Рекомендации по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Дереглазова Анастасия Евгеньевна

(МБОУ Павловская СОШ №3, г. Павловск, Воронежская область)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рекомендации по воспитательной работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»


2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья………………………………………….9

1.1 Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………..9

1.2 Особенности работы с детьми с ОВЗ…………………………………………..11

Глава II. Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………..17

Список используемой литературы…………………………………………………18

Приложение………………………………………………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

"Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он - носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитает ребёнка, будет соработником у Бога" [2 ].

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности [14].

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.[13].

В России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте [8].

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка [11] .

М. Р. Романов характеризует такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому он предлагает обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке[16]. В России процесс воспитания детей с пониженным интеллектом зарождается под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым пренадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей и в издании первых методов, руководства по работе с умственно отсталыми детьми.

В.П. Кащенко был также одним из активных пропагандистов всеобщего обучения и воспитания аномальных детей, организатором научных исследований по дефектологии, инициатором создания и руководителем Школы-санатория для дефективных детей, открытой в Москве в 1908. Большое значение для развития данного направления имели работы А. С. Грибоедова, О. Б. Фельцмана, Г. Я. Трошина и другие. Значительную, роль в организации процесса обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта сыграли В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественно-научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей [18].

В СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Важнейший вклад внёс Л. С. Выготский. Многие его теоретические положения (например, единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка) в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др.

В России воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости базируются на общих принципах педагогики и осуществляются во вспомогательных школах (VIII - вида), интернатах и спец. дошкольных учреждениях. семейный воспитание интеллект дефект

Организация процесса обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России опирается на достижения психологии умственно отсталого ребенка, которая в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки довольно давно. За время своего существования она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают учеников вспомогательной школы от их нормально развивающихся сверстников.

Внимание русских исследователей, таких как Л.С.Выготский, Л.В.Занков в первую очередь привлекали ярко выраженные, массивные аномалии формирования и развития психических процессов умственно отсталых детей, а также недостатки различных сторон их личности. [5]

Психологической основой обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России являются положения о возможностях их развития и о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, впервые выдвинутые Л. С. Выготским и подтвержденные в работах выдающихся психологов, работавших под его руководством (Л. В. Занков, А.Н. Леонтьев, И. М. Соловьев и другие). Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок -- прежде всего, ребенок, и, следовательно способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием [5].

Л. С. Выготский теоретически обосновал, что у умственно отсталых детей существуют процессы, способствующие их развитию: В развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которые возникают из того, что организм ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, и в процессе активного приспособления среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки [5].

На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.

Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения воспитания, Л.С.Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой. При разработке этой проблемы были введены понятия зона актуального развития и зона ближайшего развития, под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором -- возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Выдвинутая Л. С. Выготским идея о ведущей роли обучения в развитии ребенка была подтверждена, развита и конкретизирована в дальнейших многочисленных психологических исследованиях (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин и другие) [16]. Данные исследователи едины во мнении о том, что основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность.

Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России является коррекция. Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.[9]

Как указывается в работах Л.Н. Блиновой [4], В.В.Воронковой [16] и др. эффективность коррекционной работы, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияние на исправление свойственных учащимся вспомогательных школ недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно направленным. Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся вспомогательных школ путем использования системы особых педагогических приемов должно составлять основу процесса обучения умственно отсталых детей. Коррекция дефектов умственно отсталых детей и подростков осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, такими исследователями, как

А. А. Смирнова, Пороцкая, Г. М. Дульнев. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. Как указывает Н.Я.Семаго, в результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития [18].

Вопрос о коррекционной работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним из основных и главных в истории вспомогательного обучения. Правомерность его постановки признавалось авторам А.Н. Граборова, но что касается принципов построения и осуществления системы специальной работы направленной на исправление дефектов развития умственно отсталых детей, существовали и существуют различные подчас противоположные взгляды.

Как отмечает В.В. Воронкова, на каждом этапе развития олигофренопедагогики то или иное понимание сущности умственной отсталости и особенностей развития детей - олигофренов определяло пути разработки основных практических вопросов работы с ними, в том числе построение специальных педагогических приемов [16].

Постепенно в практике работы вспомогательных школ стали появляться педагогические приемы, направленные на развитие у учащихся умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знания, благодаря которым у них формируются высшие психические функции.

