Методические материалы курса ОБЖ. Предмет основы безопасности жизнедеятельности - чему учить и как учить

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кого учить, чему учить и как учить,

и что это за предмет - ОБЖ?

Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани

« СОШ № 51» Дегтярёв А.И., учитель высшей категории ,

Ветеран труда

Методические материалы курса ОБЖ. Предмет основы безопасности жизнедеятельности - чему учить и как учить...




Предмет ОБЖ - «Основы Безопасности Жизнедеятельности» - развиваясь, стал образовательной областью.

Это веление времени, это неизбежно.

Однако становление нового всегда сопровождается трудностями, сопротивлением. Часто такое сопротивление связано с недопониманием, с недостатком информации о новом.

  • Так, у многих педагогов существует определенное предубеждение против новой образовательной области, поскольку они незнакомы с ее Концепцией и видят в ОБЖ закамуфлированную и нежеланную ими «Начальную военную подготовку».

  • Другие, незнакомые с Концепцией, слепо следуя принципу сокращения содержания при проводимой модернизации общего образования, считают необходимым убрать из школы новые, «неклассические» предметы, в том числе курс ОБЖ. Или, допуская его, ограничить вопросами безопасности школьника

  • Наконец, ряд «экспертов» предлагают включить модуль ОБЖ в состав образовательной области «Технология» (это, например, и первую медицинскую помощь, и поведение в криминогенной ситуации, и вопросы национальной безопасности, и патриотическое воспитание).

К сожалению, сегодня в вопросе содержания и значимости собственного предмета, тем более области, даже преподаватели ОБЖ не всегда на уровне:

Поэтому давайте, еще раз разберемся:

  • Чему должна учить граждан страны новая образовательная область ОБЖ?

  • Как воплощается в ней задача учить детей быть мыслящими людьми, умеющими видеть и понимать проблемы современности и способы их решения?

Посмотрим в очередной раз, поскольку концепция образовательной области неоднократно публиковалась в различных источниках, но при этом - несколько изменим ракурс.

Методические материалы курса ОБЖ. Предмет основы безопасности жизнедеятельности - чему учить и как учить...

Итак, ЧТО ЭТО ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ, ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ ОБЖ ?

«Безопасность как ключевая потребность»

Начнем издалека.

Источниками активности человека служат потребности. Ключевой потребностью человека является безопасность. В настоящее время считается общепринятой классификация потребностей, предложенная А. Маслоу (1954г).

На схеме потребности размещены в иерархическом порядке. Ученые подчеркивают, что потребности более высокого уровня возникают только после удовлетворения низших потребностей. Потребность в безопасности, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества - разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.

Можно сказать, что все человеческие потребности выросли из потребности в безопасности. И прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в общество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом, что исключительно важно, возникает общий интерес участников в безопасности самого общества, повышающей исходную личностную потребность каждого в безопасности. Общим интересом участников становится и безопасность государства, исторически ставшего наиболее устойчивой формой объединения людей в сообщество. Неслучайно, в Законе РФ

«О безопасности» упоминается не просто безопасность человека, а «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Общий интерес безопасности общества и государства, конечно же, идет от разума, хотя за долгие века он, очевидно, уже вошел в подсознание людей у тех народов, что сумели сохранять свою жизнеспособность. К сожалению, в последние годы такое подсознание у нашего народа активно разрушается в результате «затмения разума» - появление мифов и заблуждений относительно наступления эпохи «нового мышления», всеобщей любви и, следовательно, взаимной безопасности на базе общечеловеческих ценностей.

Далее. Можно также сказать, что все направления жизнедеятельности человека (а не только такие очевидные, как медицина, анатомия, гигиена и т.п.) касаются обеспечения его безопасности, пусть и опосредованно. Сюда относятся направления жизнедеятельности как в социальной, так и в техногенной сферах. При этом в прошлом, несмотря на сильную взаимозависимость безопасности личности и того сообщества, в которое данная личность входит, многочисленные и различные вопросы безопасности решались обычно стихийно, т.е. по мере возникновения и неосознанно. Это только тонкий исторический аналитик Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» сделал вывод о том, что «первым государственным благом» является безопасность его граждан (иначе зачем оно, государство?). А Иван Калита, о котором в данном случае вел разговор Карамзин, думал вероятнее всего, об укреплении своей княжеской власти; обеспечение же им безопасности москвичей стало не осознанной целью, а механизмом укрепления власти.

В государстве, стихийно сформированном устойчивым сообществом (нацией), вопросы безопасности решались не только стихийно, но чаще всего также раздельно. Отдельно - безопасность государства, представлявшего данное сообщество вовне, среди других сообществ; отдельно - бытовой комфорт, отдельно - медицина, отдельно - «спецслужбы» государства, отдельно - армия. Только в периоды острых кризисов, во время войн за выживание или смут, жизнеспособный народ объединялся, опять же стихийно создавая атмосферу индивидуальной жертвенности во имя общих интересов, общей безопасности.

Проблема безопасности в современных условиях.

