Организация саморегулируемого обучения учащихся в группах с применением теории множественного интеллекта Гарднера

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елисеева Лариса Викторовна

учитель физики, директор КГУ «Школа-гимназия»

отдела образования акимата города Лисаковска

E-mail: [email protected]


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ГРУППАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГАРДНЕРА


АҢДАТПА

«Гарднердтың көптеген ақыл-ой теориясын пайдаланып, топтарда оқушылардың өзін-өзі реттейтін оқуын ұйымдастыру» мақаласы оқу уәждемесі төмен оқушыларды оқыту мәселесіне арналған.

Автор Гарднердтың көптеген ақыл-ой теориясын сабақта топтық жұмысты ұйымдастыру барысында әлсіз дәлелденген оқушыларды оқытуда пайдалану мүмкіндігін көрсетеді. Негізгі әдіс ретінде Қолданыстағы зерттеу (Action Research) пайдаланылды, оның негізгі мақсаты «Топтық жұмыс сабақтарда оқушылардың оқу уәждемесіне әсер етудің тиімді әдісі болып табылады ма?» сұрағына жауап іздеу болып табылады.

Мақалада Зерттеуді іске асырудың нақты әр адымдық алгоритмі берілген. Өткізілген зерттеудің нәтижесі ретінде мақалада осы бағытта жұмыс тәжірибесі жоқ мұғалімдерге ұсыныстар берілген.

Автормен ұсынылған әдіс жалпы білім беретін сыныптардағы оқушылардың оқу уәждемесін арттыруға, топтарда өзін-өзі реттейтін оқу дағдылардың дамуына жағдай туғызады, оқу практикасына инновациялық технологияларды енгізудің оң үлгісі болып табылады.

Түйінді сөздер: инновация (жаңарпашыл), өзін-өзі реттейтін оқу, көптеген ақыл-ой теориясы, Қолданыстағы зерттеу, топтық оқу


АННОТАЦИЯ

Статья «Организация саморегулируемого обучения учащихся в группах с применением теории множественного интеллекта Гарднера» посвящена проблемам обучения учащихся с низкой учебной мотивацией.

Автор показывает возможность использования теории множественного интеллекта Гарднера в обучении слабо мотивированных учащихся в процессе организации групповой работы на уроке. В качестве основного метода использовано Исследование в действии (Action Research), основной целью которого является поиск ответа на вопрос «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках?».

В статье представлен подробный пошаговый алгоритм реализации Исследования. Как результат проведенного Исследования, в статье даны рекомендации для учителей, не имеющих опыт работы в данном направлении.

Предложенный автором метод способствует повышению учебной мотивации учащихся общеобразовательных классов, развитию навыков саморегулируемого обучения в группах, является положительным примером внедрения инновационных технологий в практику обучения.

Ключевые слова: инновация, саморегулируемое обучение, теория множественного интеллекта, исследование в действии, групповое обучение




ABSTRACT

The article "The Organization of self-regulated learning of students in the group using the theory of multiple intelligences Gardner's" devoted to the problems of teaching students with low learning motivation.

The author shows the possibility of using the theory of Gardner's multiple intelligences in teaching poorly motivated students in the process of organizing group work in class. The main method used in Action Research, whose main purpose is the search for the answer to the question "Is group work an effective method of influence on the motivation learning of students in the classroom?".

The article presents a detailed step-by-step algorithm the implementation of the Study. As a result of the conducted Research, the article provides recommendations for teachers having no experience in this area.

The author's proposed method contributes to the improvement of educational motivation of students of secondary classes, development of skills of self-regulated learning in groups, is a positive example of implementation of innovative technologies in teaching.

Keywords: innovation, self-regulated learning, theory of multiple intelligences, research in action, group training


Стратегическая цель гуманитарной школы-гимназии заключается в воспитании элитного потенциала нации, здоровой, толерантной личности, обладающей высоким уровнем интеллектуального развития, способной к успешной адаптации в современное общество. Если выделять тактические цели, то одна из самых важных целей любой школы, будь то общеобразовательная школа, или же инновационная, как школа-гимназия, приоритетом всегда является качественное освоение обучаемыми государственного общеобязательного стандарта образования, сформированность общеучебных и специальных компетенций и функциональная грамотность учащихся.

Стратегическим приоритетом школы-гимназии является повышение качества преподавания и обучения через организацию саморегулируемого личностно-ориентированного обучения учащихся.

КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска относится к учебным заведениям смешанного типа, в котором наряду с учащимися гимназических классов обучаются ученики общеобразовательных классов. Одним из основных направлений при проведении анализа деятельности школы является анализ результатов обучения по итогам учебных четвертей и учебного года, который показывает, что из-за перераспределения учащихся по гимназическим и общеобразовательным классам внутри одной параллели, значительно снижается уровень качества знаний и учебной мотивации в учащихся общеобразовательных классов.

Учебные проблемы снижения мотивации, интереса к учебе начинаются в 5-8 классах. Отрицательно сказываются на учебе и психологические возрастные особенности подростков. В рамках одной параллели на одном конце полюса сконцентрированы учащиеся гимназических классов, высоко мотивированные на учебу, занятия исследовательской деятельностью, а на другом полюсе - учащиеся, которые показывают низкую успеваемость, имеют проблемы с дисциплиной.

Общеизвестно, что школьная программа делает акцент на двух типах способностей ребенка - вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. Если ученик не проявил себя в этих двух направлениях «должным» образом, то он имеет незначительные успехи и малые возможности для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука на уроках, нежелание работать, проблемы с дисциплиной, снижение учебной мотивации).

Этими двумя направлениями также определены профили обучения в 10-11 классах. Если ученик не смог поступить после 9 класса в профессиональное средне-специальное образовательное учреждение, и возвращается в школу в 10 класс, то он, как правило, в дальнейшем не справляется с усложненной учебной программой.

Для повышения самооценки такому ученику остаются спортивные секции, футбольное поле, дворовая компания, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом.

Возможно ли положительно изменить процесс обучения в общеобразовательных классах, в которых большинство учащихся слабо мотивированы на учебу? Каким образом повысить интерес к учебе, заинтересовать и увлечь?

Эти вопросы побудили меня принять участие в общешкольном Исследовании в действии [1] по теме «Эффективная организация саморегулируемого обучения учащихся». Основной целью данного Исследования стал поиск ответна на вопрос «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках?».

Участие в данном Исследовании стало продолжением моей самообразовательной деятельности по внедрению инновационных подходов в обучении через индивидуализацию образовательного процесса на основе теории множественного интеллекта Г. Гарднера. Выбор данной технологии был не случаен: организация работы учащихся в группах может напрямую зависеть от конкретного типа интеллекта, следовательно, возможно подбирать соответствующие учебные задания, которые по силам выполнить ученикам с низкой учебной мотивацией.

Вспомним характеристики талантливых и одаренных детей:

• превосходная память и знания для того, чтобы уметь использовать информацию;

• умение регулировать свое обучение, заниматься самообразованием;

• длительность и тщательность планирования, но быстрота реализации плана;

• умение быстро постигать суть происходящих явлений;

• умение принимать альтернативные и нестандартные решения;

• стремление к более сложным играм, загадкам, логическим задачам;

• концентрация воли на длительный период;

• с раннего детства такие дети уже могут говорить, читать и писать [2, 120-121].

Для данных учеников предполагается углубленное изучение предметов, усложненные программы и даже в исключительных случаях экстернатная форма обучения.

Учителя, как правило, стремятся создать благоприятную среду для одаренных учащихся, понимая, что это сделать довольно сложно, так как урок требует вдумчивости, продумывания всех этапов, предварительного прорешивания сложных заданий, обсуждения. И если рассматривать теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера [3] применительно к таким одаренным детям, то можно отметить, что различные стратегии и теории ориентированы на пересмотр учебного содержания программ. Что касается учителей начальных классов, то они должны вовремя увидеть и зафиксировать проявление ярких интеллектуальных способностей у учащихся.

Если же применить теорию Гарднера к категории среднестатистических учащихся, то здесь речь, скорее всего, должна идти в изменении методов и контекста обучения.

Чтобы проверить свои размышления на практике, было принято решение организовать деятельность временной проблемной группы, направленную на изучение типов интеллекта учащихся общеобразовательных 6-8 классов и исследования возможностей воздействия на мотивационную сферу учащихся с целью повышения интереса к учебе.

Для реализации данного Исследования был разработан пошаговый план:

Шаг 1 - Определить исследуемые и контрольные классы и провести диагностику по выявлению типов интеллекта у учащихся 7 «Б», 8 «Б», 8 «В» классов (через анкетирование) с последующей обработкой результатов.

