- Преподавателю
- Директору, завучу
- Концепция воспитательной работы МБОУ СОШ п. Дружба
Концепция воспитательной работы МБОУ СОШ п. Дружба
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Картавец Л.И. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Концепция воспитательной системы
Одной из актуальных задач современной российской школы является воспитание подрастающего поколения в соответствии с идеалами свободы. Выражаясь словами Э. Фромма, нужно чтобы новое поколение приобретало "не свободу от, а свободу для".
В настоящее время в России развивается идея "ключевых компетенций". Возникла необходимость основываться в разработке учебных планов и программ на развитие ключевых компетенций, которые позволили бы в будущем каждому человеку сформироваться в непредвиденных областях.
Были определены следующие компетенции: политическая, жизни в поликультурном обществе, компетенция устного и письменного общения и владения языками; а так же ИКТ - компетенции и компетенция самообразования.
Реализация компетентностного подхода к воспитанию позволит сформировать инициативную, мобильную личность, способную применять свои знания в реальной жизни, действовать в соответствующих практических ситуациях, в условиях неопределенности.
Одной из основ воспитательной системы школы является философия гуманизма. В. Соловьев писал: "Без полной реализации нравственного начала в ощутимых личных отношениях оно остается отвлеченным принципом, просвещающим сознание, но не перерождающим жизнь человека. Выход из этого состоит в том, чтобы полная реализация нравственных отношений совершалась для каждого человека в известной тесной среде, действительно и постоянно его окружающей".
Смысл воспитания в современных условиях видится нами и в том, чтобы, опираясь на интересы ребенка, создать условия для его самоопределения, самореализации и развития. В этом суть личностно-ориентированного подхода к воспитанию, в основу которого также положены идеи гуманизма. Реализуя данный подход, школа соблюдает разумный баланс между образовательными задачами и интересами ребенка, ориентируясь на "зону ближайшего развития".
Обязательным условием реализации данной концепции является предоставление на выбор широкого спектра деятельностей, вовлекаясь в которые ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и приобретает уникальный опыт. Индивидуальность личности проявляется и формируется в ситуации свободного выбора. Таким образом, реализуется вариативный подход к воспитанию.
Развитие интересов, свобода выбора осуществляются в большей степени в деятельности. В основе деятельностного подхода лежит известный постулат: человек развивается и формируется в процессе собственной деятельности. Личность может проявлять активность, только взаимодействуя с окружающим миром. В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Таким образом, наполнив определенным содержанием педагогическое взаимодействие, можно целенаправленно влиять на формирование потребностей и мотивов личности.
Одним из теоретических оснований воспитательной системы школы является культурологический подход, в основе которого лежит ориентация на культурно-исторические ценности.
Для эффективной реализации Концепции работа построена так , чтобы в школе шли два взаимосвязанных процесса: развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей и особенностей здоровья, направленности личности, природных задатков и т.д., с одной стороны, и подготовка их как конкурентоспособных, социально-адаптированных, свободных людей, с другой.
Поэтому особое внимание мы уделяем моделированию здоровьесберегающей образовательной среды, насыщенной социально значимыми и принятыми в культуре образцами деятельности и общения. Такая среда является основным условием успешной реализации всех воспитательных направлений.
Все вышеперечисленные подходы реализуются по определённым направлениям. Ожидаемый результат каждого направления определяет Модель выпускника школы.
Основные направления и содержание воспитательного процесса, механизмы реализации
.
Направление "Школьник- патриот и гражданин"
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности школьника, активной жизненной позиции.
Задачи:
формировать у учащихся правовую культуру, через изучение правовых норм и законов государства;
формировать мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и обязанностей;
воспитывать уважение к национальной культуре, традициям и обычаям страны;
проявлять свою гражданскую позицию, пресекать безнравственные и противоправные поступки людей.
Ожидаемый результат:
Воспитание личности, обладающей высокой политической и правовой культурой, национальной и религиозной толерантностью, имеющей активную жизненную и гражданскую позицию.
Направление "Школьник и нравственность"
Цель:
воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.
Задачи:
-формировать культуру общения с товарищами, родителями, педагогами;
-познакомить учащихся с нравственными законами;
-создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
-формировать нравственное самосознание, ответственность, культуру поведения на основе управления собой.
