Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Проблемы инклюзивного образования существуют. Параллельно с исследованиями психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество, учёными, совместно с представительством Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии и права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ОВЗ.       Различные аспекты инте...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Терентьева Елена Юрьевна

( школа № 4, г. Джанкой, Республика Крым)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации


по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»



2014 год

ВВЕДЕНИЕ

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Развитие инклюзивного образования в России - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности.

Цель работы: рассмотреть особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации РФ на современном этапе.

Задачи работы:

1) рассмотреть понятие инклюзивного образования;

2) изучить опыт обучения детей с ограниченными возможностями в РФ;

3) проанализировать организацию инклюзивного обучения в своей школе.

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда - актуальность проблемы, вызванной необходимостью решения важных вопросов по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на качественное образование, что является неотъемлемой частью государственной политики и национальной стратегии защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка) наша страна в целом, и все ее субъекты в частности, взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование, детей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действии очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и заканчивая финансово-экономическим обеспечением данного процесса.

«Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем», - такое мнение высказал 15 октября 2014 года в Казани на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России Владимир Путин. Он отметил, что коррекционные школы имеют свои плюсы и минусы. В коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им труднее адаптироваться в обществе. Остальные дети, которые не сталкиваются со своими сверстниками с ограниченными возможностями, по-другому воспринимают их, отметил В.Путин. Он также прокомментировал закрытие коррекционных школ. «Закрытие коррекционных школ должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет», - отметил В.Путин.


ГЛАВА 1. Основные понятия инклюзивного образования в России

Рассматривая проблему инклюзивного образования, необходимо раскрыть содержание таких понятий, как:

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) - дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. В 23 статье Конвенции утверждается право на особый уход, образование и подготовку детей с особыми потребностями в развитии. В статье отмечается также, что эти дети не должны быть изолированными от общества из-за отрицательных социальных установок. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение качества услуг здравоохранения и образования), раннем выявлении, развитии ребенка и реабилитации.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Особые образовательные потребности - установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Специальные условия получения образования - совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов (H.H. Малофеев, Н.И. Скок, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина, В.П. Гудонис, Н.Д. Шматко и др.) к вопросам интеграции в социальную среду лиц - с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России. В трудах Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной оформились основные условия и способы социальной интеграции людей с инвалидностью. Н.И. Скок существенно расширила понятийное представление о возможностях инвалидов. Е.Р. Ярская-Смирнова положила начало исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделила внимание понятию «инклюзивное обучение». Необходимо также заметить, что сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, также разрабатывались такими учеными, как: Е. А. Ямбург, В.М.Астаковым, Т.С.Зыковой, В.А.Лебединским, Н.В.Цукерманом, Е.С.Худяковой, Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Г. Л. Зайцевой, Н. Н. Малофеевым, Н. Д. Шматко, А. Н. Коноплевой, Т. В. Пелымской, Т. Л. Лещинской и др.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование(ИО), тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  1. обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

  2. анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;

  3. анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;

  4. в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того, чтобы не «импортировать» систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

  • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные . Инклюзия в образовании включает в себя:

1. Признание для общества равной ценности всех учеников.

2. Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной' жизни - и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:

3. Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для- всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.

5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.

6. Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

7. Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

Однако, при всей важности идеи инклюзивного образования, надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.

Параллельно с исследованиями психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество, учёными, совместно с представительством Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии и права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ОВЗ.

Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени.





ГЛАВА 2.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Проект «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития модели адаптивнойобщеобразовательной школы» представляет собой нормативно-управленчес-кий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

В процессе реализации проекта в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

Раздел I. Общие данные

Название проекта

Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Основания для разработки

Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

Заказчик

Учредитель, родители

Разработчик

Директор

Основные исполнители

Директор, администрация, педагогический коллектив обучающиеся, технические работники, родители

Сроки реализации

1) 2014 - 2017 годы

Конечная цель

Оптимизация модели общеобразовательно школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе

Задачи учреждения

Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;

Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся;

Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы

Основные направления деятельности

Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся и их родителей, а также современного общества.

Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся во время УВП.

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся во время УВП.

Расширение материально-технической базы образовательного учреждения

Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ

Принципы реализации проекта

принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;

принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося;

самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;

принцип интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;

принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;

принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;

принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;

принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;

принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты проекта

Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников может меняться по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)

Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.

Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

Укрепление кадрового потенциала школы узкими специалистами, расширение штата сотрудников, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система организации контроля исполнения

Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Утверждение

Плана мероприятий по внедрению проекта

Решение педагогического совета

Протокол № 07 от 29.08.2014 г.





Радел II. Характеристика образовательного пространства

2.1. Информация о школе

Правоустанавливающие документы:

- Устав Джанкойской общеобразовательной школы 1-3 ступеней № 4 Джанкойского городского совета Республики Крым утвержден решением исполкома Джанкойского городского совета (№18 от «26»января 2011 года);

- Свидетельство о государственной регистрации права на оперативное управление - свидетельство о госрегистрации юридического лица - серия АОО №448842. Дата проведения регистрации-«10» декабря 1999г. № 11391050001000080, подтверждающее закрепление за организацией собственности учредителя (на правах оперативного пользования или передаче в собственность образовательному учреждению);

- Свидетельство о государственной регистрации права на пользование земельным участком, на котором размещена организация (за исключением зданий, арендуемых организацией) от «24» мая 2006 г. серия ЯЯ № 000451 (решение Джанкойского городского совета № 917 20 сессии от 18.11.2005г.) ;

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности, установленной формы и выданной «03 » апреля 2009 г., Региональным экспертным советом по вопросам лицензирования и аттестации учебных заведений (протокол № 53 от 03.04.2009г. (приказ МОН АРК № 159 от 06.04.2009г.), срок действия - 10 лет.

Юридический адрес: 296100 ул. Титова, 45 г.Джанкой Республика Крым РФ

Общие сведения о школе и контингенте учащихся :

Учреждение расположено в трехэтажном зданиях 1957 года постройки. Имеется прилегающая территория, засаженная кустарниками, деревьями. На территории располагается спортивная полщадка, что позволяет проводить оздоровительные мероприятия в зависимости от времени года. В здании школы размещены столовая, спортивный зал, актовый зал, библиотека и 16 учебных кабинетов.

Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения

Учебный год

Всего

Дети с ОВЗ

1-4 классы

Дети с ОВЗ

5-9 классы

Дети с ОВЗ

10-11

классы

Дети с ОВЗ

2013-2014

315

7

114

2чел

157

3 чел

44

2чел

2014-2015

327

5

142

2 чел

144

3 чел

41

0 чел

Организация образовательного процесса

Школа работает в режиме 5-и дневной рабочей недели .Средняя наполняемость классов - 25 человек. Учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.

На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации Джанкойская общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 4 Джанкойского городского совета Республики Крым имеет право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Учебный план школы на 2014-2015 учебный год скорректирован c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.

2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

В школе на 1 сентября 2014 года работает 24 педагога. Из них с учащимися с ОВЗ работает 9 человек, из них 1- педагог-психолог(0,5 ставки). 5 педагогов осуществляют обучение детей на дому (3 педагога работают с учащимися начальной школы, один - в основной школе). Иных педагогических работников школы в штатном расписании не имеется (учителя-логопеда, дефектолога и др.). Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, специального образования для работы с детьми с ОВЗ не имеют. Курсовую подготовку на 01.11.14г. прошли 3 человека.

Целевое назначение создания адаптивной образовательной среды - создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Школа ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.

Важным условием эффективности инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет организации методической работы школы по данному направлению и путем самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер - классов на базе образовательного учреждения.

Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики.

Для проведения углубленной трудовой подготовки учащихся, например, по программе специального (коррекционного) VIII вида требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в школе недостаточно, поэтому трудовая адаптация учащихся осуществляется частично.

Условий для создания безбарьерной среды в школе пока нет. Школа участвует в программе «Доступная среда», согласно которой планируется улучшение материально-технической базы школы: строительство пандуса, оборудование кабинета психолога и логопеда и т.п.. Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.

Учитывая контингент детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с отклонениями в развитии, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы, т.к. СФГОС, утвержденных Министерством образования и науки РФ, на сегодняшний день пока не существует (рассматривается проект).

Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами. Программы обучения детей с ЗПР в начальном звене адаптированы в соответствии с требованиями.

2.3. Анализ организации специального (коррекционного) обучения в школе в 2014-2015 учебном году

В 2014-15 учебном году в школе обучается 11 учащихся с ОВЗ, из них в инклюзивном классе - 2 человека, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. Это составляет 18 % от общего количества учащихся.

