Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой

Рабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школойРабочая программа Преемственность между ДОУ и начальной школой





Программа преемственности между ДОУ и начальным школьным образованием






Содержание


  1. Введение. Цель преемственности, задачи программы.

  2. Принципы построения программы.


  1. Теоретико-методологические положения программы. Аспекты преемственности.


  1. Этапы преемственности.


  1. Формы осуществления преемственности: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.

  2. Универсальные учебные действия.


  1. Развитие интегративных качеств дошкольников. «Портрет выпускника ДОУ», «Портрет выпускника начальной школы».


  1. Реализация технологии деятельностного метода.

  2. Ожидаемые результаты.













2

Введение

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с "Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) " понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Формирование умения учиться включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Применительно к дошкольной ступени это должно выражаться в следующем:

- развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учению у будущего школьника);

- развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно - ролевых игр, детского экспериментирования);

- развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми, сверстниками).

Принятие и утверждение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В ФГОС начального общего образования одной из задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

3

При этом хочется отметить, что проблема преемственности в образовании не нова. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Он считал, что дети 3 - 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Что же такое преемственность?

Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.(Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Таким образом, цель преемственности - обеспечение

полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.




4

Задачи работы по обеспечению преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью


  1. Создать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, обеспечивающие единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в условиях реформирования современной системы образования;


  1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности;

5.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках ФГОС ДО и ФГОС (начальное звено)


  1. Создать единую стратегию в работе с родителями;


  1. Обеспечить профессиональный рост педагогов.

Принципы построения раздела «Преемственность…»


  • Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования;


  • Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки;


  • Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы;

  • Принцип учѐта возрастных и индивидуальных особенностей

детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников;


  • Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение;


  • также:

    • Принцип развития;


  • Принцип гуманитаризации;


  • Принцип целостности;


  • Принцип культуросообразности;


  • Принцип содержания образования.

Теоретико-методологические положения и аспекты преемственности.

Осуществление преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:


  1. фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;


  1. научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;


  1. действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.

определены ведущие дидактические принципы и организационно - правовые условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой,

содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно - организационный.






  1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.


  1. Содержательная преемственность обеспечена:


  1. Созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.


  1. Соотношением между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и установлением перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

3) В организации программ дополнительного образования учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений.


  1. Технологическая преемственность обеспечена:


  1. Отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах,

при

которой обучение дошкольников осуществляется на основе

специфических для этого возраста видов детской деятельности.

2)

Проводится работа по выработке и соблюдению единых для

детского сада и начальной школы принципов организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов. «Сквозные» линии предметно - содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мы

Доминирующие формы педагогической работы с воспитанниками в дошкольном и начальном образовании


Дошкольное образование

Начальная ступень школьного

образования

Игра, игровое занятие

Урок

ведущая деятельность:

Все виды игровой, художественно

Учебная деятельность

- продуктивной деятельности

с использованием игровых приемов

основная форма обучения


  1. Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с

ступени

детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как

важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием

адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при

формировании учебной деятельности.

На ступени

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

начальной

-направленность процесса обучения на формирование умения

школы

учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода

развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей

готовый образец) и исследовательской, творческой

деятельности, коллективных и индивидуальных форм

активности.

Общие условия

-

признание решающей роли содержания образования,

способов организации образовательной деятельности и

взаимодействия участников образовательного процесса в

достижении целей личностного, социального и познавательного

развития обучающихся;

-

создание преемственной предметно-развивающей

образовательной среды, способствующей эмоционально-

ценностному, социально-личностному, познавательному,

эстетическому развитию ребенка и сохранению его

индивидуальности;

-

учѐт индивидуальных, возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся, роли и значения

видов деятельности и форм общения для определения целей

образования и воспитания, и путей их достижения;

-

воспитательно-образовательный процесс должен быть

подчинен становлению личности ребенка: развитию его

компетентности, инициативности, самостоятельности,

ответственности свободы и безопасности поведения,

самосознания и самооценки;

-

создание основы для самостоятельного успешного

8

усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребѐнка;

- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.


  1. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально - положительное общение. На данном этапе администрацией и педагогом - психологом детского сада и школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.


  1. Управленческая и структурно - организационная преемственность обеспечивается нами реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров - практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий.

Этапы преемственности

Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет собой цикл из 4 -х взаимосвязанных этапов:


На первом этапе

(апрель - май) производится сбор

о состоянии работы по подготовке к

школьному обучению воспитанников детского сада в ходе

комплексного психолого

- медико-педагогического экспресс -

наблюдения за будущими выпускниками.

Для этого в детском саду применяются различные

диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста.

  • На втором этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно - индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Качество подготовки детей к обучению в школе контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективному плану контроля по осуществлению преемственности.

Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами. Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СОШ - ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов.


  • Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников дошкольного отделения. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора по УВР начальной школы, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.