С ростом демократических тенденций стали массово осознаваться проблемы безопасности и прав каждой личности, каждого слоя общества, до поры до времени задавливаемых госаппаратом ( часто и неточно говорят - государством, но на самом-то деле «государство» ведь олицетворяют управленцы - чиновники). С наступлением новой эпохи стала необходимой самая настоящая революция сознания с формированием в нем комплексного видения всех проблем безопасности.

Сегодня из средств массовой информации каждый знает, что в жизни планеты наступили «новые времена». Но наступление «новых времен» характеризуется не только вспышкой терроризма.

В основе нагрянувшей смены эпох лежит достижение технологиями человека мощностей, соизмеримых с геологическими, достижение во второй половине ХХ века пределов роста антропогенного давления на природную среду.

Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно быть таким, чтобы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное устранение опасностей, естественно, невозможно). Раньше это условие выполнялось, как я упоминал, стихийно - методом последовательных проб и ошибок. Результаты ошибок были поправимы, а времени для проб было достаточно.

С наступлением «новых времен» все изменилось. Ошибки при экспериментировании с технологиями глобальной мощности чреваты необратимыми последствиями, а развитие событий стало стремительным. «Сельскохозяйственная волна» цивилизации занимала десятки тысяч лет; «индустриальная» - сотни лет; новая «постиндустриальная», по мнению ученых, только десятки лет - время жизни одного - двух поколений людей. Безопасность каждого жителя Земли зависит теперь не только от его личного поведения и безопасности его государства, но и от безопасности жизнедеятельности человека в целом. Это коренным образом меняет все привычные условия жизни человека, но прежде всего существо и значимость проблемы безопасности.

Раньше стихийная способность обеспечить свою безопасность была критерием естественного отбора жизнеспособных индивидов и сообществ. В ХХI веке способность обеспечить свою безопасность стала еще и критерием жизнеспособности человека как вида.

Угрозы существованию человека как вида, внезапно возникшее от его собственной преобразовательной жизнедеятельности, не успели стихийно сформировать подсознание, которое могло бы удержать его от непредвиденно опасных действий. Пример запоздалых опасений разработчиков атомной бомбы, в результате взрыва которой цепная реакция могла охватить весь земной шар, не остановил распространение по планете этого страшного оружия, угрожающего погубить все человечество; не остановил создателей не менее страшного бактериологического оружия; не останавливает разработчиков биотехнологий (в частности, клонирования, могущего иметь непредсказуемые последствия).

В новой исторической эпохе спасти человека от собственных гибельных действий сможет только своевременное научное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности; умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной деятельности; навыки осознанного рационального поведения во все усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. Только комплексное видение всеми и каждым проблем безопасности сможет сегодня предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов» и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов», безудержных защитников «прав человека» и сторонников несущей надежду Хартии Земли.

Таким образом, в XXI веке без науки и практики культуры безопасности, своевременно созданной и воспринятой всеми, особенно молодежью, каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто не смогут выжить.

Изучение вопросов безопасности в школе.

До наступления «новых времён» вопросы безопасности систематически в школе не изучались, что вполне понятно: как упоминалось, они и в жизни решались разрозненно и стихийно.

Начало востребованным жизнью изменениям было положено введением в 1991 году в общее образование курса ОБЖ. Стремясь убрать из школы «милитаристский» предмет НВП, пришедшее к власти по-новому настроенное руководство заменило его «безобидным» предметом «Основы безопасности жизнедеятельности». Название предмета нарисовалось из витавших в воздухе, но ещё не вполне осознававшихся в тот момент тем руководства потребностями общества. В результате содержание нового предмета быстро наполнилось традиционно разрозненными вопросами безопасности, в основном индивидуальной - в соответствии с господствовавшим духом всеобщего «разгосударствления» и приоритета «прав личности». Учёт новых потребностей общества ограничился вопросами безопасности «населения» в чрезвычайных ситуациях и сохраняемыми законодательно ознакомительными «основами военной службы» (в противовес «военной подготовке», пусть и «начальной»)

Однако уже в 1994 году общественным Фондом национальной и международной безопасности России были чётко обозначены новые ориентиры:

  • «Курс ОБЖ обречён стать ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой практике воспитания и обучения: настало его время, усвоение основ безопасной жизнедеятельности даёт нам шанс выжить, иметь будущее»;

  • «Целью курса ОБЖ является сообщение учащимся научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера».

Позиция Фонда подчеркивала необходимость дальнейшего развития ОБЖ, включения в курс всего комплекса современных проблем безопасности человека и общества, в особенности безопасности их преобразовательной жизнедеятельности, становящейся причиной новых, небывалых опасностей (вспомним типовую схему обеспечения безопасности). В соответствии с этим в течение всех последних лет ведутся методические и экспериментальные работы по подготовке развития ОБЖ. В 2001 году их промежуточные результаты были собраны в очередном Пособии для преподавателей, выпущенном Фондом.