Шаг 2 - Изучить мнение родителей о необходимости внесений преобразований в практику обучения учащихся исследуемых классов путем анкетирования.

Шаг 3 - Побеседовать с учителями, которые работают в вышеуказанных классах с целью выяснения затруднений, которые они испытывают в своей профессиональной деятельности. Создать свою временную проблемную группу.

Шаг 4 - Обучить учителей-предметников на коучингах основам теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, показать, какие формы и виды работы возможно использовать на уроках, чтобы повысить учебный интерес к предмету у учащихся.

Шаг 5 - Спланировать серию уроков с обучением в группах с применением ТМИ Г. Гарднера.

Шаг 6 - Организовать взаимопосещение уроков.

Шаг 7 - Обсудить с коллегами результаты проведенных уроков в форме совещания.

Найти в коллективе единомышленников было несложно, так как вопросы об успеваемости, дисциплине на уроках в указанных классах неоднократно поднимаются на всех рабочих совещаниях. Это связано и с низкой дисциплиной, незаинтересованностью учащихся, их нежеланием выполнять требования учителя, делать домашние задания. Сами учителя часто жалуются на то, что работая в этих классах, испытывают психологический дискомфорт, так как не получают удовлетворения от результатов своей работы.

Для проведения Исследования и внедрения в школьную практику инновационных преобразований были привлечены учителя по целому ряду предметов, которые относятся к категории так называемых главных или основных учебных предметов (математика, химия, физика, география, казахский язык, английский язык, биология).

Несколько учителей, вошедших во временную проблемную группу, прошли обучение на уровневых курсах, согласились быть проводниками идей для других учителей-предметников.

Для внесения изменений в практику преподавания была оказана помощь учителям при планировании уроков, составлении среднесрочного планирования, при проведении диагностических исследований при определении типа интеллекта, включении идей семи модулей Программы в соответствии с целью урока, ожидаемыми результатами обучения и с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса.

После оказания помощи по планированию уроков проводилось наблюдение за процессом работы учащихся на уроках и по итогам наблюдения были проведены исследовательские беседы, которые давали возможность учителям определить, насколько учащиеся достигли поставленной цели, и был ли процесс обучения с использованием теории множественного интеллекта Гарднера эффективным.

Постоянная рефлексия проводимой деятельности в ходе исследования вызвала желание и далее совершенствовать менторскую деятельность, которая стала частью непрерывного процесса творческого взаимодействия.

После проведенных мероприятий у учителей появилось видение того, как они могут в дальнейшем преобразовывать свою педагогическую деятельность. В результате учителя получили знания о теории множественного интеллекта Г. Гарднера, приобрели опыт в построении индивидуальных траекторий обучения учащихся с разными типами интеллекта на серии последовательных уроков, стали в обучении применять индивидуальный подход во время урока при работе с учащимися, использовать возможности сетевого сообщества как внутри школы-гимназии, так и за её пределами, для получения новых знаний по проблеме индивидуализации обучения учащихся.

Наблюдение за учащимися в ходе работы на уроках также показало, что стали наблюдаться позитивные изменения в обучении слабо мотивированных учащихся. Ученики могут работать в группах, делают это с удовольствием, вовлечены в саморегуляционную образовательную деятельность, могут преодолеть психологический барьер и дискомфорт, не боятся высказывать свою точку зрения, осуществляется на практике инклюзивное обучение, то есть обучение для всех.

На протяжении реализации исследования положительно сказывалось сотрудничество с школьными психологами, а собранный диагностический материал по типам интеллекта был небезынтересен, так как давал возможность оказать практическую помощь тем учащимся, которые, несмотря на проведенные мероприятия, продолжали испытывать сложности в обучении.

Результатом проведенного исследования может стать постепенное и логически обоснованное введение теории множественного интеллекта Г. Гарднера на уроках, переосмысление учителями своей практической деятельности, изменение отношения к учащимися, которые показывают низкую учебную мотивацию, а, следовательно, будет оправдано решение в дальнейшем продолжить работу в данном направлении.

Список литературы:

  1. К.С. Куракбаев «Action Research» как подход к исследовательской деятельности педагога-практика, журнал «Открытая школа», №7 (128), сентябрь 2013 г., - open-school.kz/glavstr/teacher_issledovatel/teacher_issledovatel_128_1.htm

  2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень, второе издание, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», Центр педагогического мастерства, 2014.

  3. Говард Гарднер «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни», издательство «Альпина Паблишер», 2015.




© 2010-2022