Итоги работы подводятся на совместном круглом столе по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной год.

Формы осуществления преемственности


  1. Работа с детьми:


  • экскурсии в школу;


  • посещение школьной библиотеки;


  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;


  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

10


  • выставки рисунков и поделок;


  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);


  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;


  • участие в театрализованной деятельности;


  1. Взаимодействие педагогов:

совместные педагогические советы (ДО и школа);

семинары, мастер- классы;


  • круглые столы педагогов ДО и учителей школы;


  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, учителей, педагоги дополнительного образования;


  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;


  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДО и школы;


  • открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:


  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;


  • консультации с педагогами ДО и школы;


  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;


  • творческие мастерские;


  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;


  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;


  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, сайт школы и др.);

План мероприятий в рамках реализации программы преемственности, участие воспитанников ДОУ в общешкольных проектах; план взаимодействия с родителями представлены в

Приложении №1/ Преемственность.



11

Универсальные учебные действия

Особое значение в работе отводится вопросу формирования универсальных учебных действий, которые как основа умения учиться должны быть сформированы у выпускников начальной школы в результате изучения всех предметов. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных

учебных действий:

Предпосылки УУД у детей

Планируемые результаты на конец 1 класса

при поступлении в школу

- умеет положительно относиться к

- понимает предложения и оценки учителей,

себе, обладает чувством собственного

товарищей, родителей и других людей, умеет

достоинства

оценить себя по критериям, предложенными

взрослыми

- положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к

-умеет ориентироваться в нравственном

окружающим, отзывчив к

содержании и смысле, как собственных поступков,

переживаниям другого человека

так и поступков окружающих людей

- умеет уважать достоинство других

- умеет уважительно относиться к чужому мнению

- умеет понимать чувства других людей и

сопереживать им

- умеет беречь свои вещи

- умеет бережно относиться к материальным

ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

- Любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со

- умеет взаимодействовать со сверстниками в

сверстниками взрослыми через

совместной деятельности, договариваться,

участие в совместных играх и их

учитывать интересы других, сдерживать свои

организациях, вести переговоры,

эмоции

договариваться в игре, учитывать

интересы других в игре, сдерживать

свои эмоции в игре

- в обществе сверстников умеет

выбирать себе род занятий, партнѐров

-умеет обсуждать возникшие

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

проблемы, правила

- может поддержать разговор на интересную тему

- может поддержать разговор на

интересную для него тему

- умеет проявлять самостоятельность

-умеет проявлять самостоятельность в разных

в разных видах детской деятельности

видах детской деятельности

- умеет делать самооценку и себе и

- умеет делать самооценку себе и своим поступкам

своим действиям


12

- умеет открыто относиться к

-умеет адаптироваться к некоторым сложным

внешнему миру и чувствовать

ситуациям

уверенность в своих силах

Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию


Универсальные действия

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом

классе

Личностные действия-

ВПШ (внутренняя

Адекватная мотивация

самоопределение,

позиция школьника)

учебной деятельности

смыслообразование

Познавательные действия

Понятие сохранения (на

Предпосылки

(классификация, сериация);

примере дискретного

формирования числа как

множества).

условие освоения

математики

Преодоление

Коммуникативные действия

эгоцентризма и

(умение вступать в

децентрация в

кооперацию, соотносить

мышлении и

позиции партнеров и

межличностном

собственную)

взаимодействии

Познавательные и знаково-

Дифференциация

Предпосылка и условие

символические действия

планов символ/знак и

успешности овладения

означаемого.

чтением (грамотой) и

письмом.

Различение

символов/знаков и

Условие усвоения

замещаемой

математики, родного

предметной

языка, формирования

действительности.

умения решать

математические,

лингвистические и другие

задачи. Понимание

условных изображений в

любых учебных предметов

Регулятивные действия-

Произвольность

Организация и выполнение

регуляции поведения и

учебной деятельности в

выделение и сохранение

деятельности: в форме

сотрудничестве с учителем.

цели, заданной в виде

построения

Направленность на

образца-продукта дей-ствия,

предметного действия в

овладение эталонами

ориентация на образец и

соответствии с

обобщенных способов

правило выполнения

заданным образцом и

действий способов

правилом

научных понятий (русский

13

действия,

язык, математика) и

предметной, продуктивной

- контроль и коррекция,

деятельности (технология,

-оценка

ИЗО)


Коммуникативные действия

Коммуникация как

Развитие учебного

общение и кооперация.

сотрудничества с учителем

Развитие планирующей

и сверстником. Условие

регулирующей

осознания содержания

функции речи

своих действий и усвоения

учебного содержания

Из данной таблицы видно, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своѐ развитие на начальной ступени образования. Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной психологической составляющей образовательного процесса

обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей воспитанников, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Приложение №2/Преемственность).

