Статья Дистанционное образование: значение, сущность, технологии

Сегодня дистанционное образование (ДО) – это глобальное явление культуры в образовательной и информационной областях. Его возникновение обусловлено не только педагогическими причинами, сколько возможностями информационно-телекоммуникационных технологий. Уже существует множество моделей организации ДО, за счёт развития ИКТ-технологий постоянно появляются новые, тем самым обеспечивая возникновение принципиально новых педагогических возможностей. Общепринятого определения ДО пока не существует. Ана...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Дистанционное образование: значение, сущность, технологии.

Дистанционное образование:

значение, сущность, технологии.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 52

г. Нижнего Новгорода

Панкова Марина Эдуардовна



Сегодня дистанционное образование (ДО) - это глобальное явление культуры в образовательной и информационной областях. Его возникновение обусловлено не только педагогическими причинами, сколько возможностями информационно-телекоммуникационных технологий. Уже существует множество моделей организации ДО, за счёт развития ИКТ-технологий постоянно появляются новые, тем самым обеспечивая возникновение принципиально новых педагогических возможностей.

Общепринятого определения ДО пока не существует. Анализ многочисленных источников позволил сформулировать следующее определение. Дистанционное образование (обучение) - это целеноправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени.

В настоящее время ДО признано одной из важнейших форм обучения, обеспечивающей человеку возможность непрерывного образования. В идеальном случае оно:

  • даёт возможность получать образование для решения жизненно важных задач;

  • предоставляет обучающимся равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения и т.д.

  • позволяет обучающемуся выбрать комфортное место, время и темп обучения, а также выстроить собственный образовательный маршрут;

  • обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

  • создаёт условия и предоставляет средства, необходимые для самообучения, с учётом индивидуальных возможностей и запросов обучающихся (в том числе обучающихся со специальными потребностями);

  • позволяет формировать уникальные образовательные программы за счёт комбинирования учебных модулей по курсам, предоставляемым образовательными учреждениями.

Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Выделяют три поколения ДО, которые исторически связаны с развитием производственных, транспортных и коммуникационных технологий. Средством ДО первого поколения был написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление второго поколения ДО связывают с началом работы в 1969 году в Великобритании Открытого университета. Именно в это время ДО стало рассматриваться как особая самостоятельная форма образования. В основу организации был положен комплексный подход: обучение по-прежнему базировалось на печатных материалах и переписке, но целях обучения использовались учебные пособия на аудио- и видеоносителях. Для обмена информацией и организации взаимодействия участников образовательного процесса начали применять телефон, факс, компьютерные сети и другие средства связи. Основной отличительной чертой дистанционного процесса обучения стала большая самостоятельность обучающихся. Они могли выбирать время и место учёбы, даты начала изучения курса и экзамена. Учебные материалы разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли изучать предмет практически самостоятельно. Третье поколение ДО связано с активным использованием информационно-телекоммуникационных (ИТК) технологий. Это позволяет осуществлять двустороннюю связь как в синхронном, так и в асинхронном виде. В первом случае Интернет позволяет обучающимся присутствовать на лекциях, активно участвовать в работе семинаров, сдавать экзамены, физически находясь на расстояниях в тысячи километров от образовательного учреждения. Всё более широкое распространение получают видео- или аудиографичекие телеконференции, проектная работа экстерриториальных групп, когда участники находятся в разных городах. Асинхронная коммуникация осуществляется при помощи электронной почты, форумов, чатов, блогов. Сегодня ДО третьего поколения всё больше приобретает вид электронного обучения, которое использовании ИКТ-технологий. Но более эффективной является смешанная модель обучения, сочетающая преимущества ДО предыдущих поколений с потенциалом современных ИТК-средств обучения.

Развитие информационных технологий, их активное в сферу образования сделало востребованной модель интернет-обучения. Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией посредством Интернета. Модель характеризуется:

  • активным общением не только обучающихся и преподавателей между собой, но и в формате «учащийся - эксперты» или «учащиеся - лучшие мировые источники знаний» по интересующей проблематике;

  • новой парадигмой образования - «активное изучение», в рамках которой обучающийся сам контролирует процесс образования. Он может самостоятельно выбирать учебные курсы, темп, время и место обучения, информационные источники и т.д.

Дистанционное обучение находит всё более широкое применение в общеобразовательной школе в следующих формах:

  • дополнительное обучение (подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, углублённое изучение предметов)

  • профильные элективные курсы для старшеклассников и обучающихся 8-9 классов

  • дистанционные уроки, на которых предполагаются вопросы для обсуждения, материалы, проверяющие знания, презентации

  • индивидуальное обучение, консультации, экстернат

  • дистанционные курсы для педагогов

  • размещение на сайте школы (учителя) электронных пособий для обучающихся, с помощью которых можно контролировать процесс усвоения школьниками учебного материала.

В целом можно констатировать, что сегодня одним из наиболее востребованных видов ДО в общеобразовательной школе является подготовка к поступлению в ВУЗ и тестирование. Например, сайты интернет-школы «Просвещение. ru» (internet-school.ru), Центра интенсивных технологий образования (sito.ru), единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, созданная в рамках НФПК «Информатизация системы образования» дают обучающимся возможность интенсивной дополнительной подготовки к поступлению в ВУЗ и досрочной и промежуточной аттестации по всем образовательным предметам.

Процесс обучения в информационном обществе - это совместная целенаправленная деятельность учителя и обучающегося, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде. Принцип интерактивности определяет наличие обратной связи, постоянное информирование ученика о том, насколько он продвинулся в изучении материала, что было сделано неверно, где допущены ошибки. Интерактивность не только важнейший, но и основополагающий принцип, без реализации которого ДО невозможно. Принцип гуманизации являетсяопределяющим в ДО, так как оно изначально обращено к человеку и создаёт благоприятные условия для овладения содержанием образования и формирования ключевых компетенций. Принцип индивидуализации предполагает, что ДО позволяет выстроить процесс обучения в соответствии с потребностями и особенностями обучающегося, раскрыть его потенциальные возможности. В тесной связи с предыдущим принципом находятся принципы открытости и гибкости ДО, первый из которых «мягкие» ограничения в получении образования для различных категорий обучающихся и открытость методической системы учителя, а второй обосновывает возможности учёта индивидуальности обучающегося при построении программы прохождении курса. Гибкость обеспечивается реализацией принципа модульности, который подчёркивает необходимость модульной организации учебного материала, создаваемого вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению. Использование ИТК-средств в ДО регламентируется принципом педагогической целесообразности применения ИТК-технологий в процессе обучения. Принцип требует тщательной педагогической оценки плюсов и минусов любого ИТК-средства в рамках каждого шага проектирования, создания и организации процесса ДО.

Любая модель ДО должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателями, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве.

Дистанционное обучение в настоящее время является одной из наиболее быстро развивающихся областей педагогической науки и практики. Его возможности при наличии ИТК-средств обеспечивают потребности в образовании значительной части населения. Тем самым ДО имеет решающее значение в формировании информационной культуры общества.

Литература:

Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская «Теория обучения в информационном обществе»

М.: Просвещение, 2011

Е.В. Чернобай «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М.: Просвещение, 2013

И.В. Никишина «Мастер-класс для руководителей школы», М.: Издательство «Глобус», 2009

dist-edu.ru


© 2010-2022