- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Интеграция основного и дополнительного образования в ОУ как условие последующего саморазвития и самоопределения учащихся»
Статья «Интеграция основного и дополнительного образования в ОУ как условие последующего саморазвития и самоопределения учащихся»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абрамова Г.Л. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Интеграция основного и дополнительного образования в ОУ как условие последующего саморазвития и самоопределения учащихся»
По сути школьная жизнь - это сложная система, механизм, успех работы которого зависит от многих факторов. Интеграция в образовании - явление не новое, но сегодня актуальное.
«Интеграция» - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. Мы способствуем созданию интеграции, способствующей объединению в целое всех составляющих образовательной системы, чтобы процесс обучения и воспитания шли на сближение, тесной объединённости и связанности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования. Эффективная реализации образовательной инициативы требует создания единого образовательного пространства школы, в том числе проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому. Перечень локальных актов в нашем ОУ, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта:
1.Устав образовательного учреждения.
2.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3.Договор образовательного учреждения с учредителем.
4.Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) учащихся.
5.Положение о деятельности в школе детских организаций или объединений.
6.Положения о формах самоуправления.
7.Договор о сотрудничестве школы и учреждений дополнительного образования детей.
8.Положение о группе продленного дня.
9.Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
10.Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин.
11.Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
12.Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
13.Положение об учебном кабинете.
14.Положение об информационно-библиотечном центре.
15.Положение о культурно-досуговом центре.
16.Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
17.Положение о дополнительном образовании.
В рамках внедрения ФГОС возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Общее и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ на программы дополнительного образования, программы воспитательной работы, и соответственно, от этого зависит какие цели, содержание, методы, формы и средства обучения необходимо учесть, для того, чтобы получить качественно новые результаты интегрирования.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования, в том числе санитарно-гигиеническими, стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием образовательной деятельности. Воспитательная составляющая образовательного процесса - это организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность - это не отдельное дополнение к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги должны подходить к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное - осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме, т.е. ШКОЛЫ - ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
В связи с переходом в 2011 году на новые Стандарты (Приказ от 10.03.2011г. №31-ПД «О введении ФГОС в учреждении», план реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» с 2010 до 2015 гг. от 26.10.2010г. №121/3) педагогическому коллективу начальных классов пришлось многое переосмыслить и поменять в своей работе. Хочется отметить, что учителя начальных классов прошли повышение квалификации - 100%. Начиная работать в рамках ФГОС НОО в своих образовательных программах учителя начальных классов заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в духовно-нравственную, общекультурную, общеинтеллектуальную, социальную, спортивно-здоровительную деятельность. Не секрет, что «педагогика дополнительного образования» - это отдельная область, которая отражает закономерности обучения, воспитания, развития, социализации и творческого самовоспитания личности в целостной системе.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы: в этом учебном году действуют следующие факультативы: географическое краеведение в параллели 6 классов, по экологии для 7-х классов, основы права для 9-х классов, групповые занятия по математике и русскому языку для параллелей 5-8 и 9 классов , школьное научное общество учащихся, учебные курсы по выбору, занятия могут проводиться в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. С 2003 года в школе функционируют творческие объединения, на сегодня их 14 и 4 спортивных секции. Их работу возглавляют - 15 педагогов, из которых: с высшей категорией - 1 человек, с первой - 10 чел., с соответствием занимаемой должности - 1 чел., без категории - 3 чел. Сеть дополнительного образования реализует 9 направленностей, развивающие творческие способности у 339 учащихся школы, что составляет - 76% от общего количества детей в школе (442 чел.)
Обращу ваше внимание на личностно-ориентированное дополнительное образование, которое обеспечивает развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, в значительной доле создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.
Любое творчество - развитие способностей, интереса, при этом - это новые знания, новые навыки, общение, полезная занятость, практический опыт, поддержка взрослого, уверенность, которая переносится и в сферу основного образования.
Внеурочная деятельность через объединения дополнительного образования была организована с 2011 года:
-на 01.09.2011г. года охват составлял 36 чел., объединений работало 5;
-на 01.09.2013г. года охват составил 134 человека.
Работа в рамках внеурочной деятельности нас натолкнула на мысль, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни, поэтому взаимодействовать с МБОУ ДОД «Перевозский детско-юношеский центр», ГБУ ФОК «Чайка», МБОУ ДОД «Перевозская ДШИ» и др. учреждениями неотъемлемая часть нашей работы.
Только при таком подходе в школе действительно будет создано пространство внеурочной деятельности, где занятия будут приносить ребёнку радость, где он будет успешен!
Таким образом интеграция основного и дополнительного образования позволит:
-сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширять и обогащать содержание учебника;
-способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала;
-сформировать у учащегося умений и навыков самостоятельной конструктивной работы;
-сформировать исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам
и обеспечит:
- здоровьесбережение;
- развитие в избранном направлении;
- оптимизации организации деятельности ученика и учителя;
- снижение нагрузки;
- повышение уровня качества образования;
- оптимизации отношений в школьном коллективе.
Целью всей этой совместной работы является развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
В заключении хочется сделать вывод, что успешность интеграции основного и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов и постоянного взаимодействия с родителями (законными представителями), от активного и конструктивного сотрудничества классных руководителей с учителями-предметниками, руководителями объединений дополнительного образования.
Дополнительное образование - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ, которые разрабатывает учитель, согласует и утверждает администрация. Основная характеристика программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются по сути педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации.
Соотношение между общим образованием и дополнительным образованием детей характеризуется как сотрудничество, содружество, взаимосвязь и взаимодействие.