Содержание предпосылок УУД раскрывается в деятельности ребенка, в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми, являясь основным критерием оценивания. Их мониторинг осуществляется воспитателями путем наблюдения, бесед, выполнения определенных заданий, созданием проблемных ситуаций, прописанных в картах с фиксацией рейтинговой оценки в карте. Мониторинг развития предпосылок УУД осуществляется воспитателем на каждом возрастном периоде в конце учебного года.

Основные направления деятельности, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени

образования включают:


  • использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; и т.д


  • использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то при думать, предложить самим;


  • доброжелательное и уважительное отношение воспитателя к воспитанникам, учителя к ученикам


  • поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи (любой ответ, даже неверный);

14

- адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). Ведется активная работа с учителями и воспитателями.

Развитие интегративных качеств дошкольника

Вся деятельность по осуществлению преемственности ориентирована на модель дошкольника.

Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник.

Следовательно, результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть

развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребѐнка-дошкольника, которые обозначены в ФГОС ДО, можно обозначить как «Портрет выпускника ДО».

Портрет выпускника ДОУ

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство в себя, старается разрешить конфликты;


  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и

желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Портрет выпускника начальной школы»

любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;


  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Реализация технологии деятельностного метода

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам;

16

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

Принцип целостности - предполагает формирование у воспитанников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);

Принцип минимакса - заключается в следующем:дошкольное учреждение должно предложить воспитаннику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в дошкольном отделении и в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


  • Принцип вариативности - предполагает формирование у воспитанников способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

При организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и учебного процесса в начальной школе, главное место мы отводим активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, а также уделяем должное внимание развитию личности воспитанника и

учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности мы называем деятельностным методом.

Основная педагогическая задача, стоящая перед воспитателем:

организация условий, инициирующих детское действие. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребѐнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого воспитателя и учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребѐнка, а

17

воспитателю необходимо не только доступно всѐ рассказать, но и научить ребѐнка-дошкольника мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым можно отнести:

  • игру, (различные виды игр);


  • проблемные ситуации;

  • обучение через деятельность;

- групповую и парную работу;

- «оценочную» деятельность обучающихся (результат).

Деятельностный подход к обучению предполагает:


  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);


  • выполнение воспитанниками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;


  • выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;


  • формирование у дошкольников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;


  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


  • результате совместной педагогической деятельности мы должны получить

функционально-грамотную личность. Это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия; - способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; - умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя, своих близких; - обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний; - для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;

- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; - понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных

компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного

18

мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;


  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

  • владеющий современными информационными технологиями.

Ожидаемые результаты


  1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.


  1. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.


  1. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.


  1. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.

Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды должно:

• обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• быть комфортно по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.


  1. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.


  1. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.



19

Приложение №1/Преемственность

Перспективный План мероприятий в рамках реализации программы преемственности

мероприятие

ответственный

сентябрь

Участие детей подготовительной группы в «Празднике

1 сентября»

экскурсия детей подготовительной группы по

Воспитатели подготовительной группы

школе

Экскурсия в начальную школу родителей и детей

Заместитель директора по УВР

подготовительной группы

(начальная школа)

Консилиум «Вчера дошкольники - сегодня ученики»

Педагог-психолог (дошкольное отделение -

начальная школа)

октябрь

Круглый стол «Особенности обучения и

воспитания, особенности программы 4-х

летней начальной школы»

Педагог - психолог, воспитатели

подготовительной группы, учителя начальной школы

Вернисаж детских творческих работ «Осенние

мотивы» - обмен работ между обучающимися

начальной школы и детьми старшего дошкольного

возраста.

ноябрь

Декада русской словесности в школе.

Выпуск групповых страничек «Устами младенца»


Выпуск групповых фотогазет «Знакомьтесь, наша

Воспитатели групп,

дружная семья»

Руководитель МО начальной школы

декабрь

«С новым годом!» - обмен поздравительными

открытками между дошкольниками и учениками начальной школы

Воспитатели групп,

Руководитель МО начальной школы


Привлечение старшеклассников к проведению

Заместитель директора по ВР

новогодних утренников в ДОУ

Праздник Новогодней елки (участие дошкольников в

общешкольной новогодней елке)

январь

Декада истории в школе «Вспоминая суровые годы…».

Воспитатели групп дошкольного отделения

Выпуск страничек к «Книге памяти»

Учитель истории

Декада английского языка в школе:

Учитель английского языка

«В гостях у английских друзей»

февраль

Декада информатики в школе. Открытые занятия

Преподаватель ИКТ

по циклу «Компьютерные игры»

Проведение и взаимные посещения занятий в

Воспитатели дошкольных групп, учителя

ДОУ и уроков в начальной школе

начальных классов,

«Использование ИКТ в воспитательно-

преподаватель информатики школы

образовательном процессе»

Декада физкультуры в школе - дни здоровья

Учитель физкультуры, спортивный инструктор ДОУ


Диагностика готовности детей подготовительной

Педагог-психолог, старший воспитатель

группы к обучению в школе

март

Экскурсия в начальную школу «Мы ждем вас в

Заместитель директора по УВР (начальная

нашей школе» (экскурсия проводится детьми 1-ых

школа),

классов)

