Формы и методы работы с одаренными детьми

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы работы с одаренными детьми

Учитель химии высшей категории

Алейникова Наталья Валерьевна



Стратегия в области современного образования ставит вопрос о достижении нового качества среднего общего образования, переосмысления целей и планируемых результатов школьного образования. Основная цель реформирования казахстанского образования - это обновление качества образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования.

Предмет "Химия" в условиях 12-го образования входит в образовательную область «Естествознание». Предметная область «Химия» является одной из базовых областей основного и общего среднего образования, ее роль в системе школьного образования обусловлена значением этой науки в познании природы и производственных возможностей современного общества.

Предназначением данного предмета является формирование у учащихся основы для понимания таких мировоззренческих идей как:

  • материальное единство неорганических и органических веществ;

  • обусловленность свойств веществ их внутренним строением;

  • познаваемость химических явлений через эксперимент и решение противоречий между новыми фактами и теоретическим предпосылками к ним;

  • осознание роли химии в решении экологических проблем, проблем сбережения ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.

В целом это способствует формированию развитой и компетентной личности гражданина Казахстана средствами учебного предмета.

Миссией учебного предмета «Химия» является:

1. формирование у учащихся системы фундаментальных химических знаний о законах окружающего мира, способов и приемов деятельности в данной сфере, как основы научного мировоззрения и средства для осуществления личностно-значимой деятельности;

2. развитие ключевых компетенций выпускников общей средней ступени образования средствами химии;

3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей учеников в процессе самостоятельного приобретения химических знаний в соответствии со стремлением к удовлетворению личных потребностей и самореализации.

Основные задачи предметной области «Химия»

 выработать у учащихся естественнонаучные представления на основе знания, понимания и возможности использования понятий, закономерностей, законов, теорий, приемов и методов химической науки;

 сформировать у учащихся навыки грамотного, безопасного обращения с важнейшими химическими веществами в повседневной жизни и химическими приборами, аппаратами и разнообразными установками во время учебного процесса;

 познакомить учащихся с основными направлениями развития науки и промышленности, с ролью химии в технике и технологии, в решении экономических проблем;

  • обеспечить понимание того, что химия вносит существенный вклад в осмысление современной научной картины мира и вооружает человека знаниями и способами деятельности, необходимыми для образованной, культурной и компетентной личности в современном мире.

 сформировать у учеников умения самостоятельно получать знания по химии, а так же применять полученные знания для объяснения и практического использования разнообразных химических явлений, строения и свойств веществ, современных технологий; обеспечить возможности для продолжения естественнонаучного образования и самообразования;

  • обеспечить овладение учениками способами решения проблем, способами информационной и коммуникативной деятельности при изучении химии;

 способствовать средствами предмета подготовке учащихся к сознательному профессиональному выбору.

Как показывает опыт ведущих стран, оценки экспертов, в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе многие показатели успешного развития страны будут напрямую связаны с качеством системы образования. Поэтому сегодня неизмеримо повышается ответственность школы и учителя за глубокое и прочное усвоение учащимися основ наук, формирование научного мировоззрения и воспитание у школьников высокого сознания общественного долга, выявление и развитие способностей каждого ученика.

Особое внимание в последние годы уделяется выявлению и развитию одаренных детей. Кто же эти дети? Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными.


Формы и методы работы с одаренными детьми

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).

Сюда относят детей, у которых выражены следующие признаки:

- способность к анализу и логическое мышление;

- абстрактное мышление;

- математические способности;

- способности к естественным наукам;

- лингвистические способности (богатый словарный запас, свободное выражение мыслей, легкость овладения иностранными языками);

- учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, высокая обучаемость);

- технические и конструкторские способности.

Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель - коэффициент интеллекта - претендовал ни больше ни меньше чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности. Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.


2. Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность).

