и культуры, природные объекты.
Велика роль туризма в воспитании юных граждан нашей страны. Трудности походной жизни прививают навыки самообслуживания, приучают их к систематическому труду, воспитывают выдержку и инициативу. Участвуя в походах, школьники раскрываются иногда с самой неожиданной стороны. Трудно переоценить возможности туризма в физическом воспитании, укреплении здоровья, закалке детей и подростков.
Широки возможности туризма в углублении знаний школьников, полученных на уроках. Непосредственно видя тот или иной географический, исторический объект, на практике наблюдая за различными явлениями природы, посещая музеи и совершая экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школьники глубже усваивают учебный материал.
В нашей школе традиционными стали туристско-краеведческие походы:
« По местам боевым…», «Лепельщина-край озёрный», «Полезные ископаемые Лепельщины», «Край, в котором я живу…», Лепельщина литературная; экскурсии в государственные и общественные музеи, по историческим и памятным местам Республики Беларусь, к общенациональным святыням, посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых земляков.
Важное место в краеведческой работе школы отдано работе детского объединения по интересам «Наследие», целью которого является:
-
содействовать формированию личности с широким мировоззрением, которая глубоко осознаёт духовную связь с прошлым, современностью и будущем, понимает свою сущность и роль в жизни, обществе;
-
присоединить к богатой и самобытной истории нашего народа и его культуры, помочь в постижении опыта предков, особенностей белорусского этноса;
-
содействовать формированию патриотического самосознания современной молодёжи, её гражданского взросления.
Прошлое и культурные традиции белорусского народа являются неотъемлемой частью истории славянства, достижением европейской и мировой цивилизации. Потому что, обращая внимание на отличительных особенностях белорусского этноса, очень важно соединять национальное и общечеловеческое, воспитывать у школьников чувство толерантности и уважения к другим народам, изучать их философию мирного сосуществования. Очень важно, чтобы молодые люди гордились своей Родиной, имели потребность учиться и работать на пользу Беларуси и её будущего.
Мероприятия объединения по интересам, проводимые в течение учебного года:
-
Праздник национальной кухни
-
Творческий проект "Я горжусь"
-
Историко-краеведческое исследование «Партизанское движение на Лепельщине в годы Великой Отечественной войны»
-
Исследовательские работы «Витебщина литературная», «Лепельщина литературная», «Что в названии твоём Боровка»
-
Краеведческий проект «Моя Малая Родина»
-
Праздник "Купалье"
-
Праздник "Масленица"
-
Конкурс инсцинированных белорусских сказок
-
Конкурс сочинений «Беларусь моя родная!»
В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории Белорусии. Люди пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности в прошлом. Особое внимание привлекает к себе местная история, которая зачастую оказывается менее изученной. Так уж сложилось, что в школах история "малой родины" изучалась от случая к случаю. А между тем люди всех возрастов, особенно молодежь, хотят знать более подробно о тех местах, где они живут, где прошли детство, юность, а у многих и вся жизнь. Все те общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся, помогут им в дальнейшем в выборе профессиональной деятельности. Всестороннее изучение истории края оказывают большую помощь учителям, общественности, родителям в воспитании на историческом прошлом подрастающего поколения.
Микулёнок Жанна Юрьевна,
заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования
«Боровская средняя школа Лепельского района»
Витебской области Республика Беларусь
5