Декада ИЗО в школе:

Руководитель изостудии дошкольного

Выставка детских рисунков «Наши любимые мамы»

отделения, руководитель МО начальной школы


апрель

Знакомство с учителями будущих первоклассников

Заместитель директора по УВР, куратор по начальной школе

(проведение открытых занятий с детьми подготовительной группы)


май

Подготовка к выпускным вечерам в подготовительных

Старший воспитатель, музыкальные

группах

руководители, воспитатели

подготовительной группы

Церемония награждения победителей школьного

Директор школы, заместитель директора по

конкурса «Золотые достижения»

УВР (дошкольное отделение), музыкальные

руководители

Подготовка пакета документов для продолжения

Заместитель директора по УВР

образовательного маршрута в начальной школе.

(дошкольное отделение)

Участие воспитанников дошкольного учреждения


  • общешкольных проектах


  • проект «В начале было слово…» (речевое и нравственное развитие детей дошкольного возраста)


  • проект «Одаренный ребенок» (участие детей дошкольного возраста в различных конкурсах, олимпиадах на уровне школы)


  • проект «Родительский клуб» (создание родительского коллектива, педагогизация и психологизация родителей)


  • «Школьный конкурс «Золотые достижения» (создание ситуации успеха для детей дошкольного возраста; награждение детей подготовительной группы; презентация их достижений)


  • проект «Годовой круг праздников и традиций» (организация традиционных праздников


  • праздников корпоративной направленности):

    • праздник 1 сентября;


  • новогодний карнавал,

- тематические праздники (осенний, Новый год, праздник 8 Марта,

весенний)

проект «Преемственность» (реализация поступательного образовательного Маршрута

детей дошкольного возраста; сотрудничество с родителями для гармоничного воспитания

и развития детей)

Взаимодействие с родителями

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Задачи работы с родителями:

- Повышение педагогической и психологической культуры родителей: * теоретические знании; *практические умения и навыки;

*положительное отношение к ролевой функции родителя, ответственное отношение к семье, уважительное отношение к воспитателю;


  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания;

  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Принципы взаимодействия с родителями:

- Целенаправленность, систематичность и последовательность;


  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;


  • Индивидуальный подход к работе с родителями;

  • Доброжелательность и открытость;

  • Ответственность и качество.

Методы взаимодействия с семьей:

- Методы, направленные на изучение особенностей семейного воспитания: *целевые наблюдения за характером общения родителей с детьми; *анкеты, опросные листы для родителей; *плановые беседы; *проективные тесты.

- Методы, направленные на информирование родителей:

*просмотр родителями познавательных видов детской деятельности; *просмотр видео- и аудиозаписей занятий и досуговой деятельности; *знакомство родителей с продуктивными видами детской деятельности; *консультирование по проблемам воспитания и образования детей; *наглядная информация («Родительский уголок», ширмы-передвижки, «заочный фотоальбом» и др.); *совместная работа со специалистами.

- Интерактивные методы (методы, направленные на вовлечение родителей в педагогический процесс):

*традиционные формы (досуги, дни здоровья, КВН, презентация профессиональной деятельности родителей); *выставки совместных работ;

*родительские гостиные, клубы; аукционы, тренинги по запросам родителей.

Приложение №2/ Преемственность

Диагностические карты

Личностный компонент УУД характеризуется, прежде всего, личностной готовность ребенка к школе, которая предполагает мотивационную готовность, эмоциональную зрелость, наличие положительной самооценки, морально - нравственных ценностей.

Метапредметный компонент развития УУД - это развитые регулятивные предпосылки, познавательные, коммуникативные:

*Регулятивные предпосылки УУД - способность ребенка к планированию, прогнозированию, контролю, коррекции, оценке своей деятельности.

*Познавательные -это, прежде всего, готовность и умение самостоятельно работать по образцу, модели, в устной форме, понимание трехшаговой инструкции, умение проводить операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д.

*Коммуникативные - это, прежде всего, владение приемами и навыками общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, способность к установлению дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение решать конфликты мирным путем.

Предметные УУД - это те умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей и деятельности.

Диагностические карты разработаны для каждой группы - от первой младшей группы до подготовительной. Содержательные характеристики развития УУД в них являются конечными целями для каждого возрастного периода. Оценивание этих критериев в конце года воспитателю позволяют наметить стратегию развивающей работы как с группой в целом, так и индивидуально. Воспитателям предлагаются рекомендации по развитию предпосылок УУД.

Формирование УУД в каждый возрастной период дошкольного детства

Планируемые результаты по формированию предпосылок к УУД , старшая группа 5 - 6 лет

Планируемые

Основные критерии оценивания развития

Формы контроля развития предпосылок к

Форма контроля -

результаты по

предпосылок к УУД

УУД

баллы:

формированию

1-отсутствует;

предпосылок к

2-выражен

УУД

частично;


3- выражен

1.

