Взаимодействие семьи и УДОД в достижении личностной, социальной и профориентационной успешности ребенка

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. На любом этапе развития ребенка решающую роль играет семья. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический параме...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

эколого-биологический центр










Методический материал

Взаимодействие семьи и УДОД

в достижении личностной, социальной и профориентационной успешности ребенка












Удовенко Анна Станиславовна

Заведующий инструктивно-методическим

отделом МОУ ДОД ЭБЦ












Комсомольск-на-Амуре, 2014

Новорожденные везде плачут одинаково.

Когда же они вырастут, у них оказываются неодинаковые привычки.

Это - результат воспитания.

Сюнь-цзы древнекитайский философ


Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

На любом этапе развития ребенка решающую роль играет семья. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический параметр определяется структурой семьи.

Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи, которая может осуществляться на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности, на уровне учреждения дополнительного образования детей. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса. Основным направлением деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи является выработка единого взгляда педагогов и семьи на задачи, сущность процесса воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Использование оптимальных форм и методов дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Семья и учреждение дополнительного образования детей дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Сегодня преодолен стереотип, существовавший когда-то, - внешкольные учреждения для семьи. Сегодня родители много дают учреждениям дополнительного образования детей, принимают активное участие в создании условий для их эффективной работы, участвуют вместе с сыном или дочерью в детских объединениях.

В учреждениях дополнительного образования детей решаются общие с семьей задачи - учатся делать то, что хочется, учатся быть созидателями и творцами. А самое высокое творчество - раскрытие и реализация каждым ребенком своих потенциальных возможностей.

Среди многих взрослых, окружающих ребенка, особое место занимает педагог дополнительного образования. Именно он чаще всего является тем авторитетом, который оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребенка. Это связано с рядом педагогических особенностей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Первое - ребенок, выбирая для себя интересное направление деятельности в сфере дополнительного образования детей, имеет и возможность выбора педагога. Второе - педагог дополнительного образования чаще всего бывает высоким профессионалом в избранном направлении деятельности, привлекая этим ребенка, являясь для него эталоном, образцом. Третье - организация жизнедеятельности в детском объединении дополнительного образования детей строится на иных основаниях, нежели в школе, ребенку более комфортно, отношения педагога и ребенка более неформальные, открытые, искренние. Таким образом, педагогу дополнительного образования предоставлены большие возможности для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии путем организации социально значимой деятельности, формирования детского коллектива, решения важных возрастных проблем. Но деятельность педагога дополнительного образования будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка. Задача работы педагога дополнительного образования заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников учреждений дополнительного образования детей с целью обеспечения единой образовательной среды, в которой основной жизни являлись бы наивысшие ценности.

Педагог дополнительного образования не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Педагог может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. В данном случае объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание, именно на это имеет право педагог как профессионал. В этом и заключается взаимодействие педагога и родителей. Составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции учреждения дополнительного образования детей, о целях и задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Должна реализовываться функция педагогического просвещения. Такая информация чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному образовательному учреждению.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями может иметь следующие уровни: первый уровень - личностный, непосредственное общение педагога и родителей; второй уровень - опосредованный, взаимодействие педагога через ядро родительского коллектива - родительский актив; третий уровень - функциональный, социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.

В практике дополнительного образования детей используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в разнообразных социально-педагогических ситуациях.

Дополнительное образование детей как открытая педагогическая система, в основе которой заложены демократические принципы организации, при соблюдении всех названных условий имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей. Это:

• повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительского психолого-педагогического лектория, создание системы социально-психологических, педагогических, юридических и медицинских консультаций в условиях самого учреждения дополнительного образования детей;

• вовлечение родителей в образовательный процесс через участие родителей в занятиях учебных групп детского объединения, организацию семейных клубов по интересам, демонстрацию родителям учебных достижений их ребенка;

• создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, соревнований и фестивалей, семейных кафе и лекториев, клубов выходного дня;

• организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений через систему психолого-коррекционных мероприятий с детьми и родителями

• помощь социально незащищенным семьям через организацию взаимодействия с социальными службами.

  • формирование различных видов родительских активов: попечительских советов, родительских секций Советов учреждения, родительских комитетов. В педагогическом «арсенале» педагога дополнительного образования много разнообразных форм работы с родителями. Организация работы родительского актива - одно из самых важных и сложных направлений в работе педагога с родителями.

Таким образом, современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой - наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падению жизненного уровня большинства семей, росту числа разводов, увеличению числа неполных и имеющих одного ребенка семей на фоне морально-нравственного упадка нации. Следовательно, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему полноценного развития личности ребенка.

Литература:

  1. Авилкина С.В. Педагогическая система «Образовательное учреждение - семья» / С.В. Авилкина // Дополнительное образование и воспитание. № 1.- 2006. - С. 25-30

  2. Ганаева Е.А. Социальное партнерство УДОД и родителей: хроника событий / Е.А. Ганаева // Дополнительное образование и воспитание. - № 2. - 2007. - С. 21-27

  3. Герасимова Л.Л. Включение родителей в совместню воспитательную деятельность / Л.Л. Герасимова, И.В. Трошина // Внешкольник. - № 2. - 2008. - С. 16-18

  4. Набиуллина В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности / В.Р. Набиуллина // Дополнительное образование и воспитание. - № 11. - 2008. - С. 3-7

  5. Ситкина И.Г. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи / И.Г. Ситкина, В.А. Савельева // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. - № 3. - 2004. - С. 2-7

  6. Фолькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фолькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. - М.: 5 за знание, 2005. - 240 с.


© 2010-2022