Сюда относят детей, у которых выражены следующие признаки:

- богатство идей, альтернативность решений;

- богатое воображение, фантазия;

- оригинальность, необычность идей, отказ от стереотипов;

- устойчивость интересов и увлечений;

- хорошее чувство юмора

- самостоятельность и независимость суждений;

- широта и глубина интересов.

Учебная успешность и высокий интеллект не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Американский учитель и психолог Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.
Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Талантливые дети - особая категория одаренных. Разговор о них - это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.
Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.
Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов.
Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".
Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе -троечники.
Хотя нельзя не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.
Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение (среда и воспитание) либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Методы математической статистике, опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления, говорят о 15-20% от общего числа детей.

Как же учителю в современных условиях увидеть одаренного ребенка?

На мой взгляд, для этого более всего подходит концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
-творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

Формы и методы работы с одаренными детьми

Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Одним из главных факторов, по моему мнению, является мотивация. Ведь не секрет, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели. (креативность)
Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.
При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения.


1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:
- мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).
- мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).


2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
- широкие социальные мотивы:
а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
- мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном
с учением.
Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.
Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка.
Естественно, возникает вопрос: как выявить доминирующую мотивацию? Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой: на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.
Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.
Не менее важно и пробуждение интереса к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать его (процесс) увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат. Отсюда вытекает необходимость при планировании уроков, особенно в 8 классе на начальном этапе изучения химии, использовать различные формы и методы проведения занятий. Уроки путешествия, соревнования, КВНы и т.д.
Большое значение я придаю и социальным мотивам, и это вполне справедливо. С самых первых уроков в 8-м классе говорится о том, что хорошая учебная работа ученика - залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Такие беседы проводятся не только с детьми, но и с их родителями как в частных беседах так и на родительских собраниях.
Не менее важным фактором является способность к творчеству. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Поэтому одними из критериев выявления одаренных учеников являются их успехи на таких предметах как ИЗО, музыка, труд, которые только на первый взгляд кажутся совершенно далекими от химии.

И наконец интеллект. Его можно рассматривать как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.). Для выявления данной категории я активно привлекаю школьных психологов, а также провожу олимпиаду «Интеллект».
Таким образом, все выше сказанное можно отнести к первоначальному этапу работы с одаренными детьми - выявление способностей учащихся.

На втором этапе идет развитие способностей и выявление одаренности. И наконец третий этап - это развитие одаренности до своего назначения (творчества, которое характеризуется не просто выполнение любой деятельности на самом высоком уровне, но ее преобразованием и развитием).

Каждый из этапов реализуется как на уроках, так и во внеурочное время.

Виды работы

Диагностика

Работа с родителями

Работа с детьми

Работа на уроке

Внеклассная работа

Психологические тесты на выявление способностей, склонностей, интересов;

олимпиада «Интеллект».

Индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях.

Нестандартные задачи, рефераты, доклады, проекты и т.д.

Организация кружка, конкурсы, викторины, КВНы,

недели химии, подготовка и проведение олимпиад, выполнение научно-исследовательских работ.

Внеклассная работа.

ОФормы и методы работы с одаренными детьмисобое место в развитии детской одаренности, на мой взгляд, должна занимать внеклассная работа, которая позволяет более успешно раскрыться ученику, проявить свои способности, а учителю не только выявлять способных детей, но и всесторонне развивать их.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.

Сегодня учебные планы средней школы предусматривают различные прикладные курсы и курсы по выбору по разным предметам, в том числе по химии. Так же как и внеклассные занятия, они не обязательны для всех учащихся. Данные занятия отличаются от внеклассных тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся особенно одаренных. В связи с этим существенно возрастает роль именно внеклассной работы.

Основные цели внеклассной работы по предмету - помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности, повышение личной мотивации ученика.

Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др., но именно выбор содержания может удовлетворить все потребности одаренных учеников.

В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по химии: массовая - химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.; групповая - химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная - работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.

При использовании индивидуальной и групповой форм внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для химического кабинета, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к урокам, к химическому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач. Именно такие формы внеклассной работы чаще всего и используются при работе с одаренными детьми.