Развернувшееся затем комплексное изучение клинических, психологических и педагогических особенностей умственно отсталых школьников и их потенциальных возможностей (М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, М. С. Певзнер, И. М. Соловьев и другие) позволило разработать новый принцип коррекционной работы в вспомогательной школе.

В настоящее время в России численность детей с ограниченными возможностями здоровья очень велика. И она постоянно увеличивается.

Появление на свет больного ребёнка всегда является большой трагедией для семьи. Пока ребёнок девять месяцев находится в утробе матери, его с нетерпением ждёт вся семья, строят планы на будущее, выбирают имя своему малышу. Но когда рождается ребёнок с отклонениями - это катастрофа, которую можно лишь сравнить со смертью близкого человека. Не все родители это выдерживают, некоторые просто не готовы к воспитанию такого ребёнка и оставляют его в родильном доме, чтобы не успеть привыкнуть к нему. А некоторые решают воспитывать ребёнка с врождёнными пороками в семье. Это очень серьёзный шаг. Тяжёлая ноша, которая ложится на плечи родителей, чаще всего приводит к панике, к чувству обречённости, к чувству вины. Изменяется психологический климат в семье, нормальный цикл семейной жизни. Все члены семьи, в большей степени мать ребёнка, находятся в состоянии эмоционального стресса. А ребёнок требует большого количества внимания, тепла и заботы.

Также, родители таких детей сталкиваются не только с проблемами воспитания и ухода за ребёнком, но и с медицинскими, экономическими, педагогическими и социально-психологическими трудностями, которые приводят к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных проблем. Поэтому очень важно, чтобы родители не оставались один на один с ребёнком, необходима психолого-педагогическая помощь.

Родители, которые решились на такой шаг, просто могут не справиться с трудностями в воспитании и уходе за ребёнком. Некоторые из них отдают детей в реабилитационные центры через какое-то время. Это ещё больше травмирует психику таких детей [3].

Детям с ограниченными возможностями необходима поддержка и защита. В настоящее время социальная защита детей с ОВЗ перерастает из ряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, которая предполагает:

- Системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего окружения человека (семья, Интернет, школа, дом, друзья);

- Активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (финансовое, медицинское, психолого-педагогическое и так далее). Вот поэтому сейчас актуальной практической и научной проблемой остаётся исследование системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями и направлений совершенствования этого явления. О социальном здоровье общества можно судить по тому, как оно относится к детям с ОВЗ и как организована система защиты таких детей.

Эта проблема актуальна не только научными задачами, но и потребностями социальной защиты в стране.

Интерес к детям с ограниченными возможностями, к их проблемам, к социальной защите, к трудностям родителей, воспитывающих такого ребёнка, постоянно растет.

Актуальность проблемы определила тему данной работы: "Рекомендации по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Цель работы: изучение материалов педагогического воспитания детей с ОВЗ и его анализ.

Объект исследования - воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования - содержание и методика воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по теме исследования;

2. Выявить проблему воспитания детей с ОВЗ;

3. Определить особенности воспитания детей с ОВЗ;

4. Разработать рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ для родителей и педагогов.

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитательной работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья.

1.1 Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями.

После рождения каждый ребенок нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, в удовлетворении потребностей в еде, в безопасности, в тепле, общении с близкими людьми. Благодаря этому у каждого из нас вырабатываются определенные ценности: способность любить, жалеть, сочувствовать, не наносить вред обществу и природе, контролировать свои эмоции, общаться с окружающими людьми.

Семья является основной ценностью государства. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у семьи начинается совсем другая жизнь. Многие родители замыкаются, отдаляются от друзей, родственников. Но они должны постараться скорее справиться со своими эмоциями и переживаниями, иначе у ребенка еще больше начнет выражаться его болезнь [7].

Большинство семей сталкивается с призрением и ненавистью окружающих к ребенку. Некоторые родители, у которых есть ребенок с ОВЗ, быстро адаптируются и приспосабливаются к новым условиям жизни. Но, к сожалению, таких родителей намного меньше, чем тех, кто не справляется с воспитанием такого ребенка.

Рождение ребенка с отклонениями полностью меняет прежнюю жизнь семьи, меняет отношение родителей к жизни, их цели, принципы и многое другое. Воспитание такого ребенка требует педагогического искусства. Порой родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, получают неполноценную информацию о воспитании таких детей. В большинстве регионов воспитание и образование осложняется тем, что отсутствует психолого-педагогическая помощь. Поэтому дети с ОВЗ не могут получить образование, реализовать себя, заниматься любимым делом. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах [1].