Среди детей по результатам ПМПК 2 относится к 7 виду, 2 человека - к 8 виду. На начало года был издан приказ о работе с детьми, нуждающимися в коррекционном обучении. В рабочие программы педагогов были внесены формы работы с учащимися данного типа. Среди проблем в организации работы - отсутствие специальных программ, литературы, учебников и учебных пособий, а также методического сопровождения.

2 человека обучаются на дому по индивидуальным программам, составленным с учетом мнения законных представителей обучающихся: 2 класс, 9 класс(с обучением по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью VIII вида). С этим контингентом учащихся работают 3 педагога.

Анализируя особенности организации специального (коррекционного) обучения в условиях общеобразовательной школы, можно сделать следующие выводы:

  1. В школе практически отсутствует возможность для полноценного обеспечения участников образовательного процесса необходимым учебным комплексом, методическими пособиями.

  2. Материально-техническое оснащение школы не позволяет организовать обучение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

  3. В штатном расписании отсутствуют узкие специалисты, в функциональные обязанности которых входит сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ.

  4. Имеются трудности в составлении расписания, т.к. ассистент учителя(воспитатель инклюзивного класса) работает на 0,5 ставки, что составляет 3 часа в день.

Исходя из вышеуказанного, школа определяет следующие цели и задачи на 2014-2017 учебный год:

  1. В целях раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им коррекционной помощи организацию взаимодействия с психолого-медико-педагогической комиссией города.

  2. Дальнейшее обучение педагогов.

  3. Обеспечение педагогов программами, учебно-методическими пособиями по организации инклюзивного образования.

  4. Улучшение материально-технической базы школы путем участия в проектах, в том числе «Доступная среда».

  5. Ходатайствовать перед депутатами муниципалитета о создании сети восстановительно-лечебных учреждений для детей-инвалидов .

  6. Совместно с социальными службами города организовать формы помощи данной категории детей и родителей.

2.5. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

Наше образовательное учреждение образовано как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за школой территории проживают 6 детей с ОВЗ в возрасте от 8 до 16 лет.

Родители 11 детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства. По этой причине в 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся входят 11 человек - дети с ОВЗ: 2 человека обучаются по адаптированным программам, разработанным на основе программ для обучения детей с нарушениями VII вида, 2 человека - VIII вида и дети инвалиды - 6 человек.

Банк данных учащихся с ОВЗ на 2014-2015 учебный год

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

2.6. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в классах и на дому.

Образовательный процесс в школе строится на пятидневной рабочей неделе в 1-11 классах. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается не менее 34 учебных недель во 2-9 классах, 33 в 1-х классах.

Групп продленного дня нет.

Начало занятий в 08-30 часов. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 10 до 20 минут. Для учащихся, обучающихся на дому, составлено индивидуальное расписание с учетом пожеланий учащихся и их родителей.

Период обучения - 4 учебных четверти. Каникулы - 30 календарных дней. Форма образования: очная, индивидуальное обучение на дому.

В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно - урочная система, индивидуальные занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются элементы здоровьесберегающих технологий. Каждую учебную четверть в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период в школе организован летний оздоровительный лагерь и тематические площадки.

Питание организовано на базе школьной столовой:

- для 1-4 классов и 5-11 классов льготных категорий - за счет бюджетных средств;

- для учащихся 5-11 классов, не отнесенных к льготным категориям - за счет добровольных пожертвований со стороны родителей.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня для обучающихся 1-4 классов на базе школы.

Педагогический и воспитательный штат образовательного учреждения в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.

Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.

Главной целью школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;

  • работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

  • дополнительное образование;

  • психолого-педагогическое сопровождение, направленное на социализацию учащихся;

  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

Таким образом, в ходе реализации проекта обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Контроль за реализацией инклюзивного образования в школе проводится по следующим направлениям:

  • обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;

  • состояние здоровьеформирующей образовательной среды;

  • создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;

По направлению реализации проекта в части обеспечения доступности, качества и эффективности коррекционного образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:

  • необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;

  • отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;

  • недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;

  • нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;

  • недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;

  • неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.