Сформированные элементы самосознания -

Проявляются в высказываниях детей о том,


появление представлений о том, какой он есть, о

на кого бы он хотел быть похож,

1

2

3

Личностные

желательных и нежелательных чертах своей личности;

приписывание себе качеств героев,


персонажей сказок, мультфильмов и пр.


2.

Стремление к достижению цели, преодолевая

Проявляет настойчивость в деятельности,

1

2

3

трудности;

после череды неудач ребенок не


отказывается от выполнения задуманного


3.

Навыки самообслуживания соответственно


возрасту;


4.

Наличие положительной самооценки;

Способен сравнить себя со сверстниками,

1

2

3

критически относится к своим неудачам,


понимает, что он умеет делать, а что нет


5.

Наличие познавательного интереса,

Обращает внимание на новые необычные

1

2

3

любознательности;

черты объекта, рассуждает, строит догадки,


стремится поделиться знаниями со


сверстниками


6.

Развитие эмпатии как понимание чувств других

Откликаются на переживания героев

1

2

3

людей и сопереживание им;

произведений, сверстников, содействуют их


эмоциональному благополучию




7. Начало формирования гендерной идентичности.

Игровые интересы, предпочтения и

1

2

3

поведение соответствуют полу, в совместных


играх преобладают сверстники своего пола



Регулятивные

1. Способность к управлению своим поведением;

Умение сдерживать ситуативные, чувства

1

2

3

желания. Способность придерживаться


ограничивающих правил


2. Способность понимать словесную инструкцию

Последовательно и логически выстраивает

1

2

3

взрослого, объяснение взрослого и действовать

свои действия, может рассказать о них,


соответственно ей;

объяснить сверстнику как действовать


3. Способность к сознательному запоминанию и

Намеренно повторяет то, что нужно

1

2

3

припоминанию информации.

запомнить, старается в дальнейшем


воспроизвести



Познавательные


1. Представления о внешних свойствах предметов:

Способность к сравнению объектов по

1

2

3

нескольким признакам (2-3 свойства), к


Основные цвета и оттенки

сериации до 10 предметов, классификации,

1

2

3

форма (7 форм)

поиску ошибок, к применению общего


параметры величин (маленький - большой,

правила. Самостоятельное выделение

1

2

3



высокий - низкий, широкий - узкий)

существенных признаков предмета с целью


временные представления (последовательность

отнесения его к определенной группе,

1

2

3

категории


времен года, дни недели, раньше, позже, скоро)


1

2

3

пространственные представления (вверх - низ,



вправо - влево, вперед - назад, внутри - вне)

1

2

3

свойства предмета (звук, запах, материал,



объем, вес);





1

2

3

2.

Различает гласные и согласные, проводит

Определяет место звука в слове (начало,


элементарный звуковой анализ;

середина, конец), последовательность и


количество звуков


3.

Представление о количественном составе чисел в

Понимание того, что каждое число включает

1

2

3

пределах 10;

определенное количество единиц


4.

Понимает (конструирует) схему, план пространства;

Узнает предметы на схематических

1

2

3

изображениях на основе геометрических


эталонов, находит путь


5.

Решение лабиринтных задач (до 6 перегородок);

1

2

3

6.

Составляет по картинке рассказ с развитием

1

2

3

сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего


и будущего;


7.

Речь выразительная, эмоциональная.

Использует в речи различные интонации,

1

2

3

голос, дыхание

Коммуникативные

1. Проявляет инициативу в общении со взрослым,

Взрослый равноправный партнер, источник

1

2

3

способен вступать в диалоги;

знаний. Стремление к достижению общего


со взрослым мнения, оценок, выражают


сомнения, вступают в спор


2.

Интерес к личности и к личностным качествам


других детей;

Дети внимательно слушают друг руга,

1

2

3

понимают эмоциональные переживания -


обида, стыд, вина, стремятся оказать


поддержку, выразить сочувствие




3. Наблюдаются предпочтения в выборе сверстников,

Разделение детей на более заметных и

1

2

3

включенность в отношения лидерство - подчинение;

популярных в коллективе сверстников.


Формируются устойчивые игровые


объединения из 2-5 человек


4. Согласуют свои действия с взятой на себя ролью,

В совместной игре есть тема, роли, игровые

1

2

3

используют ролевую речь, действуют по правилам;

действия и правила игры


5. Способность к сотрудничеству, к диалоговому

Сверстники могут договориться между собой

1

2

3

общению со сверстниками.