Зачастую, родители, имеющие ребенка с ограничениями, переоценивают или недооценивают дефект. Нужно относиться к проблеме реально.

Семья ребенка-инвалида становится почти необщительной, избирательной в контактах.

Такая семья сужает круг своих друзей и знакомых до минимума и ограничивает общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка. Рождение детей с отклонениями очень влияет на отношения между родителями. В большинстве случаев семьи распадаются.

Те переживания, которые испытывает мать ребенка с ОВЗ, приводят к различным соматическим заболеваниям, вегетативным расстройствам.

Все проблемы семей, у которых есть ребенок с ОВЗ, нужно решать чем раньше, тем лучше. Таким семьям нужна помощь, в первую очередь, психологическая. В такой помощи нуждаются как дети, так и родители ребенка [7].

Семья с ребенком-инвалидом - это семья, имеющая особый статус. Особенности и проблемы такой семьи определяются личностными качествами и особенностями каждого члена такой семьи, занятостью решением проблем ребенка.

В специальной психологии и педагогике семья, как объект исследования, изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачевой освещающие проблемы таких детей и их родителей.

"Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей" - считает А.Р. Маллер [13].

А Е.М. Мастюкова настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы [12] .

В.В. Ткачева также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами). В.В. Ткачева высказывает мнение, что "достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе" [15].

Семья - это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными [14].

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. [10]

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности [9].

1.2 Особенности работы с детьми с ОВЗ

Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист.

Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности, а к объективным - знания и умения, которыми он обладает.

Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации [5].

Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.

К субъективным характеристикам личности педагога можно отнести: способности, психическое состояние, характер, мотивационную направленность, индивидуальный стиль деятельности общения, самооценку.

Самое важное качество педагога - это мотивационная направленность на профессию.

Профессиональная направленность - это стремление быть и оставаться специалистом в данной области. Такая направленность помогает педагогу преодолевать трудности.

Педагог, обучающий детей с ОВЗ, обязательно должен понимать, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Если дети с ограничениями обучаются в общеобразовательной школе вместе со здоровыми детьми, то педагог должен обязательно разъяснить тему равноправия людей с инвалидностью. Например, пригласить взрослого с инвалидностью, чтобы тот описал социальную модель инвалидности, провел беседу с детьми. Так же можно найти информацию в интернете о таких людях, рассказать о том, как они перебарывают свою болезнь и идут на поправку, о том, сколько спортсменов и великих, знаменитых людей-инвалидов в России и по всему миру [6].

Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Работа воспитателя, педагога в общеобразовательных учреждениях, зависит от целей и задач, решаемых в ходе педагогического процесса. Не смотря на то, что существуют некоторые различия целей, которые выдвигаются той или иной программой, все они соответствуют главной цели дошкольного и школьного воспитания, определенной Государственным образовательным стандартом.

Главными задачами работы учителя в общеобразовательном учреждении являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общество сверстников.

В начальный период пребывания ребенка в общеобразовательном учреждении содержание деятельности учителя направлено на выявление особенностей протекания адаптации обучающихся, на содействие более быстрому, и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, вызывающие познавательную деятельность обучающихся, снимается стресс и обеспечивается положительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детей друг с другом [5].

Наблюдая за ребенком, специалист изучает материалы личного дела, беседует, проводит рисуночные методики, тесты ("Дом-Дерево-Человек"; "Несуществующее животное"). При этом нельзя затрагивать темы, которые могут привести к сильным переживаниям ребенка, связанные с утратой близких людей.

Педагога в первую очередь интересует наличное состояние ребенка, его "психическая защита". Тут важно наблюдение за собственными инициативами в поведении ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.

Ребенку предлагаются несложные интеллектуальные и практические задания с мазайкой, конструктором, разрезанными картинками. При наблюдении за ребенком, в моменты таких игр, педагог получает очень ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, страхов, неудовлетворенных потребностей.

К традиционным методам работы педагога, в таких учреждениях как интернат, специальные школы, школы-интернаты и так далее, относится беседа. В беседах, дискуссиях, диалогах выявляется отношение детей, их намерения и чувства, позиции и оценки. Очень важно, чтобы к беседе с ребенком педагог хорошо подготовился [13].

Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать". В решении данной проблемы может помочь обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения [1].

Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Учитель- это призвание, талант, который дан свыше.

Формирование личности ребенка- это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь [2].

ГЛАВА II. Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ.