Приоритетными направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса должны стать:

  • научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;

  • психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (дети, родители, педагоги, тьюторы);

  • проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;

  • разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

  • моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;

  • разработка региональной программы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства в вариативных формах;

  • межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

  • информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;

  • адаптация учебного процесса к особым потребностям студентов-инвалидов (безбарьерность при передвижении, восприятии информации, развитие форм дистанционного обучения и др.);

  • создание системы реабилитационных, социально-психологических услуг, сопровождающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья на всем пути обучения;

  • привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Для чего нам нужно инклюзивное образование?» / В сб. «Программа развития региональных систем образования: на материалах III Байкальского образовательного форума (г. Улан-Удэ, 2-4 июля 2011 г.) // Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг». 2011 г.

  2. «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». 2009 г. - «Инклюзивное образование: ключевые понятия». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС».

  3. «Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов». / Е. Выговская, Ю. Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева. // М.: РООИ «Перспектива». 2011 г.

  4. «Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования». / Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Типография Гарант». 2012 г.

  5. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. school.msk.ort.rU/integration/index.php7pH:eachersp ¡ г.27., Воронин, Г.Л./ Г.Л.Воронин //

  6. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2005. - № 2. - С. 21-32.

  7. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.

  8. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 47 с. - ISBN 978-5-8311-0423-3.

  9. Выготский JI.C./ Педагогическая психология 1 2008»;:; ACT; 978-5-17-049976-2.

  10. Гилевич И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология: 1995; - № 3. -. С. 39-46;

  11. Голиков Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. - 2006.-№ 1.-С. 22-24.

  12. Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В.П. Гудонис // Мир психологии. - 2001. -№2. -С. 186-197.

  13. Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo

  14. Дементьева Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева, Г.Н.,Багаева Т.Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.

  15. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина. - Социологические исследования. - 1991. -№ 5. - С. 3-8.

  16. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями : socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml >.

  17. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с. - ISBN 5-93888344-Х.

  18. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. - №1. - С. 21-30.

  19. Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова // Дефектология. 1997. -№ 6. -С. 21-25.

  20. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовапии / Д.А. Иванов // Завуч 2008. - №1. - С. 4-24.

  21. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви.

  22. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года). osoboedetstvo.ru/rights/ibase/files/aro04l.doc.

  23. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных.// Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная» организация инвалидов» «Перспектива» М.: «Алекс», 2008. edinayastrana.rU/docs/docs/Q 1 2.

  24. Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года), base.garant.ru/2540422/

  25. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года). un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf

  26. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ст. 23, п. 1. un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf

  27. Малофеев Н.Н. Изменение специальной школы неизбежный Всемирный процесс // Нижегородское образование. - 2010. - №3. - С. 4-9.

  28. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.11. Малофеев // Дефектология. 1997. - №4. - С. 315.

  29. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - Вып. 1.-2000.

  30. Мудрик, A.B. Социальная педагогика. - М: Академия ИЦ, 1999.

  31. На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей).// М.: РООИ «Перспектива», 2005.

  32. Послания Президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию 30 ноября 2010 года, kremlin.ru/transcripts/messages

  33. Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности - равные права (Планы занятий и методические рекомендации)». С.А. Прушинский, М.Ю. Перфильева, Е.А. Выговская, Н.Н. Хлудов. // М.: ООО «БЭСТ-принт». 2009 г.

  34. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007..

  35. Федеральзый закон «Об образовании в Российской Федерации» .

  36. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изменениями на 01.12.2007 N 309-ФЭ).

  37. Шматко, Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии/ Т.Д. Шматко. -Альманах ИКП РАО, 2003. выпуск №7. wvvw.ikprao.rU/almanah/7/st02.ht. обращение 23.09.2010

  38. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1995. ISBN

  39. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики // Т.Ф. Яркина // Институт педагогики соц. работы Рос. акад. образования, Ассоц. соц. педагогов, соц. работников Рос. Федерации. - М.: Б.и., 1997.

  40. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова И.И. Лошакова // Социологические исследования. 2003. -№5. - С.100-106.

  41. Ярская-Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид/ Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1997. - №1. - С. 83-90.

  42. Ярская-Смирнова Е.Р. Люди с ограниченными возможностями / Е.Р. Ярская-Смирнова // Российская энциклопедия социальной работы. Москва: Институт социальной работы. 1997. - Т.1 - С. 291-295.

  43. Ярская-Смирнова Е.Р. Понятие инклюзивного образования / Е.Р. Ярская-Смирнова // Образование для всех: пути интеграции. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2003. С. 69-78.


© 2010-2022