Статья: «Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения»

статья «Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции средствами туризма и краеведения» поднимает очень актуальный вопрос на сегодняшний день. Патриотическое воспитание является одним из важнейших приоритетных направлений воспитательной работы учреждения образования. краеведческая работа предполагает всестороннее познание своего края, своей малой родины, ее исторического прошлого, географических и экономических особенностей. Ведь не зная своего прошлого, настоящего человек не имеет будущег...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения


«Я уверен, каждый гражданин страны нашей,

весь белорусский народ будет работать так,

чтобы каждый из нас мог сказать: я люблю

свою семью, я горжусь своей Родиной, и я

счастлив, что живу в Беларуси!»

(Из выступления Президента Республики Беларусь

А.Г. Лукашенко на III Всебелорусском Народном собрании)

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой -воспитать личность, способную занять в жизни достойное место. Всё чаще говорят о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Учителя вместе с общественностью ищут формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, общественности заключается в том, чтобы воспитать граждан, осознающих свою ответственность за судьбу страны.

Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и продолжало преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с историко-героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую родину, а будущее - звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.

Поэтому патриотическое воспитание молодежи наряду с духовно-нравственным, трудовым воспитанием является приоритетным направлением деятельности школы.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного развития общества и государства, залогом его процветания и благополучия. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута в Концепции беспрерывного воспитания и программе патриотического воспитания молодёжи Республики Беларусь.

Каждый знает, что патриотизм - это любовь к Родине, к своему народу, служение его интересам, любовь к родному языку, культуре, традициям. Но начинается патриотизм с любви к краю, где человек родился, с уважения к школе, где он учится. Патриотизм начинается там, где есть уважение к своим корням, традициям своей семьи, потому что мы её дети, а уже потом дети своего Отечества и всей Земли. Воспитание гражданина своей республики, национальной гордости, духовности и культуры - это есть часть патриотического воспитания.

Лирическая песня на слова белорусского классика Я. Коласа «Мой родны кут» стала гимном души белоруса. Известно, что любовь к Родине начинается с привязанности к конкретному уголку страны, родительскому дому, родной улице, деревне, городу. Здесь кроются неисчерпаемые резервы эмоционально-патриотического заряда, который можно обратить в творческий потенциал и производственную активность.

В учебном процессе заложен богатый арсенал средств для воспитания у учащихся уважения к наследию своих предков, интереса к укладу жизни и обрядов других народов.

Воспитание гражданина и патриота в нашем учреждении образования строится в соответствии с разделом комплексно целевой программы «Учимся и учим культуре мира» - «Патриотическое и гражданское воспитание». В процессе реализации данного раздела программы педагогический коллектив школы решает ряд задач:

  • Развивать национальное самосознание;

  • Формировать умение пользоваться своими правами, соблюдать обязанности, умение анализировать политическую информацию;

  • Формировать чувства гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;

  • Воспитывать бережное отношение к природе Беларуси, желания охранять и защищать ее.

Любовь к Родине… С чего она начинается, где её истоки? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Бесспорно одно-Родина становится дороже тому, кто сделал больше для её будущего, кто лучше её узнал. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края не может быть без использования краеведческого материала.

Школа - большая база воспитания всего будущего. Ф.Достоевский сформулировал простую вещь, которая есть во всём мире: чтобы гармоничными были человек, общество, ход цивилизации, нужно, чтобы юная душа начала с простого - со знания своих родителей, семьи, рода, края, страны, потому что в другом своём постулате особенно отметил, что каждой личности, каждому народу, чтобы стать интересным самому себе - умным, образованным, профессиональным в своём деле, полезным и востребованным. Нужно стать гражданином. И в этом деле курс школьного краеведения - незаменимая вещь.

Работая по данному направлению признали, что эффективным педагогическим средством и составной частью учебно-воспитательного процесса является краеведческая, туристическая и экскурсионная работа с учащимися, направленная на активизацию учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности учеников, повышения уровня их нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Краеведческая работа предполагает всестороннее познание своего края, учёт и изучение его природных, экономических и культурных ресурсов, географических особенностей, его истории, перспектив развития.

Взаимосвязь экскурсионной, краеведческой и туристической работы с учебно-воспитательным процессом школы, обеспечение сознательного понимания учащимися программного материала и его прочного усвоения-это основополагающий принцип школьного и внешкольного краеведения.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты Беларуси, памятники истории и культуры, знакомство с фольклором, встречи с участниками событий и т.д. - всё это формирует у школьников любовь к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине.

Школьное краеведение во все времена играло важную роль в деле обучения и воспитания молодого поколения. Под его влиянием формируются такие ценностные качества личности, как наблюдательность, активность, мышление, воля, патриотизм, инициативность, развивается чувственно-эмоциональный потенциал личности; расширяется сознание и мировоззрение; приобретаются практические навыки в разных отраслях знаний. Участие в краеведческой работе способствует тому, что человек с детских лет ощущает и осознаёт себя носителем и наследником традиций народа, понимает сущность понятия «родной край» как духовно-культурное пространство, которое формирует личность.

Школьное краеведение является одним из важнейших средств организации учебно-воспитательной работы. Цель краеведческой работы: формирование у учащихся сознание гражданина своей страны. Основными задачами являются пробуждение интереса к родному краю, улубление знаний о нём.