Учебники и учебная программа:

- четкое и понятное разъяснение заданий;

- замещение письменных заданий;

- обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым.

Работа в классе, группе:

- близость учеников к учителю;

- наличие индивидуальных правил;

- обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе и дома;

- наличие в классе дополнительных материалов.

Организация учебного процесса:

- составление индивидуальных планов;

- предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится;

- знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикоментозных средств [1].

Педагог должен способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе. Дети, которые живут в страхе, не могут учиться, поэтому педагог должен оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями.

Следует отмечать достижения ребенка за последнее время. Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка одинаково, открыто хваля индивидуальные усилия каждого ученика.

Если ребенок, по состоянию здоровья, не может долго стоять, то необходимо убедиться, что он не стоит в очереди в столовой. Необходимо убедиться в том, что дети, у которых есть проблемы со слухом или зрением, сидят за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности коллектива.

Педагог должен быть в курсе того, каким образом развиваются отношения в классе. Важно создать такую обстановку, чтобы в коллективе царило дружелюбие и понимание. Тогда каждый новичок будет встречен с любовью и радостью. Не менее важно, чтобы у ребенка, который пришел в новый класс, за первые две недели появилось хотя бы два друга.

Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство [11].

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.

От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями [15].

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении. Им необходимо учиться, общаться со сверстниками, развиваться. На родителей ложится очень большая нагрузка. Некоторые рекомендации помогут родителям в воспитании ребенка.

Для родителей имеющих детей инвалидов:

- важно принять ситуацию такой, какая она есть. Не думая о причине случившегося;

- обязательно дарите ребенку больше любви и внимания

- не ограничивайте его в общении со сверстниками;

- дайте ребенку самостоятельно принимать решения;

- обязательно следите за своим поведением и внешностью. Ваш ребенок должен гордиться вами;

- важно уметь отказать ребенку в чем-либо, если его требования чрезмерны;

- прислушивайтесь к советам психологов и педагогов;

- больше читайте различную литературу своему ребенку;

- научите ребенка быть самим собой- и дома, и на людях;

- готовьте его к самостоятельной взрослой жизни. Ведь он повзрослеет и придется жить самостоятельно;

- не лишайте себя жизни, удовольствий. Ведь жертва с вашей стороны ни чем не поможет.

Если родители будут радоваться жизни, то и своему ребенку они смогут дать намного больше [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм.

Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.

Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказываю существенное влияние на формирование детской - инвалидности.

В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., 1997. - 239 с.

2. Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ.- М., 2005- 329 с.

3. Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалы международного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.- СПб., 1996-144 с.

4. Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. М., 2010. - 26-33 с.

5. Беспалько О.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: Начальное пособие. Центр начальной литературы. К., 2003 - 134 с.

6. Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002. - 12 с.

7. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. М., 2000 - 416 с.

8. Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 - 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 2001 - 244 с.

9. Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия. Журнал " Информационное общество, № 4". М., 2005 - 89 с.

10. Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005 - 187 с.

11. Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 - 234 с.

12. Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств М. П. Коновалова. М., 2003 - 103-107 с.

13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 - 448 с.

14. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1997 - 42 - 48 с.

15. Малофеева Т., Васин С. Инвалиды в России, №3. М., М., 80 - 105 с.

16. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (дошкольный и школьный возраст). ВЛАДОС, М., 1997 - 304 с.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера. М., 2002 - 480 с.

18. Романов М.Р. Реабилитация инвалидов. Вагриус. М., 2000 - 175 с.

19. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972 - 344 с.

20. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе у школьников с нарушением интеллекта. Дефектология. № 1. М., 2002 - 81-89с.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий театрализованной игровой программы «Подари улыбку миру»

Цель: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, привлечение их к совместному творчеству с детьми, обучающимися в общеобразовательной школе; раскрытие у них творческих задатков и возможностей.

Сюжет для праздника выбран не случайно. Во время бесед с детьми педагоги с удивлением заметили, что дети затрудняются ответить на вопрос об их мечтах. Главное действующее лицо Золотая Рыбка подталкивает их начать размышлять на эту тему, пробудить жизненные интересы.