Время для существенного шага в развитии настало с принятием обществом в 1999 году назревших решений о реформе образования. К этому времени относится создание новой Концепции ОБЖ. Сложность задачи её разработки состояла в том, что в новой эпохе все школьные предметы, отражающие различные направления жизнедеятельности человека, должны содержать соответствующие аспекты безопасности. Поэтому при реформировании образования (с 2001 года оно стало называться модернизацией) появилась угроза «интеграции» содержания ОБЖ, а по существу растворения его по всему полю традиционных образовательных компонентов. Очевидно, что при этом потеряются не только специфические разделы курса, но и системность доведения до сознания учащихся проблем безопасности жизнедеятельности. Пропадут с таким трудом выращенные кадры педагогов и структуры их подготовки, накопленные учебные пособия, учебники по ОБЖ; пропадает опыт, в конце концов. Собственно, пропадает вся эффективность обновления образования в соответствии с главным требованием наступившей эпохи.

Выход из положения в представленной сегодня Министерством обр. и науки и одобренной обществом Концепции найден в сочетании центрального предмета ОБЖ и фрагментов по тематике безопасности жизнедеятельности во всех других школьных предметах, которые вместе составили новую образовательную область « Основы безопасности жизнедеятельности». Знания, умения и навыки, связанные предметом ОБЖ в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности (компетентность - готовность к решению любых теоретических и практичесикх задач в жизни).

Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечивать здоровье и безопасность, определять позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.

Содержание предмета ОБЖ.

Как предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» систематизирует, дополняет и придаёт цельность знаниям и умениям в области безопасности, полученным из всех возможных источников? То обстоятельство, что всё-таки многое из его содержания учащимся уже известно от родителей, ТВ, радио, газет, из других школьных предметов, является важной особенностью предмета. Другая особенность заключается в том, что в новой эпохе безопасность становится главным объектом познания и системного анализа, главной задачей жизнедеятельности, она - парадигма современной и будущей цивилизации. Осознанное и комплексное обеспечение безопасности теперь - предмет внимания и изучения в течение всей жизни человека, начиная с его первых шагов и кончая реализацией мудрости, накопленной к старости.

Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен иметь тщательно отобранное содержание.

Целесообразно в результате изучения предмета ОБЖ в сознании каждого выпускника школы построить структуру, систему культуры безопасности, во взаимоувязанных ячейках которой укладываются теоретические знания, практические умения и навыки - как было показано, прошло то время, когда вопросы безопасности могли решаться (или не решаться) стихийно и разрозненно. Именно систематизация, выявление и освоение принципов безопасной жизнедеятельности должны стать главным направлением предмета. В его содержании должны быть обширные ключевые сведения, с помощью которых каждый сможет делать свой выбор в любых жизненных ситуациях на основании обобщённых знаний и предвидения общих последствий своего выбора. Не надо бояться обширности, безграничности проблем безопасности - так же как безграничны, к примеру, проблемы математики или литературы, что не мешает изучению в школе их основ. Кстати, ОБЖ (в отличие от математики или литературы) даже по названию - «Основы».

Основы, конечно, не могут обойтись и без практических навыков безопасного поведения, рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях, становящихся со временем всё более сложными, зачастую чрезвычайными. С одной стороны, многие из сегодняшних угроз были ранее не знакомы людям, в том числе и родителям, которые всегда учили и сегодня учат своих детей безопасному поведению. С другой стороны - процесс образования и воспитания растущего человека только и можно строить от простого к сложному, от типовых навыков к теоретическим обобщениям. Но основы не следует перегружать детальными инструкциями: ведь что-то учащимся уже известно, во-первых. Всего и на всю жизнь не предусмотришь, во-вторых. Не вспомнишь заученных инструкций, когда «клюнет жареный петух», в-третьих.

Таким образом, состав Федерального Компонента содержания общего образования, в части ОБЖ, целесообразно ограничить материалами, относящимися к достаточно общим вопросам индивидуальной, национальной и глобальной безопасности. В их числе ядра разделов, освоенных за 20 лет существования ОБЖ:

  1. Безопасное поведение в повседневной жизни.

  2. Основы здорового образа жизни.

  3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

  4. Первая медицинская помощь.

  5. Основы защиты Отечества (Основы военной службы)

К этим вопросам, в соответствии с новой Концепцией, в предмет ОБЖ в последнем классе (или классах) основной ступени общего образования вводится обобщающий теоретический (мировоззренческий) раздел:

6. «Современный комплекс проблем безопасности» с темами:

* безопасность жизнедеятельности (основы теории безопасности);

* современные проблемы безопасности (состав и структура всего комплекса);

* безопасность жизнедеятельности на глобальном уровне;

* безопасность жизнедеятельности на национальном уровне;

* национальная безопасность России.

Таким образом, Концепцией предполагается систематизация всех разделов на основе теоретических подходов, распределение существующих и новых материалов по классам в соответствии с возрастными возможностями учащихся, устранение материала избыточного, в основном инструктивного, местного, особенности обеспечения безопасности переносятся из Федерального Компонента содержания образования в Региональный. Усиливаются связи ОБЖ с фрагментами безопасности жизнедеятельности в других предметах (межпредметные связи), что в целом формирует новую образовательную область.

© 2010-2022