Ожидаемый результат:
Воспитание личности с развитым нравственным мышлением способной сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность за свои поступки.
Данные направления способствуют формированию политических компетенций и компетенций жизни в поликультурном обществе.
Направление "Школьник и интеллектуальные возможности"
Цель:
развитие интеллектуальных возможностей школьников для личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
-развивать и совершенствовать интеллектуальные возможности школьников средствами внеучебной работы;
-создавать условия для проявления интеллектуальных достижений учащихся в школе и за ее пределами;
-поощрять инициативу и стремление школьников к интеллектуальному самосовершенствованию.
Ожидаемый результат:
Воспитание человека, имеющего уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.
Данное направление способствует формированию ИКТ - компетенции, компетенции устной и письменной речи, владения языками, а так же компетенций самообразования.
Направление "Школьник и здоровье"
Цель:
освоение учащимися позитивных образцов здорового образа жизни и привитие убеждения, что быть здоровым - экономически выгодно и социально престижно.
Задачи:
-формировать устойчивые умения и навыки сохранения здоровья;
-сформировать культуру здоровья;
-создавать условия для демонстрации школьниками своих достижений по сохранению здоровья;
-способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Ожидаемый результат:
Воспитание человека, имеющего потребность в здоровом образе жизни, обладающего культурой здоровья, осознающего оздоровительную направленность отношения к себе.
Данное направление способствует формированию компетенции самообразования и компетенции жизни в поликультурном обществе.
Направление "Общение и досуг школьника"
Цель:
создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
-формировать у школьников культуру общения;
-использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
-создавать объединения дополнительного образования с учетом интересов и потребностей учащихся;
-оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе объединений дополнительного образования;
-демонстрировать достижения школьников в досуговой деятельности.
Ожидаемый результат:
Воспитание личности, обладающей культурой межличностных отношений, культурой эмоций и чувств, способной к адекватному самовыражению и самоутверждению в обществе.
Данное направление способствует формированию компетенции жизни в поликультурном обществе.
Направление "Школьник и семья"
Цель:
осознание школьниками значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи:
-создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе;
-способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
-преодолевать негативные тенденции в воспитании детей в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Воспитание семьянина, осознающего значимость семьи как социальной ячейки общества, являющегося одновременно умным, любящим, и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способного воспитать достойных членов общества.
Направление "Школьник и самоуправление"
Цель:
объединение всех учащихся школы с целью обеспечения необходимыми условиями для развития личности и творческой самореализации.
Задачи:
-развивать организаторские способности, индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
-развивать инициативу и творчество в процессе коллективных творческих дел;
-воспитывать самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
-учить умению управлять, делать выбор, отстаивать свои права, права коллектива;
Ожидаемый результат:
Воспитание человека, обладающего способностью к самоопределению, умеющего отстаивать свою позицию, выстраивать отношения в коллективе и осознающего ответственность за участие в общем деле.
Данное направление способствует формированию политической компетенции и компетенции жизни в поликультурном обществе.
Модель выпускника школы
Главным ожидаемым результатом работы педагогического коллектива является модель выпускника школы
Выпускник - это личность…
-обладающая высокой политической и правовой культурой, национальной и религиозной толерантностью, осознающая значимость семьи как социальной ячейки общества;
-способная к самоопределению и самообразованию, имеющая активную жизненную и гражданскую позицию, способная участвовать в совместном принятии решений, выстраивать межличностные отношения, регулировать конфликты ненасильственным путём;
-имеющая уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ей быть интегрированной в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.
-осознающая оздоровительную направленность отношения к себе, имеющая потребность в здоровом образе жизни, обладающая культурой здоровья.
\
Вывод:
На сегодняшний день мы осуществляем свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях школа должна стать для детей учебным заведением, в котором не только дают качественные знания, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности.
В соответствии с письмом МО РФ от 02.04.2002 го № 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении" приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Поэтому мы не можем рассматривать воспитательную работу, как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности или вообще вынесенных за рамки преподавательской деятельности учителей.
Воспитание понимается нами как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук, как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и учащихся, т.е. предполагает единство процесса во всех сферах образовательной деятельности.
Поэтому воспитательная система школы - целостная совокупность ключевых компетенций, взаимодействие и интеграция которых составляют школьный компонент и способствует целенаправленному и эффективному развитию личности школьников в условии здоровьесбережения.