Системная организация краеведческой работы в школе вместе с другими факторами содействуют формированию у молодых людей чувства патриотизма, национального самосознания. Вот почему в учебно-воспитательном процессе и во внешкольной работе важную роль играет изучение истории, культуры, природы своего края. Краеведение становится важнейшим средством патриотического воспитания.

Поскольку краеведение выступает неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, то функции и цели их в общих чертах совпадают.

Важнейшими принципами организации системы краеведческой работы в школе являются: целеустремлённость, системность, последовательность, научность, личностный подход, целостность воспитательного процесса, единство педагогического воздействия, поисково-исследовательский характер, экологическое и профориентационное направление.

Калейдоскоп дел по данной тематике, проводимых в учреждении образования:

  • Краеведческая олимпиада: «Лепельщина родная»

  • Неделя туризма и краеведения

  • Фальклорный фестиваль «Наше наследие»

  • Интеллект-ринг «Славные имёна Витебского края»

  • Викторина «Моя Беларусь»

  • Классный час «Я-гражданин Республики Беларусь»

  • Конкурс рисунков «Край, в котором я живу»

  • Заочное путешествие по родному краю "Моя Родина-Беларусь"

  • Турнир знатоков белорусской природы

  • Интеллектуально-познавательные игры "Моя Беларусь"

  • Интеллектуальная игра «Путешествие по родной стране»

  • Фотовыставка «Беларусь во всей своей красе»

Туристские походы и экскурсии на протяжении многих лет остаются наиболее любимыми формами туристско-краеведческой деятельности учащихся.

Желание большинства учащихся участвовать в туристской деятельности объясняется их стремлением удовлетворить собственную любознательность, романтикой походов, тяге к перемене мест, возможностью испытать себя, большой двигательной активностью.

Основная цель деятельности учреждения в этом направлении: расширение туристской, краеведческой, экскурсионной, поисковой работы с учащимися, применение разнообразных форм туристской работы в воспитательном процессе и туристской увлечённости, которую юные граждане нашей Беларуси пронесут через всю свою жизнь.

Слово «туризм» энциклопедия объясняет как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.

Туризм и краеведение шагают рядом. В туристских походах и экскурсиях учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного края, изучают памятники истории и культуры, природные объекты.

Велика роль туризма в воспитании юных граждан нашей страны. Трудности походной жизни прививают навыки самообслуживания, приучают их к систематическому труду, воспитывают выдержку и инициативу. Участвуя в походах, школьники раскрываются иногда с самой неожиданной стороны. Трудно переоценить возможности туризма в физическом воспитании, укреплении здоровья, закалке детей и подростков.

Широки возможности туризма в углублении знаний школьников, полученных на уроках. Непосредственно видя тот или иной географический, исторический объект, на практике наблюдая за различными явлениями природы, посещая музеи и совершая экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школьники глубже усваивают учебный материал.

В нашей школе традиционными стали туристско-краеведческие походы:

« По местам боевым…», «Лепельщина-край озёрный», «Полезные ископаемые Лепельщины», «Край, в котором я живу…», Лепельщина литературная; экскурсии в государственные и общественные музеи, по историческим и памятным местам Республики Беларусь, к общенациональным святыням, посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых земляков.

Важное место в краеведческой работе школы отдано работе детского объединения по интересам «Наследие», целью которого является:

  • содействовать формированию личности с широким мировоззрением, которая глубоко осознаёт духовную связь с прошлым, современностью и будущем, понимает свою сущность и роль в жизни, обществе;

  • присоединить к богатой и самобытной истории нашего народа и его культуры, помочь в постижении опыта предков, особенностей белорусского этноса;

  • содействовать формированию патриотического самосознания современной молодёжи, её гражданского взросления.

Прошлое и культурные традиции белорусского народа являются неотъемлемой частью истории славянства, достижением европейской и мировой цивилизации. Потому что, обращая внимание на отличительных особенностях белорусского этноса, очень важно соединять национальное и общечеловеческое, воспитывать у школьников чувство толерантности и уважения к другим народам, изучать их философию мирного сосуществования. Очень важно, чтобы молодые люди гордились своей Родиной, имели потребность учиться и работать на пользу Беларуси и её будущего.

Мероприятия объединения по интересам, проводимые в течение учебного года:

  • Праздник национальной кухни

  • Творческий проект "Я горжусь"

  • Историко-краеведческое исследование «Партизанское движение на Лепельщине в годы Великой Отечественной войны»

  • Исследовательские работы «Витебщина литературная», «Лепельщина литературная», «Что в названии твоём Боровка»

  • Краеведческий проект «Моя Малая Родина»

  • Праздник "Купалье"

  • Праздник "Масленица"

  • Конкурс инсцинированных белорусских сказок

  • Конкурс сочинений «Беларусь моя родная!»

В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории Белорусии. Люди пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности в прошлом. Особое внимание привлекает к себе местная история, которая зачастую оказывается менее изученной. Так уж сложилось, что в школах история "малой родины" изучалась от случая к случаю. А между тем люди всех возрастов, особенно молодежь, хотят знать более подробно о тех местах, где они живут, где прошли детство, юность, а у многих и вся жизнь. Все те общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся, помогут им в дальнейшем в выборе профессиональной деятельности. Всестороннее изучение истории края оказывают большую помощь учителям, общественности, родителям в воспитании на историческом прошлом подрастающего поколения.

Микулёнок Жанна Юрьевна,

заместитель директора по учебной работе

государственного учреждения образования

«Боровская средняя школа Лепельского района»

Витебской области Республика Беларусь



5


© 2010-2022