для достижения общей цели, предпринимают


совместные усилия для ее достижения


Планируемые результаты по формированию предпосылок к УУД 6-7 лет

Планируемые

Основные критерии оценивания развития предпосылок к

Формы контроля развития предпосылок

Форма контроля - баллы:

результаты по

УУД

к УУД

1-отсутствует;

формированию

2-выражен частично;

предпосылок к

3- выражен

УУД


Самоопределение:

Баллы

1. Готовность и способность ребенка к саморазвитию:

Проявляется при решении игровых задач

1

2

3

Личностные

наличие познавательного интереса, желание


самостоятельно находить решения на поставленные


вопросы, работать с источником информации;


2. Стремление ребенком принять роль ученика

Желание быть учеником у ребенка

1

2

3

a. Установление адекватных ролевых отношений

выражается в фразе: «Я хочу в школу»,


с педагогами во время НОД. Проявление

«Я хочу учиться»


уважения ко взрослому.


b. Принятие и выполнение общепринятых норм поведения


и общения;


3. Навыки самообслуживания;

1

2

3

4. Сформированные нравственные ценности;

Высказывания и действия ребенка не


противоречат нормам приличия

1

2

3

Выражается при выполнении поручений,

1

2

3

5. Способность к ответственному поведению в рамках

в соответствующим режимным


возрастных требований;

моментам поведении (на прогулке я могу


бегать, а на празднике нет)


6.

Сформированные основы гуманно - ценностного

Проявляется через инициативность,


отношения к природе;

самостоятельное наблюдение, в опытах,


в эвристических высказываниях после

1

2

3

прочитанной природоведческой


литературы


7.

Уважительное отношение к матери, семье, стране,

Проявляется в непосредственных

1

2

3

родному городу.

отношениях со взрослыми


Смыслообразование:

Выражается в стремлении достичь


результата, который может быть задан


1.

Мотивация к выполнению задания;

воспитателем, учебной задачей.


Мотивированные дети прикладывают

1

2

3

больше усилий, чтобы справится даже со


сложным заданием


Отсутствие у ребенка высказываний:


2.

Устойчивая положительная самооценка;

«Все равно не получится, будет плохо» и


т.д.


1

2

3

3.

Элементарные социальные представления о мире людей,

Выявляются в совместной деятельности


о многообразии стран, народов, о некоторых расовых и

со взрослым

1

2

3

национальных особенностях;




4.

Эмпатия как понимание чувств других людей и

Выражается в доброжелательном

1

2

3

сопереживание им.

отношении к окружающим, в желании


помогать, в отсутствии агрессии.


Социализация личности:

Отсутствие негативных реакций (гнева,

1

2

3

1.

Уважительное отношение к мнению другого;

агрессии, обиды)


2.

Владение приемами и навыками эффективного меж-

1

2

3

личностного общения со сверстниками: установление


дружеских отношений, готовность к коллективным формам


деятельности, умение разрешать конфликты мирным


путем.



Регулятивные предпосылки к УУД:

Умение подготавливать необходимые


1.

Умение организовать рабочее место под руководством

предметы для данной деятельности,

1

2

3

взрослого;

содержать место в порядке после

Метапредметные

завершения работы


2.

Умение подчинять свои действия правилу, способу

Насколько часто необходим внешний

1

2

3

выполнения поставленной перед ребенком задачи;

контроль со стороны взрослого


3.

Использование речи для регуляции своего действия;

Способность проговорить способ

1

2

3

выполнения задания




4.

Способность сличать получений результат с заданным

Способность отразить это в речи

1

2

3

эталоном и вносить необходимые коррективы;


5.

Адекватность восприятия предложений по исправлению

Проявляется в отсутствии ярких

1

2

3

ошибок со стороны взрослых людей, сверстников;

эмоциональных проявлений и в


стремлении исправить допущенную


ошибку


6.

Произвольная регуляция поведения и естественной

Способность общаться по правилам:

1

2

3

двигательной активности, сдерживание непроизвольных

- Поднимает руку при ответе или


эмоций и желаний;

выкрикивает с места;


- Выполняет указания взрослого или нет


7.

Способность сосредоточенно работать в течение 10-12

1

2

3

минут;


8.

Способность работать в едином

1

2

3

темпе с группой.


Познавательные предпосылки к УУД:

Насколько правильно ребенок понимает,

1

2

3

1.

Готовность и умение работать по данному образцу,

что должно получиться в результате, и


способность ясно понять трехшаговую инструкцию к

что для этого ему необходимо будет


действиям;

сделать


2.

Понимание нового способа выполнения предложенного

Выражается в способности

1

2

3

задания, работы и его перенос на другие, аналогичные

распространять полученные знания


задания, но не тождественные ему;




3. Умение самостоятельно выполнять требуемое задание

1

2

3

по:


a)

зрительно воспринимаемому образцу;

1

2

3

b)

по модели;

1

2

3

c)

в устной форме;


5. Поиск и выделение необходимой информации (рисунок,

1

2

3

задание и пр.) со страницы книги, на доске и т.д.;


6. Ориентация в пространстве, ориентация на странице

Показателем критерия будут знания

1

2

3

тетради;

ребенка о том, где у него правая, левая


рука, нога, глаз, а так же как он


справляется с написание графического


диктанта


7. Развитая мелкая моторика руки в соответствии с

Уровень развития виден в графических

1

2

3

возрастными нормами;

заданиях



8. Умения поводить операции:

Задания на данные мыслительные


a)

синтез

операции

1 2

3

b)

анализ

1

2

3

c)

сравнение

1 2

3

d)

сериация

1

2

3


e)

классификация

1

2

3


f)

установление аналогий

1

2

3


g)

обобщение;

1

2

3



9. Установление причинно - следственных связей,

выражается в способности ребенка дать

1 2 3

построение рассуждений.