В своей работе я стараюсь использовать максимум того что может дать внеклассная работа, для этого применяются различные формы.

Групповые.

СФормы и методы работы с одаренными детьмиреди групповых форм внеклассной работы хотелось бы выделить организацию кружка. Именно кружок в силу организационной гибкости позволяет легко сочетать эксперимент и теоретическую работу, удовлетворять разнообразные интересы школьников, что особенно важно на первоначальном этапе работы с детьми - этапе выявления способностей.

Кружки можно разделить на четыре вида:

  1. Занимательные кружки. Задачей таких кружков является привлечение учащихся к изучению химии, работе с веществами.

  2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является привитие устойчивого интереса к химии и совершенствование знаний учащихся, полученных на уроке.

  3. Кружки, на которых перед учащимися ставится задача достижения какого-либо практического результата.

  4. Кружки, посвященные специальным вопросам химии.

В школе организован кружок «Юный химик», который объединяет учеников 7-8 классов. Данная форма работы со школьниками этого возраста, по моему мнению, наиболее эффективна. Одной из задач кружка является совершенствование и углубление знаний, полученных на уроке, а главное - привитие интереса к химии (т.е. повышение внутренней мотивации ученика), что наиболее важно при работе с учащимися 7-х классов. К тому же это позволяет значительно раньше (7 класс) выявить способных ребят.

Именно такая организация внеклассной работы позволяет ученикам раскрываться с различных сторон. Каждое занятие включает в себя помимо теоретического материала проведение лабораторных работ, экспериментов в ходе которых ребята учатся наблюдать, вести записи опытов, делать выводы, самостоятельно планировать и проводить небольшие исследования. Предлагаемые работы не дублируют программный материал, а расширяют и дополняют его, что, безусловно, вызывает интерес не только у учеников 7-ых, но и 8-ых классов. Кроме проведения экспериментов ряд занятий предполагает и задания на моделирование. Так школьникам было предложено собрать модели атомов 2-го периода. Активное участие кружковцы принимают и в организации викторин, вечеров, составляя различные задания, подбирая материал к конкурсам и опытам.

Именно кружковая работа, на мой взгляд, может сыграть огромную роль в дальнейшем самоопределении ученика, так как позволяет ему проявить максимум своих возможностей, попробовать себя в различных качествах при этом, что немало важно, не будучи зажатым в строгие рамки школьного урока, что как мы знаем наиболее актуально именно для талантливых, одаренных детей.

Массовые формы.

КФормы и методы работы с одаренными детьмиак было уже ранее сказано к ним относятся: химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя, викторина, конференция и т.д.. остановимся на некоторых из них более подробно.

В школе проводятся химические вечера такие как: «Посвящения», вечера, посвященные выдающимся учёным-химикам и другие. Химический вечер - это наиболее яркая и запоминающаяся форма проведения внеклассной работы. К тому же, что немало важно, позволяет объединить учеников разных возрастов, раскрыться детям творческим. При этом учащиеся старших (профильных) классов выступают в качестве сценаристов, организаторов, ведущих. Таким образом, проведение вечера позволяет им

попробовать себя в разных ролях, испытать свои силы. Ведь наша задача, как мне кажется, воспитать не только будущего выдающегося химика, но и возможно помочь раскрыться поэту, писателю, артисту и т.д. При этом подготовительный этап, который, как правило занимает 3-4 недели, требует от учеников проведения большой самостоятельной работы по подбору материала для сообщений, конкурсов, опытов. Всё это помогает им при дальнейшем выборе прикладных курсов, а главное при определении дальнейшего рода деятельности.

Наряду с вечерами проводятся различные викторины и конкурсы. Чаще всего они являются своеобразным итогом изучения отдельных тем или разделов. Так, например, в 8-м классе после изучения темы «Вода. Растворы. Основания.» проводим игру-викторину «Самое удивительное вещество», в 9,10-х классах изучение темы «Металлы» завершается игрой «Металлы вокруг нас» и другие.

