- Преподавателю
- Директору, завучу
- КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ
КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остапенко Л.Г. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ
Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.
Костанайский государственный педагогический институт,
Школа-лицей №2 г. Костаная
Республика Казахстан
Аннотация
В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.
Түйін
Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.
Профессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный - повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой - стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий, как формирование эффективных умений и навыков общения [1.c.14]. Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.
В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.
Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.
Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.
Коучинг - это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.
Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.
Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».
Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».
Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.
Коучинг не учит, а помогает учиться - это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) [2, с.10]. Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.
Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:
- все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,
что они проявляют в своей повседневной жизни;
- в каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;
- в каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;
- фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;
- принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;
- человек себя оценивает сам;
- построение «подмостков» для подопечного. [3.c.18].
Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.
Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.
Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.
Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:
- процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;
- проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;
- системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.
Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.
Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.
Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», - это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.
Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство - раскрытие потенциала - результат».
Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.
Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.
Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.
Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.
Список литературы:
-
Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.
-
Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. - М., 2013. - 65 с.
-
Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. - М., 2005.- 60 с.
-
Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.
Приложение 1
-
Международная конференция
-
«Образовательная политика, практика и исследования»
-
23-24 октября2014 г., г. Астана
-
-
Заявка участника
ФИО:
Утегенова Бибикуль Мазановна
Тема доклада:
Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов
Наименование секции:
6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.
Ученая степень, звание:
Кандидат педагогических наук, доцент,
Основное место работы:
Костанайский государственный педагогический институт
Должность:
Заведующая кафедрой педагогики
Телефон:
87142567584
Факс:
E-mail:
Дата подачи заявки:
-
Число
-
23
-
-
-
Месяц
-
-
-
09
-
-
-
Год
-
-
-
2014
-
Приложение 1
-
Международная конференция
-
«Образовательная политика, практика и исследования»
-
23-24 октября2014 г., г. Астана
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Заявка участника
-
-
-
-
-
-
-
ФИО:
Остапенко Людмила Георгиевна
Тема доклада:
Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов
Наименование секции:
6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.
Ученая степень, звание:
-
Основное место работы:
Школа-лицей №1 г. Костаная
Должность:
Учитель высшей категории, сертифицированный педагог
1 уровня
Телефон:
87053272445
Факс:
E-mail:
Дата подачи заявки:
-
-
Число
-
-
-
23
-
-
-
Месяц
-
-
-
09
-
-
-
Год
-
-
-
2014
-