Использование электронных учебников в процессе обучения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.Ю. Парфентьева, заместитель директора по учебной работе, преподаватель информатики и ИКТ первой квалификационной категории

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыбницкий политехнический техникум», г. Рыбница

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

The use of electronic textbooks in the educational process

В статье рассмотрена мысль о том, что каждая область знаний может быть может использовать электронные учебники в процессе обучения. Рассматривая вопрос о связи электронных ресурсов и обучения, хочется поделиться своими мыслями, наблюдениями, заглянуть в прошлое, посмотреть, какова будет роль преподавателя завтра. Ключевые слова: электронный учебник, государственные образовательные стандарты 3 поколения, информация.

The article considers the idea that each area of knowledge can use electronic textbooks in the educational process. Considering the question of the relationship between the electronic resources and training, I would like to share my thoughts, observations, peer into the past, to see what will be the role of the teacher tomorrow. Keywords: the electronic textbook, the state educational standards of the third generation, the information.

Государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования в ПМР нацеливают техникумы на переориентацию на более гибкое обучение, направленное на каждого конкретного обучающегося. Закон об образовании помогает внедрить образовательные стандарты третьего поколения, в том числе реализовать технологии, связанные с электронным обучением.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации основных профессиональных образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

База данных библиотеки техникума должна быть укомплектована печатными и электронными учебниками и учебными пособиями, методическими и периодическими изданиями по всем дисциплинам общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, профессионального и других циклов, входящих в реализуемые основные профессиональные образовательные программы по профессиям и специальностям, реализуемым в техникуме. В связи с тем, что с 1 сентября 2014 года все организации начального и среднего профессионального образования республики перешли на новые государственные образовательные стандарты 3 поколения, требующие в своей реализации использования новых учебников и новых методических пособий, на которые не всегда хватает средств, мы можем использовать в своей работе их более доступную электронную форму. И это позволит образовательному учреждению сделать выбор, который зависит от того, насколько педагогический коллектив техникума решился использовать в своей педагогической практике электронные учебники.

Если мы обратимся к опыту других стран, то увидим, что реализация таких программ, когда образовательные учреждения полностью в своей работе используют электронные учебные пособия, имеет положительные тенденции. Эти самые положительные тенденции могут быть достигнуты не просто с использованием электронных учебников. Педагогические работники должны постоянно работать над овладением новыми методами и формами обучения, и использовать их в образовательном процессе наряду с электронными учебниками.

Но сегодня с появлением электронного ресурса не все уяснили для себя, как получить наилучший результат. Необходимо не просто получить экономическую выгоду замены бумажных учебников, меньший вес портфеля обучающегося, но и организовать учебный процесс в рамках требований стандартов третьего поколения.

В чем же разница электронного учебника и его цифровой копии? Цифровая копия не тождественна электронному учебнику. Она является переходным этапом перед непосредственным внедрением электронных учебников. Цифровая копия учебника это электронный вариант печатного учебника, которым пользуются в образовательном процессе его субъекты. В ней есть интерактивное оглавление,web-ссылки, поисковая система, а также есть возможность создавать заметки и делать закладки.

Электронный учебник наполнен мультимедийными и интерактивными объектами, в нем содержатся видео- и аудиоматериалы, различные схемы, таблицы. Электронный УМК включает в себя не только электронный учебник, но и весь методический материал в электронном виде, сопровождающий тот или иной УМК: схемы, таблицы, рабочие тетради, лабораторные работы, практические задания, конспекты лекций, технологические карты, тесты и т.д.

Электронные учебники мы можем использовать для разных целей:

1) Основной источник изучаемой информации. Электронный учебник, как и его печатный вариант, выступает одним из главных источников получения новой информации. Основным транслятором в этом может выступать компьютер, ноутбук, планшет, интерактивную доску, проектор и т.д.

2) Источник дополнительной информации. В новых государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. И тогда электронный учебник может быть использован в качестве помощника в поиске нужной информации. С его помощью можно индивидуально подойти как к обучению учащихся, которые испытывают затруднения в обучении, так и учащихся, которые продвинулись в обучении на ступень выше других.

3) База тестов с автоматической проверкой знаний и выставлением оценок. Электронный учебник может быть использован в качестве инструмента для оперативного контроля за уровнем знаний обучающихся. Многие электронные учебники могут быть построены на следующих видах тестов. Первый вид является тренажером, в котором проверяется правильность выполнения обучающимся задания. Такие тесты обучающиеся могут выполнять несколько раз. А вот второй вид тестов - это контроль. Такой вид теста можно пройти только один раз, и компьютер выставляет обучающемуся оценку.

4) Инструмент по работе с информацией. Сейчас умение ориентироваться в глобальной информационной сети одно из требований, предъявляемых к выпускникам организаций профессионального образования. И поэтому, техникум должен готовить конкурентоспособных специалистов, умеющих легко адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям рынка труда. Постоянное использование электронных учебников на занятиях способствует выработке у обучающихся навыков поиска, хранения, переработки, передачи информации.

Использование в педагогической практике электронных материалов приводит к качественному выполнению задач, предъявляемых государственными образовательными стандартами нового поколения. При этом педагоги получают повышение эффективности своей деятельности как результат использования новых видов контроля и возможностей электронных ресурсов, повышение познавательной деятельности обучающихся.

Список литературы:

1. Баранова Ю.Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин А.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе. //Информатика и образование. 2000 - № 8.

2. Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно-методического комплекса. - Материалы конференции "ИТО-2002", М., 2002.

3. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. //Информатика и образование. 2000 - № 2.

Парфентьева Инга Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

The use of electronic textbooks in the educational process

В статье рассмотрена мысль о том, что каждая область знаний может быть может использовать электронные учебники в процессе обучения. Рассматривая вопрос о связи электронных ресурсов и обучения, хочется поделиться своими мыслями, наблюдениями, заглянуть в прошлое, посмотреть, какова будет роль преподавателя завтра. Ключевые слова: электронный учебник, государственные образовательные стандарты 3 поколения, информация.

The article considers the idea that each area of knowledge can use electronic textbooks in the educational process. Considering the question of the relationship between the electronic resources and training, I would like to share my thoughts, observations, peer into the past, to see what will be the role of the teacher tomorrow. Keywords: the electronic textbook, the state educational standards of the third generation, the information.



© 2010-2022