Такие формы внеклассной работы всегда привлекает внимание учеников, так как все они основаны на принципах игры, соревнования. Викторины и конкурсы позволяют раскрыть творческие способности школьников, не зависимо от их успешности на уроках химии, что является одним из принципов профильного образования.

Особую роль в системе внеклассной работы по работе с одаренными детьми занимает подготовка и проведение олимпиад по химии. С одной стороны - это один из самых массовых видов внеклассной работы, но в то же время подготовку к олимпиаде следует отнести, на мой взгляд, к сугубо индивидуальной работе учителя с учеником. Ни для кого не секрет, что количество участников олимпиад по химии различного уровня от параллели к параллели становится всё меньше и меньше. Если в 8-9 классах это, безусловно, массовое мероприятие, где школьники пробуют свои силы в решении нестандартных задач, проверяя свой выбор будущего профиля обучения, то в старшей школе это единицы, которые уже рассматривают химию как часть своей дальнейшей жизни, с ней они связывают свою будущую профессию. Именно здесь мы имеем возможность работать со способными и одаренными детьми, проявляющими к тому же непосредственно интерес к химии.

Индивидуальные формы.

При рассмотрении индивидуальных форм внеклассной работы следует обратить внимание на организацию внеклассного чтения. Практика показывает, что для развития у школьников интереса к химии (что играет непоследнюю роль в повышении мотивации) углубления и расширения их знаний оно имеет большое значение. Самостоятельная работа с книгой развивает у учащихся также мышление, умение приобретать знания, т.е. формируются навыки к саморазвитию, что в условиях быстроменяющегося современного мира очень важно.

В современной школе широкое распространение получила работа по проведение научно-исследовательских работ учащимися. Данный вид внеклассной работы позволяет наиболее полно раскрывать и развивать способности одаренных учеников, проводить с ними раннюю предпрофильную подготовку.

Нельзя не сказать и о таком широко распространенном виде внеклассной работы как проведение в школах недель химии. К этому мероприятию, как правило, приурочено проведение различных викторин, конкурсов, вечеров, конференций и т.д., что позволяет ученикам посмотреть на возможности химии с различных сторон, проявить себя, соотнеся свои успехи с успехами остальных учеников.

Таким образом, можно сказать, что внеклассная работа по химии - это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества.

Работа на уроке.

Не менее важную роль играет и работа с способными и одаренными детьми на уроках. Здесь так же возможны различные методы и формы. Одним из наиболее часто встречающихся методов является включение на уроках всевозможных нестандартных интересных заданий. Так например, при проверке домашнего задания по теме «Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и методы очистки веществ.» ученики с удовольствием решают такие задачи: «В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя А. Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с бензином. Экипаж машины попытался очистить бензин перегонкой, но способ оказался малопроизводительным. Помощь явно опаздывала. И тут судьба улыбнулась полярникам. Химик нефтяной компании предложил простой и эффективный способ очистки бензина от сахара. Совет был передан на снегоход по радио, и помощь подоспела вовремя. Как вы думаете, что предложил химик?». Или, например, в контрольные работы включаются такие дополнительные задания: «Растения, особенно хвойные деревья, чувствительны к присутствию в воздухе SO2 и серной кислоты. Дело в том, что H2SO4, стекая с иголок, попадает в их устьица. Растение, пытаясь нейтрализовать серную кислоту, выделяет соли кальция. Напишите уравнение реакции и объясните, почему гибнет растение.».

Большое внимание на уроках уделяется написанию рефератов, докладов, выполнению различных творческих работ. Все это в той или иной степени призвано выявлять и развивать неординарные способности детей.

В заключение хочу подчеркнуть, что детская одаренность может проявлять себя самым разным образом, ее развитие неравномерно и индивидуально, поэтому относиться к ней надо чрезвычайно бережно.







© 2010-2022