объяснение выбранному ответу, своему


мнению


Коммуникативные предпосылки к УУД:

1

2

3

1. Способность задавать вопросы, обращаться за помощью


ко взрослому;


2. Умение сотрудничать коллективно и в малых группах:

1

2

3

придерживаться общей цели, координировать свои


действия с действиями партнера, оказывать взаимопомощь.


1. Уметь выделять основные свойства предмета: цвет,

1

2

3

форма, величина;


Предметные

2. Сформированные пространственные представления:

1

2

3

«справа - слева»; «сверху - снизу»; «между»; «за»; «около»,


«рядом» и т.д.


3. Сформированные временные представления: времена

1

2

3

года, название месяцев, дней недели; «раньше - позже»;


«сначала - потом»; «сегодня - завтра - вчера» и т.д.;


4. Сформированные числовые представления: «меньше -


больше», образование числа в пределах десяти;

1

2

3

5. Сформированный фонематический слух: выделение

1

2

3

звуков в словах: количество и последовательность, в т.ч. и


йотированные звуки;


6. Умение выделять количество слов в предложении с


учетом предлогов;

1

2 3



7. Умение составить рассказ по иллюстрации;

1 2 3

8. Умение работать с источником информации: ориентация на странице (нахождение нужной иллюстрации), уметь пролистывать, знать начало и конец книги.

1 2 3

Пошаговая схема формирования предпосылок УУД у воспитанников в НОД

Этапы НОД

Цели этапа

Вид деятельности

Ключевые фразы

Формируемые УУД

1. «Вызов интереса»

Создание условий для

Беседа, сюрпризный

- Хотите?

Личностные УУД - включается

возникновения у

момент

- Сможете?

механизм мотивации «надо - хочу -

воспитанников мотивации

могу», вера собственные силы.

включения в деятельность:

Регулятивные УУД задаются

эмоциональность,

свободным выбором цели, а не

личностная значимость

задаются сверху.

(«детская цель»)

Коммуникативные УУД -


высказывание своего мнения,


формулирование ответа

2. Актуализация

Актуализация

Предметная

- Как?

Познавательные УУД - понимание

имеющегося опыта

мыслительных процессов,

деятельность,

- Каким образом?

инструкции, оперирование

знаний, опыта,

дидактические игры

умениями, коррекция ошибок.

необходимого для


построения нового знания

3. Создание затруднения

Создание условий для

Беседа, разговор,

- Смогли?

Личностные УУД - развитие

в ситуации, сюжете,

преодоления затруднений:

диалог

- Почему не смогли?

способности к рефлексии,

деятельности

1. фиксация затруднений;

- Что сейчас вам надо

помогающие определить путь

2. выявление его причин;

узнать?

преодоления затруднений.

3. составление плана

Коммуникативные УУД -

действий.

способность слышать и учитывать

Озвучивание детьми цели

мнение другого, способность

НОД («взрослой цели»)

изложить свою точку зрения

4. Самостоятельное

Организация поиска

Проблемные диалоги

- Что нужно сделать, если

Познавательные УУД - поиск и

открытие нового знания

необходимого знания,

чего-то не знаешь?

извлечение информации.

(способа действия)

открытие нового знания.

Регулятивные УУД - способность


согласовывать свои действия с

Выбор метода, способа

требованиями ситуации

решения проблемы

5. Включение нового

Создание условий для

Дидактические игры,

- Что вы сейчас будете

Личностные УУД - формирование

знания (способа

включения нового знания

работа в парах, в

делать?

положительной мотивации к

действия) в систему

во внутренний опыт

группах. Различные

- Как будете выполнять

познанию.

знаний и умений

ребенка

виды детской

задание?

Регулятивные УУД - контроль за

деятельности

способом выполнения своих


действий.


Коммуникативные УУД - навыки


культурного общения

6. Осмысление (итог)

Обобщение:

Диалоговое общение

- Чем занимались?

Познавательные УУД -

1. Фиксация «детской

- Кому помогали?

фиксирование и определение

цели»

- Где были?

условий для достижения цели.

2. Формулирование

- Почему вам это удалось?