Игры подобраны таким образом, чтобы выполнить следующие задачи:

- Викторина: эмоциональный настрой на сюжет представления, развитие памяти и интеллектуальных способностей;

- Игра «Мысли»: познакомить детей между собой, раскрепостить их, создать атмосферу эмоциональной безопасности;

- Игра «Оркестр»: создать эмоциональный позитив, объединить игроков в один коллектив, развитие чувства ритма, памяти, внимания

- Игра «Модный танец»: установить невербальный контакт, дать возможность почувствовать себя частью дружного, сплоченного коллектива, развить чувства ритма, внимание, музыкальность;

- Игра «Пой вместе со звездой»: дать навыки работы в команде, воспитание чувства ответственности за общее дело, реализовать творческие способности, повысить самооценку;

Содержание мероприятия

Действующие лица и исполнители:

Учитель, Золотая рыбка, Клоун, дети - исполнители песен и танцев, они же зрители.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вот и остались позади новогодние

праздники с утренниками, каникулами и с такой загадочной и всеми нами ожидаемой Новогодней ночью. Наверное, каждый из вас загадывал свое желание во время боя курантов. И у каждого есть свой ритуал для исполнения желания.

Песня «Снежинка»

Кто-то зажмуривается, кто-то пишет желание на бумажке и кладет его под подушку или под елку, кто-то сжигает эту бумажку, а кто-то даже съедает. Поднимите руку, кто делал что-нибудь подобное. А все ли ваши желания исполнились? … Во все времена у всех людей всегда было одно самое главное желание - найти волшебный способ исполнения всех желаний. Вы, конечно, читали сказки и знаете, что почти в каждой из них есть волшебный предмет или существо, которое исполняет желания. Давайте вспомним их.

Дети называют сказочных героев или предметы, исполняющие желания. Победители викторины приглашаются на сцену. Педагог спрашивает их имена. На экране появляется изображение синего моря.

Педагог: Ребята, давайте представим себя героями одной из сказок и попробуем найти способ исполнения наших желаний. Посмотрите на экран… Кого мы можем попросить об этом… Да, в синем море живет Золотая рыбка, которую старик выловил простым рыбацким неводом. Вот и у нас есть невод, давайте попробуем. Итак… начинаем нашу сказку… (фонограмма сказки) В некотором царстве, некотором государстве у самого синего моря жили были ребята, которые мечтали об исполнении их желаний. Пошли они к синему морю, забросил в море невод. (Один из победителей викторины «забрасывает невод в море) Пришел невод с одной травой. Забросила невод … Пришел невод с тиною морской… Забросила невод … Пришел невод со старым барахлом. Забросил невод … Пришел невод с тем, что бросают в море люди нечистоплотные. Забросил невод …

Пришел невод с одною рыбкой, да не простой, а золотой. И молвила рыбка голосом человеческим.

Золотая Рыбка: Отпусти меня в синее море, деточка, я любое твое желания исполню.

Педагог: Нет, подожди, сударыня Золотая рыбка, нам нужно, чтобы ты исполнила желание всех присутствующих ребят.

Золотая рыбка: Ну, что ж, будет вам исполнение желаний…

Педагог: А как же ты узнаешь все желания? Или ты мысли читать умеешь?

Золотая рыбка: Умею.

Педагог: Что-то не верится, докажи… Что например думает вот эта девочка во время урока в школе…

Золотая рыбка: А вот что… звучит фраза из песенки: «Эх, сколько на свете веселых затей, веселых затей…»

Педагог: А что должен делать вот этот образцовый ребенок…

Звучит фраза из песни: « Должен он бежать и прыгать…»

Педагог: А что в голове вот этой девочки?

Звучит фраза из песни: «В нее совершенно свободно помещается все, что угодно…»

Педагог: Что его приятель ел в школьной столовой?

Звучит фраза из песни: «Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку. Не трогал и козявку и с мухами дружил»

Педагог: Что думает этот мальчик, когда идет домой из школы?

Звучит фраза из песни: «А у меня портфель в руке с огромной двойкой в дневнике»

Педагог: Что думает эта девочка, когда ей предлагают сбежать с уроков?

Звучит фраза из песни: «И я, и я, и я того же мнения»

Педагог: О чем думает эта девочка, когда ее ругает учитель?

Звучит фраза из песни: «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя»

Педагог: О чем думает эта девочка, когда видит бегущего по школьному коридору товарища?

Звучит фраза из песни: «Осенью в дождливый серый день пробежал по городу олень»

Педагог: А что думает этот мальчик, когда с родителями идет к директору школы?

Звучит фраза из песни: «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо…»

Педагог: Что думает эта девочка, когда ее не вызвали к доске?

Звучит фраза из песни: «Вот оно счастье, нет его слаще»

Педагог: Что думает этот ребенок, когда появилась надежда, что из-за мороза отменят занятия в школе?

