- Преподавателю
- Директору, завучу
- Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Раздел | Завучу |
Класс | 4 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Никитина С.А. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Слайд 1
ТЕМА: Особенности современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Слайд 2
« Урок - это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
1.УРОК.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом прохода через все рифы. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Слайд 3
Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.
Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 4
Урок не может не меняться!
Аргументы в пользу этого утверждения:
-
Вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты;
-
утвержден новый Федеральный Базисный учебный план;
-
внедряются информационные технологии;
-
устанавливается общественный договор между родителями и государством об оказании образовательных услуг.
Слайд 5
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
-
анализировать свои действия;
-
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
-
отличаться мобильностью;
-
быть способными к сотрудничеству;
-
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
2. Сопоставление традиционного и современного урока в контексте реализации ФГОС второго поколения.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Слайд 6
Плюсы и минусы традиционного урока
плюсы
минусы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания детей учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно.
Главные ориентиры традиционного урока - коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
Слайд 7
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше несостоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ - троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Слайд 8
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум - индивидуальных и групповых форм работы на уроке.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Исходя из этого, вытекают требования к современному уроку.
Слайд 9
Три постулата современного урока:
1.урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
2.урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
3.человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности.
Слайд 10
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.
Слайд 11
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
Слайд 12
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Слайд 13
Технологические ресурсы - это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Слайд 14
Требования к современному уроку:
-
урок должен быть проблемным и развивающим;
-
учитель активизирует деятельность учащихся;
-
четко сформулированы тема, цель, задачи урока;
-
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
учет уровня и возможностей учащихся;
Слайд 15
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
Слайд 16
К. Д. Ушинский
Слайд 17
Характеристика современного урока
Личносто-ориентированный, индивидуальный характер
Создание условий для формирования компетенций
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Урок
Использование образовательных технологий
Компоненты содержания
Практическо-деятельностный подход
Слайд 18
Технологический процесс подготовки современного урока в условиях внедрения ФГОС:
-
определение цели и задач;
-
отбор содержания учебного материала;
-
подбор методов и приёмов обучения;
-
определение форм организации деятельности учащихся;
-
подбор материала для домашней работы;
-
определение способов контроля;
-
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
-
подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в следующих аспектах: личностном, познавательном, коммуникативном и регулятивном.
Слайд 19
Слайд 20
«Высший пилотаж»
- урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход предлагает следующую структуру урока:
Слайд 21
I этап. Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности (положительный настрой на урок, орг.момент)
II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (повторение и создание проблемной ситуации)
III этап. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
V этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
Рассмотрим подробнее каждый из моментов структуры урока освоения нового знания.
Слайд 22
1 Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Слайд 23
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 24
III . Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи).
Цель: обсуждение затруднений
(Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин
Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 25
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 26
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
Слайд 27
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно и сравнивается с эталоном (образцом выполнения задания).
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 28
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 минут
• Сначала учащимся предлагается из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 29
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3 минуты
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Мы рассмотрели структуру урока освоения новых знаний. Какие же ещё типы уроков используются в обучении?
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Слайд 30
Урок изучения нового
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
-
Урок закрепления знаний
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
Урок комплексного применения знаний
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
-
Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Слайд 31
-
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
-
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
-
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
-
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
-
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Слайд 32
-
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
-
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
-
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
-
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
-
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
-
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
-
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
К каждому уроку составляется технологическая карта. Что это такое?
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Слайд 33
Структура технологической карты:
-
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
-
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
-
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
-
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
-
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-
на практике реализовать межпредметные связи;
-
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
-
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
-
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
-
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
-
школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения .
Какова же технологическая карта, соответствующая требованиям ФГОС?
Слайд 34, 35
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
-
реализацию учителем целей урока;
-
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
-
осуществление оценивания и контроля.
Слайд 36
Вы видите примерный план самоанализа урока учителем, в соответствии с требованиями ФГОС.
№
Вопросы для самоанализа
Примерный план самоанализа
1.
Место данного урока в системе уроков. Тип урока.
Тип урока:
1) усвоение новых знаний;
2) формирование ключевых компетенций (умений и навыков);
3) обобщение и систематизация;
4) комбинированный.
2.
Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
Цели, задачи, формирование УУД
3.
Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.
Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
4.
Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.
Этапы урока:
-
….
-
…..
5.
Оценка содержания каждого этапа урока.
Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
6.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.
Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:
1) словесные - рассказ, беседа, объяснение, лекция;
2) наглядные - иллюстрация, демонстрация;
3) практические - опыты, упражнения, трудовые задания;
4) индуктивные и дедуктивные;
5) репродуктивные или поисковые;
6) методы самостоятельной работы;
7) методы стимулирования - познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;
8) методы контроля и самоконтроля - устного, письменного.
Слайд 37
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Слайд 38
15