Эссе «Твори, дерзай и увлекай!»

Слово «воспитание» происходит от слова «питать». Питать чем? Прежде всего, духовной пищей! А наличие в слове «воспитание» приставки «вос» означает восполнение этого питания. Следовательно, под воспитанием следует понимать передачу ценностей, традиций, знаний и опыта от старших поколений к младшим. Именно в процессе воспитания и осуществляется то, что мы привычно называем «образованием», т.е. процесс формирования внутреннего, т.е. духовного образа воспитанника – того образа, который и будет проя...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Эссе «Твори, дерзай и увлекай!».

Горожанина Марина Андреевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Щелкинская средняя

общеобразовательная школа №2».

Ленинский район. Республика Крым.


В одной древней притче старый мудрец, наставляя человека, которому доверили воспитание ребенка, говорил:

- Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

Завершилась притча новой встречей мудреца и двух крылатых созданий - Ученика и его Учителя. Мудрец заметил, что особенно его радуют крылья Учителя.

Можно стать хорошим ремесленником в своей профессии, но истинный огонь страсти познания, открытия и восполнения (воспитания) пламенеет в сердцах, шагнувших за грань привычного и удобного, тех, кто слышит музыку высших сфер и творит священнодействие души и мысли. Истинный наставник способен воспарить над серой реальностью обыденности и увлечь в свой свободный полет юных.

Я полагаю, что педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества. Великий дар - сбросить земные цепи притяжения, оторваться от реальности, но в то же время увидеть перспективу.

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого так же властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Нельзя с этим утверждением не согласиться, но замечу, что творческая деятельность обусловлена творческим потенциалом личности. Мне кажется, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению уровня профессионального мастерства.

Что измерит твой творческий потенциал? Может быть, способность замечать и формулировать альтернативы, избегать поверхностных суждений. Это ведь смелость - уметь отказаться от ориентации на авторитеты и уметь увидеть знакомый объект с новой стороны. Ты учитель, но бойся стать проповедником. Если опутаешь себя сетями теоретических суждений и начнешь делить только на черное и белое - погибнешь. Сможешь отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска? Если сможешь, то почувствуешь дыхание Космических глубин. Ты теперь Крылатый! Вдыхай жизнь в сухие формулы и скучные факты!

Как начинался мой путь в учительство? В какой-то миг своей жизни я поняла, что есть настоятельная и жгучая потребность ввести в мир исторических изысканий юного человека, побудить его изучить, понять и полюбить этот мир. Что если у него получится стать создателем новой Вселенной образов и концепций?!

Работа в школе мобилизует и заставляет меня совершенствовать свой внутренний мир, непрестанно поднимать планку самообразования и двигаться вперед.

Елена Ивановна Рерих писала: «Разве не велик подвиг - работа по самосовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить свои силы там, где явится возможность?». Это высшая оценка наставничеству, воспитанию и образованию.

Что такое образование? Образование - образ, идеал, концепция человекосотворения. Это процесс формирования внутреннего, т.е. духовного образа воспитанника, того образа, который будет проявляться в его внутренних устремлениях, идеалах и ценностях и выражаться в поведении, манерах и речи. Это не только загрузка человеческого ума некоей суммой знаний. Это - намного больше.

Образование - это то, что остаётся в человеке, когда всё выученное забывается. Школа и учителя являются бастионом на пути конвейера общечеловека-потребителя.

Показателен в этом смысле роман-антиутопия «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Это ответ на модель «научного общества», предложенную Г. Уэллсом в романе «Люди как боги». О. Хаксли показал гипертрофированное общество массового потребления, в этом мире удовлетворяются все желания, которые общество может удовлетворить, все поступки людей одинаковы, да и сами люди продукт генной инженерии. Однако в глубине своей выхолощенной души эти «новые люди» глубоко несчастны и словно что-то ищут в паутине всевозможных наслаждений.

Как воспитать людей, «стремящихся к странному»? Современные педагоги должны найти в себе моральные силы, знание, мудрость, чтобы исполнить высший долг духовного возрождения личности. Должна быть такая жизненная система отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, придаст радостный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику успеха и борьбы за лучшие идеалы жизни.

Забудутся формулы, теории, законы и статистика. Но как можно забыть мучительный поиск и евразийский выбор молодого князя Александра Ярославича (Невского), горящее жертвенностью подвига сердце Жанны Д 'Арк, мятущуюся душу Ивана Грозного, роковые судьбы Октября 1917, ослепительную улыбку человека, первого увидевшего лик планеты Земля и носившего (вот странное совпадение!) фамилию Гагарин, означавшую «птицу стремящуюся к Солнцу»…

Каждым своим уроком я пытаюсь пробудить пытливую мысль и заронить в души семена дерзания. В нем смелость и решительность, отвага и высшая степень устремления. В дерзании мы побеждаем в себе Инферно (вспомним психологическую закалку пилотов звездолета «Темное пламя» и Фай Родис), мы побеждаем первобытного зверя инстинктов и страстей, мы стяжаем дары Духа и чувствуем себя Человеком-Творцом, бросившим вызов бренности своего существования.

В свое время Ян Амос Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века Я.А. Коменский обращался к человеческому обществу с призывом ценить учителя и возвышать его.

«Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность. Педагоги сеют семя. Не видят, как они прорастают? Ничего. Ничто не проходит бесследно. Придет время и семя прорастет. И пусть они ведут себя с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Ребенок хочет любви, тепла. Если учителя полюбят детей, то и дети их полюбят».

Педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Считаю, важность и уникальность миссии учителя - в нескончаемости этой миссии. Учитель - связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное - желания начинать с возможного, продолжать начатое и продвигаться к невозможному.


…И надо жить без самозванства -

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Борис Пастернак.



© 2010-2022