Звучит фраза из песни: «Ах, если бы сбылась моя мечта, какая жизнь бы началась тогда»

Педагог: А что подумали все эти дети, когда пришли к нам в Центр?

Звучит фраза из песни: «Мы к вам приехали на час, привет, бонжур, хелло! Мы к вам приехали на час, вам крупно повезло»

Педагог: Вот теперь я верю, что умеешь читать мысли. Давай считывай мысли, сидящих в зале.

Звучит загадочная музыка, Золотая Рыбка делает вид, что хватает из воздуха мысли и складывает их в корзину, отдает их педагогу. Педагог достает из корзины бумажки и показывает всем. Там написано: хочу на море, хочу в Америку, хочу в круиз, хочу отправиться в путешествие.

Золотая Рыбка: Сейчас я вслух произнесла желания, которые прочитала в ваших мыслях, потому что я волшебница, а в будущем как можно чаще вы сами говорите о ваших желаниях друзьям и близким. И чем больше вы будете об этом говорить, тем больше вероятности, что оно исполнится. А исполнить желания сидящих в зале проще простого. Кому, как не мне, владычице морской организовать для ребят круиз.

Звучит голос: Внимание, внимание, лайнер «Преображение» отправляется в кругосветное путешествие. Просьба отплывающим занять свои места.

Педагог: Побегу в свою каюту. Убегает за кулисы, там переодевается.

Золотая рыбка: А я организую вам во время плаванья развлекательную программу с артистами и аниматорами.

Голос: Морской лайнер «Преображение» причаливает в порту Финляндия.

Золотая рыбка: Финская полька.

Танец «Финская полька»

Золотая рыбка: А теперь нам предстоит долгое плавание через океан в Америку. А чтобы вы не скучали, встречайте аниматора.

Клоун: Здравствуйте, девчонки, мальчишки! Нам предстоит много времени провести вместе, давайте веселиться, чтоб путешествие было интересным. Начнем с главного. Без чего не бывает ни одного праздника?... Без музыки! А музыки не бывает без оркестра, который ее исполняет. Какие инструменты вы знаете? Вот сейчас мы соберем настоящий оркестр.

Игра «Оркестр»,

Игроки вместе с ведущим под фонограмму, на которой звучат разные инструменты, показывают как на них играть.

Голос: Внимание, внимание, лайнер «Преображение» прибыл в Голливуд.

Танец «Красотки»

Золотая Рыбка: Наше путешествие продолжается. А пока мы в пути, я объявляю дискотеку.

Игра «Модный танец»

Игроки вместе с ведущим разучивают ритмичные движения под музыку, не вставая с места. Затем повторяют несколько раз, каждый раз ускоряя темп. Важный момент: одно из движений требует обнять соседа справа. затем слева.

Голос: Лайнер «Преображение» прибыл в Индию.

Золотая Рыбка: Главная достопримечательность - красавицы, достойные Тадж Махала.

Индийский танец

Золотая рыбка: Хорошая музыка. Жаль, без слов.

Клоун: А вы песен много знаете? А эстрадных исполнителей? Давайте проверим. Сейчас на экране постепенно будет открываться фото популярного исполнителя, а вы должны отгадать, кто это. Для азарта разобьем зал на две команды. Если команда угадывает звезду с первой попытки, она получает 5 баллов, с каждой следующей попыткой, на балл меньше. За каждую песню этого исполнителя, которую вспомнит команда - еще балл.

Игра «Узнай звезду»

Голос: Внимание! Наше путешествие подходит к концу. Лайнер «Преображение» возвращается в Россию.

Золотая Рыбка: Хорошо в других странах, а дома лучше, здесь все родное: и климат, и друзья, и песни.

Песня «Как у наших у ворот»

Золотая Рыбка: Да, дома хорошо, но лучше это понимаешь, когда путешествуешь, пусть даже условно, как мы сегодня. Сегодня в век технического прогресса так много способов найти новых друзей и подарить улыбку всему миру, а потом еще спеть об этом песню.

Песня «Подари улыбку миру»

Золотая рыбка: Ну а теперь я свободна? Ведь я исполнила желание большинства из присутствующих?

Клоун: А можно еще одно маленькое желание? Пока мы путешествовали, мы открыли так много талантов. Не могла бы ты, рыбка, наградить наших артистов.

Золотая Рыбка: С удовольствием.

Вручает подарки всем участникам



© 2010-2022