Личностные УУД - способность

условий ее достижения

(потому что вы узнали,

оценить полученный результат

научились…)

(продукт), реализация потребности в


самоуважении, развитие самооценки

Взаимосвязь интегративных качеств и УУД

Целевые ориентиры

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Физически развитый, овладевший

Приемлемое (т.е. не негативное, а

Самостоятельно выполняет

Начальные представления о ЗОЖ

Сформированы основные

основными культурно -

желательно позитивное)

доступные возрасту

физические качества и потребность

гигиеническими навыками

отношение к процессу

гигиенические процедуры,

в двигательной активности, интерес

сотрудничества; ориентация на

соблюдает элементарные правила

и ценностное отношение к

партнера по общению,

ЗОЖ

физической культуре

способность слушать


собеседника

Любознательный, активный

Задает вопросы взрослому

Способен самостоятельно

Интересуется новым,

Принимает активное участие в НОД

действовать, при затруднениях

неизвестным в окружающем

обращается за помощью к

мире природы, предметов, вещей,

взрослому

отношений, своем внутреннем


мире. Экспериментирует

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких

Эмоциональное реагирование

Эмоционально реагирует на

Сопереживает персонажам сказок,

друзей

соответствует ситуации, нормам

произведения изобразительного

историй, рассказов

поведения

искусства, музыкальные и


художественные произведения,


мир природы

Овладевший средствами общения и

Адекватно использует

Способен изменять стиль

Овладение смысловым аспектом

Владеет способами взаимодействия

способами взаимодействия со

вербальные и невербальные

общения со взрослым или

человеческой речи, мимики,

с детьми и взрослыми

взрослыми и сверстниками

средства общения, владеет

сверстником в зависимости от

жестов

(договаривается, обменивается

диалогической речью

ситуации

предметами, распределяет действия


при сотрудничестве)

Способный управлять своим

Использование в речи оборотов

Способен планировать свои

Имеет представление о нормах и

Поведение определяется

поведением на основе первичных

нормативной лексики, вежливых

действия, направленные на

правилах поведения

преимущественно требованиями со

ценностных представлений,

слов

достижение конкретной цели;

стороны взрослых,

соблюдающий элементарные

соблюдает правила поведения на

сформированные нравственные

общепринятые нормы и правила

улице, в общественных местах

ценности («что такое хорошо, и что


такое плохо»)

Способный решать

Построение рассуждений

Умение подчинять свои действия

Понимание инструкции, способа

Мотивация к выполнению заданий,

интеллектуальные и личностные

правилу, способу выполнения

действия

решению задач

задачи (проблемы), адекватные

поставленной как взрослым, так

возрасту

и им самим задачи (проблемы)

Овладевший предпосылками УУД

Умение слушать, учитывать

Способность к целеполаганию,

Способность к поиску и

Самоопределение,

точку зрения другого, заявлять о

планированию,

выделению необходимой

смыслообразование, развитые

своем мнении, мыслях; это

прогнозированию, контролю,

информации, понимание нового

морально - нравственные принципы

способность к сотрудничеству,

коррекции и оценке в рамках

способа действия и его перенос

диалогу; ориентация на группу

возрастных норм

на другие; умение проводить


сверстников, умение разрешать

операции сравнения, обобщения,

конфликты мирным путем

анализа, синтеза и др.

Овладевший необходимыми

Сформированы умения и навыки речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных

умениями и навыками

видов детской деятельности


Развитие УУД у детей организуется воспитателями в непосредственно образовательной деятельности (НОД). Разработанная технологическая карта (по методическим рекомендациям С.Н.Ямшининой, Москва) определяет форму и средства организации образовательного процесса.

Технологическая карта

Тема (проект):___________________________________________________________________

Образовательные области:

приоритетная:_____________________________________________________________

интеграция:_______________________________________________________________

Задачи:_________________________________________________________________________

образовательные (навыки, умения:___________________________________________

предпосылки УУД: *коммуникативные:

*личностные:_______________________________________________________

*регулятивные:______________________________________________________

*познавательные:____________________________________________________

Оборудование:

для педагога:______________________________________________________________

для детей:________________________________________________________________

Этапы, цели

Вводный

Основной

Заключительный

Характеристики НОД

Цель: организация,

Цель: решение

Цель: подведение

мотивация, постановка

поставленных

итогов

задач

задач


1. Пособия


Книга(кн, стр.); тетрадь т.,


стр.);картина (к., название);


девайс (д)



2. Характер деятельности


(совместная, самостоятельная)



3. Зона проведения: игровая,


рабочая, площадка



4. Формы работы: групповая,


подгрупповая, парная,


индивидуальная



5. Специфические виды детской


деятельности:



5.1. изобразительная: рисование,


лепка, аппликация



5.2. познавательно -


исследовательская: исследования


объектов окружающего мира и


экспериментирования с ними



5.3. игровая, включая сюжетно-


ролевую игру, игру с правилами






  1. коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками


  1. восприятие художественной литературы и фольклора


  1. самообслуживание и элементарный бытовой труд


  1. музыкальная: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах


  1. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал


  1. двигательная: овладение основными движениями

Виды детской деятельности:

дошкольный возраст (5 - 7 лет)


  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,


  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),


  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),


  • восприятие художественной литературы и фольклора,


  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),


  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,


  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),


  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),


  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


© 2010-2022